Стартап дня: сеть электроскутеров Gogoro

Директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group Александр Горный каждый день рассказывает о примечательных проектах.

Стартап дня: сеть электроскутеров Gogoro

Если не считать Apple, все ключевые компании новой экономики зарабатывают на сервисе, а не на производстве. Если железка приносит прибыль, то какой бы сложной она ни была, конкуренты быстро создают копию, начинается ценовая конкуренция, а прибыль заканчивается.

iPhone доказывает, такой сценарий — не приговор, но «существование исключения подтверждает правило», услугам в долгосрочной перспективе проще.

Стартап дня Gogoro производит отличные электроскутеры с выдающимися тактико-техническими характеристиками, но вся история компании — поиск сервисной бизнес-модели, борьба за деньги по подписке в дополнение к разовой продаже самого агрегата.

По изначальному плану пользователь платит за обмен батарей. Конструкция скутера позволяет быстро заменить аккумулятор. Gogoro хотел развернуть сеть зарядных станций, аналогов заправки для бензиновых автомобилей. Электричество заканчивается — едешь на ближайшую точку, почти моментально получаешь новую батарею, едешь дальше, никаких многочасовых зарядок и специальных кабелей.

Цена зависит от километража, в родном Тайване, где сеть удалось построить, ежедневные поездки по десять километров туда-обратно обойдутся в полторы тысячи рублей в месяц на наши деньги. Для сравнения, московское метро стоит почти столько же, бензин для такого использования автомобиля выйдет в два раза дороже.

В Тайване модель сошлась. Gogoro построил 450 станций по всему острову, продал 30 тысяч скутеров, все работает, как и планировалось, подписные деньги капают, но Тайвань маленький, а по миру сервис не пошел. Самому строить инфраструктуру в каждом городе никаких инвестиций не хватит, а брать франшизу желающих не нашлось.

Планом Б оказался байкшеринг. В этом году Gogoro вышел в Париж и Берлин, но не продает там свои скутеры, а дает их в аренду на поездки, все по велосипедной классике.

Замену батарей осуществляет сама компания: близкий к разрядке скутер выключается из раздачи, к нему едет курьер со сменкой. О результатах говорить рано, сервис только начал развитие, но инвесторы в успех верят — этой осенью Gogoro поднял чудовищный раунд на $300 млн, Парижем и Берлином дело явно не ограничится.

1212
11 комментариев

Статья в корне не соответствует реальности. Сервис байкшеринга (называется Coup) на 100% принадлежит материнской компании Bosch. Coup только закупает скутеры у Gogoro, поэтому Gogoro никак не участвует в распределении прибыли от проката скутеров, и соответственно прокат не является бизнес моделью Gogoro.

10
Ответить

Согласен + они в Берлине запустились не в этом году, а в прошлом. Отличные скутер через день езжу на них на работу (цена такая же, как на общественном транспорте).

Писал им в ФБ с вопросом, как бы купить их байк и да, ответили развернуто и с объяснением:
"We are happy to hear you are liking the Coup service and the Gogoro Smartscooter. We are currently only available for purchase in Taiwan. Unlike other e-scooters, Gogoro Smartscooters work on a battery swap model. Our products are part of a complete ecosystem, the Gogoro Energy Network (GEN). Therefore, our Smartscooters currently only operate within GEN coverage areas in Taiwan, and are not yet available for export as standalone packages in Germany."

3
Ответить

Норм такая аналитическая записка от директора по стратегии и анализу

1
Ответить

Принадлежит bosch - да, не участвует в прибыли - нет.

Ответить

в Барселоне, Риме есть eCooltra. 0.25 евро за 1 минуту! Покатался промоминутки, потом пару раз поездка в 20 минут вышла по 5 евро.. и решил, что не так то и интересно это. Стоять на светофорах нужно достаточно часто в плотном городе. Лучше на транспорте за 1 евро.

1
Ответить