Оффтоп Vladislava Rakhmanova
3 651

Кейс Yota: создание корпоративной соцсети на базе группы во «ВКонтакте»

Менеджер интернет-проектов оператора Илья Загрядский о наполнении контентом, привлечении сотрудников и обеспечении безопасности.

В закладки
Илья Загрядский

В 2010 году Yota было уже три года, мы быстро росли, и у нас появилась потребность в собственной корпоративной соцсети. Нам нужна была площадка, на которой сотрудники смогли бы свободно общаться и обсуждать рабочие вопросы, не переживая, что внутренняя информация попадёт в чужие руки.

Тогда на рынке было несколько платформ, которые позволяли создать такую площадку. Мы остановили свой выбор на Yammer, у которого на момент нашего обращения уже были такие крупные клиенты, как Xerox, Unicef, Nationwide и другие.

Мы использовали Yammer на протяжении семи лет. Но с быстрым и массовым распространением социальных сетей стало очевидно, что многие новые сотрудники не хотят регистрировать ещё один аккаунт и не понимают, как пользоваться Yammer, который очень сильно отличается от привычных многим «ВКонтакте» и Facebook.

На тот момент статистика показала, что на Yammer зарегистрированы всего 40% сотрудников, а среднее количество уникальных посетителей в месяц свелось к 149.

Почему «ВКонтакте»

После анализа рынка мы приняли решение перенести, а точнее создать с нуля корпоративную соцсеть во «ВКонтакте». По результатам опроса, 86% сотрудников компании на момент поиска решения уже были зарегистрированы в этой социальной сети и заходили на сайт хотя бы один раз в сутки.

Основные этапы

1. Написание ТЗ

Прежде всего перед нами стояла задача организовать единое информационное поле, в котором мы могли бы транслировать корпоративную философию, хранить все необходимые документы и политики, а также дать возможность коллегам общаться на рабочие и свободные темы.

Что касается технической стороны, то здесь нам было важно создать удобный интерфейс, придумать стильное оформление и определиться с разделами. Кроме того, было важно сделать это недорого и быстро. Также весомым фактором при выборе социальной сети стала её доступность с любого устройства (ПК, планшет, смартфон).

2. Создание интерфейсов

Разработка дизайна для каждой страницы, меню, шапки. Верстка wiki-страниц и создание CMS.

Во «ВКонтакте» уже есть вся необходимая функциональность для оформления страницы. Поэтому нам оставалось только разработать визуальные элементы. А вот с наполнением wiki-страниц всё оказалось сложнее.

Стандартный инструмент «ВКонтакте» предлагает только wiki-разметку для добавления контента на страницу, что очень трудоемко, учитывая, что информация в некоторых разделах должна обновляться каждый день.

Например, для событий и мероприятий мы сделали «Календарь». Для того, чтобы он сохранял актуальность, его необходимо ежедневно обновлять: перемещать текущую дату, менять месяц — то есть перевёрстывать заново. Чтобы не заниматься этим вручную, мы написали CMS, в которую лишь добавляем события, а всё остальное происходит автоматически.

Благодаря CMS управлять контентом может любой пользователь. Достаточно одного часа, чтобы объяснить, как это работает. Также «ВКонтакте» внедрила новую функцию, позволяющую добавить в группу одно из сторонних приложений, например, «Вакансии», что частично покрыло наши потребности.

По остальным разделам мы хотим максимально автоматизировать работу с помощью синхронизации с внутренними системами и в дальнейшем отказаться от CMS.

3. Наполнение

Перед тем как пригласить в группу сотрудников, мы загрузили в неё документы, фотографии с мероприятий, календарь событий, а также опубликовали запись о том, что из себя представляет группа и как она будет работать дальше.

За полгода контента стало значительно больше. Сейчас в группу загружено более 7409 фотографий, 62 видео и 119 документов, создано 12 обсуждений, в числе которых обратная связь по тренингам, бюро находок, конкурсы и многое другое.

