Готов ли российский потребительский рынок к AR-технологиям

Дополненную реальность называют одним из главных технологических трендов ближайших лет. Но насколько этот прогноз реален для российского рынка и готовы ли отечественные пользователи к AR-технологиям?

В октябре компания Leroy Merlin выпустила обновленную версию мобильного приложения: с функцией дополненной реальности. В новой версии пользователь может «примерить» ряд товаров из каталога к собственному интерьеру — через камеру телефона или планшета. Расскажу, почему мы обратились к технологии AR, как разрабатывалось приложение и что получилось в итоге.

Перспективы AR для бизнеса

По информации TechCrunch, суммарная капитализация рынка mobile VR/AR в этом году приближается к $10 млрд, а уже к 2021-му его объем достигнет $108 млрд, причем $83 млрд придутся на mobile AR.

Исследование Digi Capital, на которое ссылается ресурс, прогнозирует, что 75% дохода от использования VR/AR-технологий обеспечат четыре сегмента: хардвер, данные мобильных сетей, продажа рекламы и e-commerce — примерно в равных пропорциях. Электронная коммерция с применением AR имеет все шансы на успех, и внедрять новые технологии нужно уже сейчас, потому как через несколько лет дополненная реальность может стать обыденностью.

Кто-то может возразить, что вся эта статистика и прогнозы касаются в большей степени рынка США, а российские пользователи пока не готовы делать покупки в дополненной реальности. Это стереотип. Наш опыт показывает, что пользователи положительно восприняли инновацию. Возможность «примерить» мебель — это новый экспириенс, людям интересен процесс. Всего за неделю после релиза количество пользователей приложения выросло на 1000%.

Технологии наиболее интересны тогда, когда они новые. Мой совет — внедрять инновации как можно быстрее, сразу же, как только они выходят. Даже «сыроватые» технологии можно применять для бизнеса, если функция незнакомая — обучать пользователей применять ее на практике. При таком подходе можно на ранних этапах получить качественную обратную связь, улучшить продукт.

Рынок AR в России и в мире

Business Daily News приводит несколько наиболее перспективных направлений использования дополненной реальности. Первое — бизнес-приложения с AR-функционалом, на втором месте — удаленное сотрудничество, далее следуют тренинги и образование, ремонт (сотрудник с низкой квалификацией может наладить работу сложного механизма, опираясь на AR-инструкции). В список попали демонстрация продуктов, туры и картографические сервисы, а также AR-офисы — помещения, наполненные виртуальным оборудованием для работы.

Список потенциальных бизнес-продуктов на базе AR можно продолжить, в том числе — реальными примерами. Согласно подсчетам Tech Pro Research, к началу 2016 года 37% компаний использовали технологии виртуальной реальности, 39% опрошенных применяли дополненную. Часть опрошенных сказали, что собираются внедрить VR и AR технологии в течение 1 года (10% и 13% соответственно).

В России ситуация иная. По данным Cossa, в 2017 году, только 15% российских компаний внедряют VR/AR-функционал. Еще 9% планируют это сделать. А вот 35% опрошенных представителей бизнеса вообще не знали о VR/AR или не представляли, что эти технологии можно использовать в предпринимательских целях.

AR-сервисы — не только для IT-компаний

Специалистов, способных качественно реализовать AR-приложение, не так много. К тому же, если компания не знакома с технологией, найти исполнителя и поставить конкретную задачу тоже непросто. Решение — найти постоянного подрядчика, который разделяет ценности компании. Так, наше новое приложение разрабатывала компания Nullgravity, с которой мы давно сотрудничаем. Начинали с разработки мобильного приложения, но постепенно расширили портфель инноваций. У нас очень сходятся взгляды относительно того, как, зачем и почему нужно проводить диджитал-трансформацию бизнеса.

Технология дополненной реальности — тренд, который на слуху уже не первый год. Да и сама идея применить AR для «примерки» мебели не нова. Спектр возможностей очень широк, тем интереснее экспериментировать и создавать инновационные продукты. Мы с Nullgravity давно планировали реализовать подобный функционал, а после того как Apple на WWDC представили ARKit, эта технология стала доступнее.

Конечно, есть альтернативные решения: InfinityAR, Vuforia, ARToolKit, Catchoom, Augment, Blippar и многие другие платформы. Но «родной» фреймворк априори будет работать на девайсах Apple лучше, быстрее и корректнее, чем любой другой. Сейчас мы ждем релиза подобного функционала для Android, чтобы добавить дополненную реальность в Android-приложение.

Готов ли российский потребительский рынок к AR-технологиям

Процесс разработки: опыт Leroy Merlin и Nullgravity

Команда разработки физически находится в другом городе, но это абсолютно не мешает коммуникации. Мы построили процесс так, что я постоянно держу руку на пульсе. У нас обозначены долгосрочные планы, мы разбиваем их на спринты и работаем. Регулярно проводим демо, ретроспективы, несколько раз в неделю делаем дайджесты, в которых оповещаем всю команду о том, что было сделано, каковы результаты, как это повлияло на показатели, определяем следующие шаги.

