Remoto — как контролировать автомобиль на расстоянии Статьи редакции

Как же приятно выйти освежающим зимним утром на улицу и обнаружить, что автомобильчик уже греется и призывно моргает фарами! В 2014 году для этого вовсе не обязательно заставлять малолетнего сына выходить из дома на полчаса раньше вас — всё делает техника.

Уже давно есть дистанционный запуск и прогрев, который часто продают в комплекте с сигнализацией. Люди, с которыми мы общались в этот раз, пошли гораздо дальше — у них есть мобильное приложение Remoto, позволяющее удалённо управлять множеством функций автомобиля: открывать и закрывать двери и багажник, регулировать температуру, определять местоположение и т. д.

Прошу любить и жаловать — Иван Мишанин (основатель проекта и управляющий директор компании bright box) и Иннокентий Белоцкий (председатель совета директоров Сloud4Auto Ventures и bright box).

Панфилов: Опишите вкратце, как это работает, сложно ли в установке, сколько стоит, есть ли аналоги?

Иван: Мобильное приложение Remoto управляет частью функций автомобиля удаленно, за счет оборудования, которое установлено дополнительно в машине. Реализация классическая: дополнительное оборудование в авто – сервер управления – мобильное приложение. Вся бизнес-логика реализована на сервере, доп. оборудование занимается выполнением команд и передачей статусов, мобильное приложение отвечает за отображение информации и отправку команд на сервер.



Установка возможна только у автомобильного дилера, в нашем случае сейчас это любой официальный дилер «Киа Мотор Рус». Установка занимает 3,5 нормочаса. При определенном опыте устанавливают оборудование за 2 часа. В данный момент мы пока продаемся только через официальную дилерскую сеть «Киа» в России, ведем переговоры с рынком Казахстана и рядом других брендов. Рекомендованная розничная цена у дилеров «Киа» — 6 850 рублей с НДС, стоимость установки варьируется от дилера к дилеру и составляет от 3 000 до 7 000 рублей.

Есть аналоги в мире: это такие решения, как Volvo on Call, OnStar от General Motors, Viber. Мы отличаемся существенно более низкой ценой, глубокой интеграцией в автомобиль.

Панфилов: Сейчас, как я понял, вы работаете только с KIA – почему выбрали их, когда и с кем будете расширяться? Требуется ли какая-то кастомизация для других моделей?

Иван: Перед началом проекта мы прошлись по всем основным дистрибуторам автомобильной техники в России и в лице представительства Киа нашли партнера, который сразу увидел плюсы для своих клиентов от такого оборудования. По сути, мы получили от представительства прекомитмент начать продавать наше оборудование сразу после того, как мы его выпустим и сертифицируем у них. Сейчас мы ведем переговоры с коллегами из представительства «Киа» в Казахстане и ряде других стран СНГ.

Но это не означает, что мы останавливаемся только на бренде «Киа» — наши планы существенно шире. Для других брендов требуется кастомизация на уровне софта; открою секрет: мы уже ведем такую работу по согласию и желанию двух брендов, которые продают автомобили в массовом сегменте. Такая кастомизация делается достаточно быстро — за 1-2 месяца мы можем адаптировать еще один бренд.



Панфилов: Многие ли автолюбители уже решились на это, каковы их отзывы?

Иван: Мы начали продаваться только в конце ноября. Признаю честно, были проблемы в самом начале продаж, почти все они были связаны с софтом или некачественным монтажом Remoto, сейчас эти проблемы решены. Изначальный интерес среди активных пользователей интернета был огромен, далее появились первые отзывы — конечно же, проблемы повлияли и на отзывы. Но мы работали с каждым или почти каждым клиентом, несмотря на то, сколько бы это не требовало времени или денег.

Для нас была важна репутация и удовлетворённость автовладельца. Я лично ездил к дилерам на установки Remoto, общался с конечными клиентами – мне было важно знать, как это все дышит и живет. Сейчас продукт работает стабильно, в него добавляются новые функции и улучшаются потребительские качества. Отзывы стали хорошими, но мы хотим отличных и работаем над этим.