Также в меню можно найти такие разделы, как «Твоя Yota: инструкция для новичка», «Твой календарь: события и дни рождения», «Документы», «Твоё обучение: YotaStudy, база знаний, специалисты по обучению». Кроме того, каждый сотрудник может оставить свои пожелания об улучшении рабочих процессов и офисного пространства, нажав на кнопку «Есть идея» или написав в helpdesk.

4. Приглашение сотрудников

Учитывая то, что группа закрытая и в неё должны попадать только сотрудники компании, необходимо было придумать механизм добавления пользователей в полуавтоматическом режиме без долгих и дорогих доработок и без интеграции с внутренними сервисами компании.

Мы сделали таблицу в «Google Формах», в которой сотрудники прикладывали ФИО, рабочую почту и ссылку на профиль во «ВКонтакте», после чего подавали заявку на добавление в группу. Инструкция была разослана по почте каждому сотруднику и выведена на телевизоры в офисах.

После этого мы некоторое время сверяли данные из формы cо штатным расписанием и добавляли пользователей вручную. За один час в группу удавалось добавить не более десяти человек при условии, что все данные изначально были внесены без ошибок. Процесс оказался сложным и трудозатратным.

Сейчас мы работаем над новым, полностью автоматическим сценарием добавления сотрудника, который планируем запустить в октябре 2017 года. Мы выбрали известный всем принцип авторизации через соцсети. Каждому новому сотруднику будет приходить на почту письмо с уникальной ссылкой, по которой необходимо авторизоваться во «ВКонтакте» и автоматически добавиться в группу.

Выводы

На всю разработку корпоративной группы (проектирование, дизайн, wiki-страницы, заполнение контентом, подготовка шапок-картинок для публикаций) было потрачено вдвое меньше денег, чем на годовую оплату Yammer. А на создание платформы ушло около трёх месяцев.

Кроме того, мы выделили для себя следующие плюсы:

  • Доступность.
  • Скорость изменения информации без привлечения разработки.
  • Разграничение прав.
  • Привычный интерфейс.
  • Уведомления.
  • Быстрый доступ к необходимой информации.
  • Единое информационное поле для сотрудников.

Результат

Первые месяцы стена в группе была открыта только для нескольких людей из административного отдела, которые добавляли в группу весь необходимый контент: документы, фотографии с мероприятий, новости компании, список дней рождений сотрудников и другое.

Сейчас стена открыта для всех. В основном на ней появляются приветственные записи от новых сотрудников с кратким рассказом о том, кто они, откуда к нам пришли, и фотографиями. В группе каждый может напрямую задать вопрос руководителю любого уровня, найти необходимые документы и поделиться обратной связью по проектам и событиям. Получается единое информационное поле, в котором появляется информация обо всём, что происходит в компании.

Конечно, нельзя сказать, что «ВКонтакте» удовлетворяет все наши потребности. Например, пока нет уведомлений для сегментированного информирования, чтобы новость из ленты попадала не всем участникам, а определенной группе людей. При этом статистика показывает, что с момента смены ресурса в группе зарегистрировались 1009 из 1205 сотрудников, а посещаемость по сравнению с Yammer повысилась в десять раз.

Мы не могли представить, с чем столкнёмся в процессе создания интранета на базе общедоступной сети, но у нас получился хороший, рабочий инструмент, который мы модифицируем по сей день.

Конечно, всегда существует возможность взлома аккаунта кого-то из сотрудников — участников группы. Поэтому мы тщательно отбираем информацию, которую публикуем в YotaTeam. Здесь каждый сотрудник может найти необходимые документы для комфортной работы в компании: бланки, заявления, внутренние политики.

Но ни один из этих документов не содержит коммерческие данные, технические детали, планы развития или любую другую конфиденциальную информацию. Такая практика справедлива для любого внутреннего ресурса, войти в который можно извне без дополнительных средств защиты.

