В конце ноября команда ЦП вместе со всеми интернетами оплакала
смерть WinAmp. Оказывается, история с эвтаназией некогда одного из самых популярных плееров в мире все это время не давала покоя маленькому украинскому стартапу Coppertino, который разрабатывает плеер
VOX. Они инициировали небольшое расследование, в котором обнаружился старательно замаскированный американским кофаундером «русский след», купленные спорткары, дома, как у рок-звезд, миллионы долларов и алчность гигантских корпораций.
***
Начало
WinAmp, как это часто бывает в ванильных историях про IT-стартапы, создали двое студентов — Джастин Франкель и
Дмитрий Болдырев. Они вместе учились в Университете Юты. Дмитрий, родившийся в Москве и переехавший с родителями в США, увлекался музыкой и в начале 1990-х написал несколько различных плееров под PC и Mac, но его первым плеером с пользовательским интерфесом стал MacAmp.
[caption id="" align="aligncenter" width="368"]
Дмитрий Болдырев[/caption]
В 1997 году Дмитрий познакомился с Джастином Франкелем, который в то время увлекался 3D-графикой. Однокашники решили доделать мак-версию и создать версию под Windows. Первым вышел MacAmp, который вышел 13 апреля 1997 года. А буквально через пару недель свет увидел канонический WinAmp. В силу большей аудитории именно WinAmp стал популярнее: только за первый год существования продукт набрал аудиторию в несколько миллионов пользователей.
Первые деньги
Нельзя так просто взять и стать кофаундером IT-стартапа в конце 1990-х, не будучи немножко романтиком. Партнеры задумали MacAmp и WinAmp как плееры для свободного мира, для того, чтобы музыка была доступна всем без ограничений и бесплатно. Соответственно, сам плеер тоже должен быть бесплатным. При этом создатели Винампа рассудили, что пользователи сами вправе решать, платить ли за продукт. И прикрутили на сайт кнопку пожертвований. Как ни странно, банковский счет компании Nullsoft резко вышел из «нулевого» состояния: разработчики начали получать деньги.
Однако помимо донейшенов компаньонов ждал еще один подарок судьбы. Плеером с большой пользовательской базой (15 млн. юзеров на июнь 1999 года) заинтересовался крупный бизнес. Предложения продать проект пошли один за другим. Microsoft оценил WinAmp в $6 млн., но команда решила подождать и не прогадала. Через короткий промежуток времени поступило действительно жирное предложение от AOL - получить за WinAmp $80 млн акциями самой компании.
Русский след теряется
Хэппи-энд случился не для всех. С помощью Гугла мы проследили за историей продукта и обратили внимание вот на какую деталь. Разработчик с русским именем внезапно исчезает из контекста историй про WinAmp незадолго перед сделкой с AOL и после 1999 года больше нигде не появляется. Это показалось нам занятным. Мы вышли на Дмитрия и получили его комментарий.
По словам нашего бывшего соотечественника, жадность взяла верх над порядочностью его компаньона, и к моменту предложения AOL Джастин и его отец просто-напросто выжили Дмитрия из компании. Есть мнение, что все было организовано переносом активов из одного юрлица в другое. Как итог — Дмитрия просто выпилили из истории проекта WinAmp, словно его там и не было вовсе. Зато Джастин там есть
в полном объеме.
Что касается истории с Винампом — да, часть из этого правда. Меня выкинули из компании. Это был жестокий удар, мне понадобилось 10 лет, чтобы восстановиться. Но я не могу обвинять в этом только Джастина и его отца (который был финансовым директором Nullsoft). Это может быть дело рук воротил музыкальной индустрии или даже правительства США. Неприятно осознавать, что с тобой поступили так, но я не собираюсь преследовать ни Джастина, ни его отца. Сейчас я живу очень скромно, но в теплом климате на Гавайях, поэтому мне грех жаловаться.
По словам Дмитрия, он смог отсудить пару миллионов долларов, но 2/3 от этой суммы ушли адвокатам, и Дмитрий на руки получил $900 тыс. На эти деньги Дмитрий переехал на Гавайи и стал развивать MacAmp, тогда как Nullsoft сконцентрировался на Винампе. Между прочим, в 1999 году iTunes на Mac еще не было, и многие предпочитали альтернативам именно MacAmp (позже переименованный в MACAST). Его рабочие сборки еще можно
скачать и использовать. И да, небезызвестный SoundJam, впоследствии купленный Apple и переименованный в ITunes, тоже стартовал как один из клонов MacAmp образца 1998 года. Так что в каждом Маке есть частица труда Дмитрия Болдырева.
Наш запрос другому со-основателю компании - Джастину Франкелю - так и остался без ответа. Более того, господин Франкель ничего не ответил ребятам из ArsTechnica, которые пытались разузнать детали истории WinAmp. Известно, что от сделки c AOL Франкель
получил более $60 млн. акциями компании. Отец Джастина получил
более 15 миллионов. Бывший компаньон Болдырева купил дом в центре Сан-Франциско и стал увлекаться автомобилями: в его гараже прописались Honda NSX, Audi RS6 и Porsche 911. Помимо акций, Джастин как лидер проекта WinAmp получал неплохую зарплату в $1 млн. в год от самого AOL. Но к 2004 году бюрократия в AOL достала его окочательно, и он ушел из компании.
WinAmp же продолжил жизнь без кого-либо из своих основателей, но динамичной его судьбу после исхода фаундеров не назовешь.
В то время, как iTunes становился центром цифровой вселенной для пользователей «Маков», зарождались Pandora, Spotify и Last.FM, WinAmp потихоньку покрывался пылью. Версия 5 вышла в 2003 году, версия 5.5 - только в 2007, а версия приложения на декабрь 2013 года — 5.66. Отчасти объясняется это, во-первых, тем, что AOL в 2000 году стала частью империи Time Warner — главных поборников копирайта. В их портфеле просто не должно было быть плеера, играющего пиратскую музыку. Во-вторых, AOL никогда не расценивала WinAmp как самостоятельный продукт. Миллионы долларов были заплачены именно за пользовательскую базу, которая, к сожалению, очень быстро разбежалась по другим конкурирующим продуктам.
Вместо заключения
Сегодня все основатели WinAmp ушли в тень. Дмитрий живет на Гавайях и занимается диджейством. Джастин в 2004 году основал компанию Cockos, где с еще двумя разработчиками занимается различными музыкальными утилитами.
Я и моя команда по мотивам этой истории сделали для себя грустный вывод: если болеешь за свой продукт, не пытайся продаться дорого. Продавайся лишь тогда, когда тебя предложат видимую перспективу развития своего детища.
***
Автор: Иван Абламский, фаундер Coppertino