Процесс разработки занял несколько месяцев. Но мы не считаем, что работа закончена. Планируем постоянно расширять и дополнять ассортимент товаров, доступных для просмотра в режиме дополненной реальности. Ориентируемся на популярность категорий и просьбы покупателей. В целом внимательно относимся к отзывам, которые оставляют пользователи в AppStore и Google Play, каждую неделю мониторим и анализируем их.

Интересно, что возникла задержка с релизом приложения. В первый раз мы не прошли ревью App Store: сама технология была в порядке, но пришлось дополнить сопроводительные документы. Оказалось, что нужно было больше внимания уделить описанию AR-функционала, поскольку технология новая. Об этом нигде не было написано: опять же, потому что технология новая. Обновление отклонили. Но команда оперативно дополнила документацию — и релиз состоялся.

AR и потребители: немного статистики

По последним данным Фонда «Общественное мнение», 60% взрослых россиян пользуются интернетом каждый день. Для жителей Москвы этот показатель составляет 79%, для Санкт-Петербурга я 80%, для городов-миллионников — 74%. При этом в Statista подсчитали, что только 16% интернет-трафика в РФ приходится на мобильные устройства. Если учесть количество взрослого населения по данным Росстата (около 116 миллионов), мы получим 11 млн человек, ежедневно пользующихся мобильным интернетом в России. При такой потенциальной аудитории есть смысл тратить ресурсы на разработку AR-продуктов.

Наши цифры показывают, что приложения с дополненной реальностью россиянам интересны. На 1000% выросло не только количество пользователей, но и количество сеансов. При этом средняя продолжительность сеанса возросла на 20%. Кроме прочего, мы отслеживаем комментарии и обзоры, большинство из которых — положительные. Также пользователи оставляют пожелания о том, что можно улучшить. Например, в нескольких отзывах написали, что приложению необходим личный кабинет, и мы намерены добавить эту функцию в одном из следующих релизов.

Дополненная реальность и практические задачи

Технологии дополненной реальности хорошо себя показали в сочетании с геймификацией: отечественный бизнес «приручил» Pokemon Go, хорошую игру продемонстрировали тогда, к примеру, Сбербанк и Связной. Но российские пользователи пока не привыкли к AR-приложениям, направленным на решение практических задач. А мы идем именно по этому пути: наша цель — создать не очередную игрушку, а продвинуть новый подход к шоппингу, такой, при котором человеку будет удобнее выбирать товар. Функционал приложения позволяет не просто «поиграться», а купить реальный предмет мебели или декора, который по стилю вписался в интерьер. Думаю, в недалеком будущем такой подход станет новым стандартом в онлайн-ритейле.

Многие привыкли недооценивать своих клиентов и считают, что какие-то инновационные вещи будут не поняты или неправильно восприняты. Это ошибка, стереотип. Пользователи живут в том же информационном пространстве, они видят фильмы и рекламные ролики, в которых есть технологии дополненной реальности. Многие из них знают о технологиях больше, чем сами представители бизнеса. Так что это бизнес должен успевать за потребностями и любопытством клиента. Стоит придумывать все новые и новые способы, которые сделают опыт взаимодействия с продуктом еще более комфортным, интуитивно понятным и интересным.

Технологии развиваются и меняют подход к шоппингу. Конечно, в первую очередь это касается молодой аудитории, им любопытно пробовать новое и проще овладеть технологиями. Но и люди старшего поколения уже умеют пользоваться интернет-магазином, смартфонами, мобильным приложением. Они освоят и дополненную реальность. Если бизнес будет ждать, пока все клиенты разберутся в новой технологии, он сильно отстанет от рынка. Так или иначе, в ближайшем будущем паттерны поведения (выбора товаров, покупки) будут меняться. Те инновации, которые сегодня кажутся сложными и неэффективными для бизнеса, завтра могут стать основополагающими. Поэтому уже сейчас мы хотим осваивать их, изучать и понимать, как применять в будущем.

Обновленное приложение Leroy Merlin заметили СМИ, мы получили большое количество публикаций и обзоров, увидели значительный интерес со стороны аудитории. Появляются новые пользователи, возвращаются те, кто уже не проявлял активности. Это говорит о том, что мы на верном пути. Решение быть смелыми и внедрять новые технологии оказалось правильным. Так что советуем коллегам по рынку не бояться экспериментировать с инновациями. Это того стоит.

66
5 комментариев

Круто!

Ответить

Класс, ребята молодцы

Ответить

Когда используешь чужой SDK - это не инновации, щас все DIY вендоры внедрят подобный функционал... цена интеграции от 1-й недели...

Ответить