Кроме того, перед вступлением в группу мы просили коллег настроить двухфакторную аутентификацию, чтобы дополнительно защитить личный профиль от взлома.​

#кейс

{ "author_name": "Vladislava Rakhmanova", "author_type": "editor", "tags": ["\u043a\u0435\u0439\u0441"], "comments": 33, "likes": 21, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 26840, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Thu, 28 Sep 2017 10:56:00 +0300" }
{ "id": 26840, "author_id": 75278, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/26840\/get","add":"\/comments\/26840\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/26840"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

33 комментария 33 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
0

Типичный "менеджерский" поверхностный текст. Очевидно, что реальной разработкой занимался кто-то другой.

Ответить
2

Здравствуйте! В процессе создания ресурса мы конечно разобрались и в технических подробностях и ограничениях ресурса, но хотели написать общий мануал, который будет понятен и прост для восприятия. В работе нам помогала команда CreativePeople.

Ответить
2

Эм.. То есть вся суть статьи сводится к "смотрите, мы создали себе группу в ВК!"

Ответить

Комментарий удален

2

Добрый день! При увольнении сотрудника – отключаются все его внутренние учетные записи и ответственным сотрудникам приходит уведомление о необходимости удалить соответствующую учетную запись из группы.

Ответить
0

Спасибо за безлимитный 4G! Вы -лучшие : )

Ответить

Комментарий удален

0

Добрый день! Мы никого не убивали :) Мы просто решили изменить формат предоставления услуг для смартфона для того, чтобы сделать наши тарифы более гибкими, подходящими под потребности каждого пользователя.

Согласитесь, ведь гораздо удобнее самостоятельно выбирать необходимое количество минут и трафика, а также по желанию подключать опции безлимитных мобильных приложений и SMS. Таким образом, Вы можете выбрать только самое необходимое и не переплачивать за неиспользуемые услуги ;)

Ответить

Комментарий удален

0

Не ну у YOTA многое хорошо сделано. Тот кто продумал и создал всю эту организацию, человек с мозгами. Допустим Сим-карта, тарифы средние в рейтинге. Техподдержка ни разу не проигнорила и всегда вежлива. Респект огромный! Я редко такое встречал. Сим-карты привозят люди с ограниченными возможностями (глухонемые), значит компания уже заслуживает уважения если помогает таким слоям населения зарабатывать. Хотя были нестыковки с этим, но это простительно по итогу. Связь, интернет - я не помню чтобы что-то застревало или создавало неудобства. В остальном я всех операторов перепробовал и не помню чтобы YOTA меня напрягала.

Единственный недочет, который присущ все операторам: цена минуты диалога со странами СНГ - 30 руб/мин. На долгий период ОТРЕЗАЛО от СНГ, друзей там много, родственники есть. Ладно я сам через интернет могу. Больше родителям неудобно, которым сложно понять меняющиеся тренды технологий.

С прайсами теперь также поработайте и огромное число представителей СНГ в Москве и Питере уверен загрузят трафик сети. Надо всего лишь присмотреться к тому, КАК они разговаривают по телефону и СКОЛЬКО времени тратят на диалоги с родными.
Родные люди - это все для человека)) Спасибо вам!

Ответить
0

А не секрет ли бюджет проекта?

Ответить
2

Юрий, перелогиньтесь)

Ответить
0

К сожалению, мы не раскрываем эти данные.

Ответить
0

@Workplace by Facebook?

Ответить
0

facebook - супостат заморскай, да еще и с отвратительным ux.

Ответить
–5

Изврат.

Ответить
1

А можете подробнее описать почему так считаете?

Ответить
1

Хорошая идея, молодцы.
Думаю вконтакте скоро добавить новую функциональность, прочитав вашу статью)

Ответить
3

Спасибо!) Мы постарались создать комфортную среду для каждого сотрудника компании, основываясь на современных потребностях и привычках)
Согласитесь, значительно удобнее зайти, как обычно, в VK (без регистрации и смс) и среди обычных постов от пабликов видеть точно такой же пост от любимой компании, чем заходить на сторонний ресурс и совершать множество лишних действий)

Ответить
0

Сделали бы визуальный редактор... Вики-разметка - каменный век.

