Компания GoPro собирается провернуть IPO, но речь в этом случае идёт не столько о камерах, сколько о построении целой медиаимперии. Как устроен бизнес GoPro и какие у него перспективы? В этом
разобрались журналисты Engadget.
В 2001 году текущий CEO GoPro Ник Вудман переживал серьёзные неприятности — его тогдашняя компания по производству социальных игр стремительно проваливалась, очевидно, сильно опередив своё время (это мы можем заключить, взглянув на успехи той же Zynga или Candy Crush Saga, которая тоже
внезапно хочет выйти на IPO). Чтобы придумать, что делать дальше, Вудман отправился заниматься сёрфингом — и новая идея пришла к нему ещё во время сборов. Ведь водонепроницаемая камера очень сильно пригодилась бы там, среди волн и песка.
Крошечная, но светлая мысль о том, что было бы неплохо снимать себя и друзей во время сёрфинга, через несколько лет превратилась в целую империю.
И почти 10 лет спустя GoPro продолжает расти. Только-только развернув первые офисы в Европе, компания уже планирует выходить на биржу. Прежде они довольно неохотно рассказывали о своих показателях в продажах, но перед IPO самое время немного раскрыть карты — в 2012 году компания выручила почти 500 миллионов долларов, и это число, по словам Вудмана, удваивается каждый год.
Как и Twitter, GoPro не планирует выкладывать свои официальные документы в открытый доступ до момента выхода на биржу, однако сейчас можно судить, что в 2013 году они всё же не смогли заработать миллиард (так как в этом случае им по закону пришлось бы открыть финансовую информацию).
Вопрос в том, можно ли удержать такую бодрую тенденцию, продолжая продавать камеры и аксессуары к ним?
Вообще, для тех, кто не в курсе, GoPro – это те маленькие серебристые коробочки, которые всякие спортсмены часто крепят себе на голову, чтобы получить мощные фотографии и видео «от первого лица». Первые модели таких камер сильно отличались от тех, что выпускаются сейчас — изначально всё снималось на плёнку (2004 год), только потом производители переключились на цифру и добавили функцию видеозаписи.
Камеры GoPro выдерживают любые погодные условия, падения, удары, и в целом очень живучие. При этом качество съёмки очень высокое для такой маленькой коробочки.
При этом у GoPro есть конкуренты — Sony, Drift, Polaroid, множество более дешёвых поделок. Примечательно, что GoPro всё равно оставляет конкурентов далеко позади, несмотря на оживлённую борьбу на рынке. Её бренд настолько силён, что английское слово «GoPro» может вскоре стать синонимом «камеры для экстремалов» — как слово «ксерокс» в своё время заменило «копировальный аппарат».
Сам Вудман объясняет свой успех тем, что компании удалось создать качественный и очень простой в использовании продукт.
При этом маркетинг у GoPro тоже очень хорош. Во-первых, в раскрутке помогают сами обладатели камер, выкладывая в интернет свои прекрасные и захватывающие видео — зрителям, конечно, хочется снимать такие же. Во-вторых, у GoPro есть очень популярная
страница на Facebook.
Несмотря на популярность продукта, высокую прибыль и активную пользовательскую базу, негативные моменты для будущих инвесторов тоже присутствуют. Текущий успех неоспорим, но для компании, выходящей на биржу, он должен быть долгосрочным. Сейчас у GoPro есть много фанатов, но как много из них купят новую камеру в следующем году? Сможет ли вообще компания выпускать новую камеру каждый год? Технология имеет свойство тормозить себя — сравните развитие смартфонов в период с 2007 по 2010 и с 2011 по 2013, к примеру. Учитывая то, что у всех конкурентов есть доступ к тем же технологиям, GoPro придётся плотнее и плотнее окучивать своих покупателей, прочно захватывая их в свои сети и поддерживая силу бренда.
GoPro продаёт не только камеры и обвесы, но ещё и образ жизни (да, как Starbucks, например). Вудман говорит, что устройство замечательно не только само по себе, но ещё и благодаря тому, что оно позволяет вытворять и ощущать. И когда люди понимают, благодаря чему это всё становится возможным, они понимают, что искренне любят свою камеру GoPro.
GoPro вполне может стать целой платформой благодаря уникальному контенту, который производят эти камеры — вот, например, в самолётах Virgin America запущен целый тематический ТВ-канал. Впоследствии его смогут смотреть пользователи Xbox (как раз перед IPO). Кроме Xbox есть ещё множество потенциальных каналов распространения. Вудман говорит, что здесь возможности безграничны — тем более, что около 90% отснятого материала пользователи ещё не выложили в открытый доступ.
Сейчас GoPro курирует весь контент канала, но они определённо осведомлены об огромном количестве материала снаружи. Не говоря уже о том, что они явно хотят его заполучить — каждую минуту на YouTube загружается как минимум одно видео с этих камер. Red Bull, который с точки зрения аудитории идёт плечом к плечу с GoPro, уже давно в этой игре со всеми своими журналами, мероприятиями, кроссплатформенными видео и так далее. Эта сфера стала настолько доходной для производителя напитков, что они выделили её в
отдельный бизнес. В чём преимущество Вудмана? Нельзя так просто купить банку с энергетиком через браузер, ТВ или приложение.
[caption id="" align="aligncenter" width="630"]
Команда GoPro на вручении премии «Эмми»[/caption]
Сегодня, однако, встаёт один большой вопрос: окупится ли тяжкий труд Вудмана и его команды, когда компания выйдёт на биржу летом этого года? Невозможно предсказать это наверняка, но в их пользу говорит множество вещей. Во-первых, и что самое важное, компания уже зарабатывает деньги, и в этом опережает
тот же Twitter. Во-вторых, GoPro делает настоящий продукт. Facebook, мощной корпорации с нематериальным продуктом,
было непросто на первых порах в качестве публичной компании. И, в конце концов, у GoPro есть все признаки растущей медиа компании, что, конечно же, не панацея, но создаёт какую-то почву для плодотворного расширения.
И если всё это не сработает, то, в общем-то, на играх
уже можно зарабатывать.