Сейчас мы сформировали среди наиболее активных клиентов тестовую группу, с которой находимся в постоянном контакте. Буквально на днях выходит большое обновление, которое даст продукту множество новых функций. Кроме того, мы проводили неделю назад опрос конечных пользователей по уровню удовлетворенности продуктом – текущий показатель чуть менее 4 баллов из 5. Будем работать, чтобы было лучше.



Иннокентий: На данный момент мы отгрузили в KIA 1100 устройств, из которых уже 30% установлено клиентам. По нашим прогнозам, мы выйдем на 1000 установок в месяц к апрелю этого года.

Панфилов: Интересно про деньги узнать — поднимали проект на свои, или с самого начала привлекали инвестиции? Сколько планируете заработать в этом году, когда выйдете в прибыль? Сколько у вас человек в команде, офисов?

Иван: Проект финансировали из денег, которые уже были в компании. Мы привлекли определенную сумму от фонда Cloud4Auto в момент открытия компании, но тогда планов на этот продукт не было. Это бизнес-направление уже операционно прибыльное, мы начали покрывать прямые расходы со второго месяца его запуска. В этом квартале у нас еще много расходов на R&D по развитию продукта, но они уже существенно ниже, чем были, скажем, в прошлом — продукт сейчас обладает всеми наиболее востребованными функциями.

Этим продуктом у нас занимаются (с разной загрузкой) менеджер по продукту, архитектор ПО, разработчик серверной части, 2 разработчика мобильного приложения, инженер по оборудованию, разработчик встраиваемого ПО, специалист по поддержке дилеров. Тут важно заметить, что большинство ролей долгое время были на аутсорсинге, пока мы не запустили проект и только тогда начали брать людей в штат. Это позволило нам снизить риски и расходы.

У компании один офис в Москве и небольшие представительства в Екатеринбурге и Минске.



Иннокентий: Компания bright box была нами профинансирована в сентябре 2012 года в размере 270 000 долларов (информация доступна в открытых источниках). На эти деньги было создан первый продукт DealerMobility, и существенно расширен бизнес по разработке программного обеспечения для автомобильных OEM. Соответственно, основные затраты на создание Remoto были профинансированы за счет прибыли компании от этих направлений деятельности.

Наш фонд дополнительно финансировал только закупку компонентов для первой партии Remoto в виде инвестиционного займа около 100 000 долларов. В целом, планы на этот  год — добиться оборота около 3,5 млн долларов с положительной EBITDA в размере около 10% без привлечения каких-либо дополнительных инвестиций. Также рассматриваем возможность проведения следующего раунда инвестиций для того, чтобы оперативно подключить все остальные марки автомобилей и параллельно разработать ряд сопутствующих продуктов, дополняющих Remoto.

Также хочу отметить, что бизнес Remoto создавался полностью в соответствии с методологией Customer Development, которая позволяет протестировать гипотезы о проблемах клиентов и методах их решения без вложения денег. По сути, мы начали вкладывать деньги компании в продукт только после того, как получили подтверждение высокого спроса на продукт и предзаказ от компании KiaMotorsRus.



Панфилов: Каково, по-вашему, будущее автомобилестроения вообще? Какие там тренды? Электромобили, самоходные автомобили, интерактивные системы управления, ещё что-то — как скоро это всё войдёт в жизнь среднего россиянина?

Иван: Думаю, что все двигается к тому, что машина будет таким же гаджетом, как и смартфон, простым и удобным в управлении и использовании. Виден явный тренд — машина на связи, интертеймент в машине как дома, машины умнеют. Эти технологии появились не сегодня, но только сейчас они становятся реально доступными по цене — и мы двигаемся туда же. Также виден тренд в области машин с полным круиз-контролем – это тоже будет в ближайшие лет 10.

Панфилов: Отлично, спасибо!