Ответить
0

Благодарю за статью. Обстоятельно и занимательно, будет в избранном. Точно пригодится! :)

Ответить
2

Будто клонированный ответ бота прочитал

Ответить
0

Показалось ;)

Ответить
0

Для сотрудника обязательно вступать в группу или нет? Как вы относитесь если у сотрудника в аккаунте какой-нибудь треш? Или, например, сотрудник имеет два аккаунта, один красивый для Йоты, второй для себя?

Ответить
2

Здравствуйте! Мы не заставляем вступать сотрудников в группу, но стараемся размещать в группе интересную и полезную информацию и таким образом создавать стимул для вступления. Некоторые сотрудники, не имевшие ранее своей странички в VK создали странички и теперь очень активно общаются с другими сотрудниками, обсуждают рабочие моменты, что очень полезно для поддержания внутренней позитивной атмосферы.

Если же у сотрудника есть какой-то треш, то это его личное дело как именно себя позиционировать в интернете. Если сотрудник позиционирует себя как пользователь интернета, то никаких вопросов быть не может, но если он позиционирует себя именно как сотрудника Yota или является публичным лицом, то мы просим обычно держаться в рамках приличий в публичном пространстве :)

Сколько аккаунтов иметь - это уже личное дело каждого, но такой практики, чтобы люди использовали какие-то дополнительные аккаунты специально для нашей группы - у нас нет. Мы все друг на друга подписаны в соц сетях, постоянно общаемся и использовать какие-то аккаунты просто нет смысла)

Ответить
0

А вам не кажется, что сотрудники могут отвлекаться на лишние посты и сообщения, когда заходит в ВК?

Ответить
2

Здравствуйте! Простите, что отвечаем с запозданием - отвлеклись на VK:)

Если серьезно, то в этом нет никакой проблемы. У нас нет каких-то строгих запретов относительно социальных сетей. Социальные сети сейчас настолько плотно вошли в нашу повседневность, что запрещать людям смотреть в свои смартфоны - довольно странно и не продуктивно.

Мы, в первую очередь, работаем на результат, а для достижения хороших результатов нужна хорошая коммуникация и социальные сети больше в этом помогают, чем вредят.

Ответить
0

Всё таки у вас много сотрудников и на лицо узкие места соцсети, к примеру нельзя сделать подгруппы, вики ограничен.
К примеру тот же битрикс24 я уверен позволил бы избежать многих доработок, просто о в рамках своего типового функционала.
Ещё большой недостаток, что людям с личных страниц приходится входить, а не все 🤔 думаю с энтузиазмом встретят

Ответить
1

У "ВКонтакте" есть очень большой плюс, который перекрывает все узкие места. Интерфейс соцсети привычен и понятен большинству сотрудников Yota. Многие пользовались им еще до начала работы в компании. А для нас главное - чтобы коллеги получали всю необходимую информацию и общались друг с другом в привычной для них среде. На рынке действительно есть большое количество различных сервисов для корпоративных соцсетей, но мы не хотим заставлять людей регистрировать еще один аккаунт, изучать еще одну площадку и т.д.

Ответить
0

Вообще, смысл использования Yammer все же в том, чтобы эффективно делиться именно рабочей информацией и взаимодействовать по рабочим вопросам вне строгих рамок отделов и т.д., а не в том, чтобы просто размещать бланки и приветствовать новых сотрудников. Так что решение на базе ВК не является ему заменой в полном объеме.
Но Yammer в Yota видимо не взлетел, вполне возможно что из-за недостатков самого Yammer, а может из-за каких-то особенностей корпоративной культуры.

Ответить
1

Дмитрий, здравствуйте! Вполне возможно, что нам комфортно в этой группе из-за особенностей корпоративной культуры, но по функционалу мы не могли бы сказать, что нам что-то мешает делиться рабочей информацией.

Конечно, определенные доработки нам бы не помешали, но текущее развитие и функционал сообществ VK позволяет делать большинство необходимых вещей даже с точки зрения корпоративного общения (у нас оно свободное и дружелюбное, больше подходящее для VK, чем для строгих корпоративных решений), а не просто размещать бланки и приветствовать сотрудников.

Ответить
0

А сколько времени ушло на создание cms?

Ответить
0

Михаил, добрый день. Около двух месяцев.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления