MediaSoft Mobile — эволюция сотрудничества разработчиков и агентства

Владислав Крайнов
Владислав Крайнов

В 2014 году в результате соединения AGIMA и команды мобильных разработчиков, выходцев из MediaSoft, под моим руководством была создана компания AGIMA.mobile.

За 3 года компания достигла значительных результатов на рынке разработки мобильных приложений, занимает топовые позиции во всех отраслевых рейтингах и является владельцем сильных экспертиз в мобильной разработке, подтвержденных работами для «Перекрестка», «Пятерочки», и других крупных заказчиков.

Быстрый рост компании всегда имеет две стороны. С одной — ощущение успеха и безграничных возможностей, а с другой — издержки быстрого масштабирования. Эти кризисы настигают все успешные компании и требуют от партнеров и менеджмента продуманного решения и четкого плана действий.

С 2018 года продакшн-команда в Ульяновске теперь будет развиваться под брендом MediaSoft Mobile.

Расскажу, как мы с партнерами пришли к такому решению, а также об амбициозных планах MediaSoft Mobile.

Синергия в действии

Все началось в 2014 году. На тот момент команда разработки MediaSoft уже более пяти лет успешно занималась веб-разработкой и активно развивала компетенции в качестве мощного аутсорс-продакшна. Чтобы поддерживать качество таких услуг на высоком уровне, необходимо очень активно заниматься внутренними процессами, обучением персонала и выстраиванием процессов рекрутинга. Устоявшиеся договоренности с местными вузами, программы стажировки и учебные практики — все это обеспечивало хорошую производственную базу компании.

Тогда перед MediaSoft стояла стратегическая задача расширения компетенций. В 2014-м мы поняли, что рынок мобильной разработки в ближайшее время будет переживать сильный рост и ему потребуется качественный продакшн, и начали переносить наш опыт формирования групп разработки на новый сегмент. Практически сразу мы подтвердили гипотезу — рынок уже испытывал сильнейший дефицит в качественном продакшне. У нас сформировался первый пул проектов и группа разработки.

Я стал активнее изучать рынок, и на одной из конференций мы в диалоге с Александром Богдановым поняли, что компания AGIMA также с интересом смотрит в сторону mobile. Это был переломный момент. Осознание того, что мы будем отлично дополнять друг друга и сможем быстро вырастить сильного игрока на только формирующемся рынке мобильного продакшна, подтолкнуло нас к решительным действиям.

Итогом стало создание в 2014 году компании AGIMA.mobile. В таком объединении я видел сильные стороны двух компаний: выстроенные годами процессы продакшна MediaSoft и серьезные компетенции в менеджменте и аккаунтинге AGIMA.

Такая формула действительно позволила добиться быстрого успеха. По пути нам приходилось очень быстро решать проблемы масштабирования и постоянно совершенствовать бизнес-процессы.

Такой темп было трудно держать, но мы приложили титанические усилия для этого, и результаты поражали нас самих. В первый год команда разработки выросла в 4 раза, во второй — еще в 3. Сказывался вакуум рынка мобильной разработки в стране.

Поскольку исторически наш продакшн развивался в Ульяновске, команду мобильных разработчиков мы продолжили формировать там. Кроме того, у MediaSoft уже были выстроенные процессы взаимодействия с вузами и система обучения сотрудников. Мы всегда набирали и растили таланты внутри компании, так как люди были и остаются нашим главным капиталом. Любой «фриланс» всегда был для нас неприемлемым, мы как продакшн должны быть опорой и гарантировать качество для заказчика. Это невозможно без командной работы и чувства личной ответственности за продукт.

AGIMA, в свою очередь, экстраполировала на новое направление мощную экспертизу в менеджменте, аккаунтинге и продажах, а также маркетинге и PR. На некоторых проектах мы так же использовали экспертизу backend-разработки.

Такой союз дал почву для мощного прыжка, и вскоре мы стали компанией первого эшелона в мобайле. За три года нашими клиентами успели стать «Пятерочка», «Перекресток» и многие другие.

Владислав Крайнов и Андрей Аликимович «забирают» второе место рейтинга мобильных разработчиков «Тэглайн»'17
Владислав Крайнов и Андрей Аликимович «забирают» второе место рейтинга мобильных разработчиков «Тэглайн»'17

Для наращивания экспертизы весной 2016 года мы даже успели закрыть M&A-сделку, поглотив одного из старейших игроков на рынке — компанию Вадима Митякина ГАЛС Софт с сильными компетенциями в проектировании приложений. Это позволило нам очень быстро получить экспертизу в качественном продуктовом проектировании и добавило в компанию новые ценности.

Вадим Митякин, ГАЛС Софт, Владислав Крайнов и Александр Богданов, AGIMA
Вадим Митякин, ГАЛС Софт, Владислав Крайнов и Александр Богданов, AGIMA

Трудности роста

Такой взрывной рост не мог не создать ряд факторов, ставших в итоге сдерживающими для обеих сторон союза. Они были обусловлены противоречиями в самих бизнес-процессах.

На digital-рынке существуют две основные модели организации компаний в зависимости от их экспертиз — агентство и продакшн.

Агентства — компании, обладающие сильной управленческой компетенцией. Основной силой агентства, как правило, является клиентский сервис высокого уровня, имеющий широкую экспертизу. Агенства могут содержать собственный продакшн, но в последнее время общерыночной тенденцией является усиление специализаций игроков рынка. Поддерживающие отделы, каким является продакшн, в силу экономической целесообразности чаще всего выносятся в агентстве на аутсорс.

Как итог, бизнес-модель агентства построена на покрытии собственными ресурсами необходимого объема работ, а поскольку объемы неравномерно распределяются в течение года, пиковые нагрузки агентство «закрывает» с привлечением сторонних команд. Таким образом, агентства имеют возможность достаточно быстро масштабироваться под конкретные проекты.

При этом продакшн — это постоянные издержки в виде зарплат сотрудников и сопутствующие расходы. Это безусловно выгодно при прогнозируемом спросе, но, к сожалению, рынок веб-разработки устроен иначе. Именно этот фактор добавляет риски бизнесу, который содержит штатный отдел продакшна.

Например, в AGIMA изначально все компетенции продакшна находятся внутри компании, но для того чтобы справляться с дополнительными объемами, компания привлекает партнеров, которых она выбирала много лет, оттачивая взаимодействие, и работа которых соответствует высоким стандартам качества.

Вторая бизнес-модель — «чистый» продакшн, или производство. По ней работают специалисты с более узкой, но глубокой экспертизой: например, в проектировании, дизайне, разработке или еще более специфичных сферах.

Для продакшна экспертизой является количество технологий и компетенций, глубина познаний и опытные разработчики, которые образуют вокруг себя экосистему и являются носителями сакральных инженерных знаний. Такие компании традиционно работают в качестве субподрядчиков с различными агентствами и клиентами, поскольку управление проектами забирает на себя клиентская сторона. В данном формате бизнес-процесс настроен в первую очередь на долгосрочное сотрудничество и постоянные объемы высокотехнологичных проектов. И чем выше квалификация продакшна, тем больше требований возникает к входящим проектам и клиентам. Этот фактор является обязательным, так как простой проект или частое переключение разработчиков с проекта на проект влечет за собой падение мотивации и, как итог, потерю специалистов.

Сегодня ситуация на рынке такова, что качественные исполнители в дефиците. Так происходит потому, что digital-отрасль производит крайне сложные технологически продукты. Порог входа на рынок продакшнов в последние годы довольно высокий, поскольку весьма мало специалистов, являющихся профессионалами в узкой нише. И чем выше планка той или иной технологии, тем меньше квалифицированных кадров в этой области. Ситуация на кадровом рынке сложная, программистов очень не хватает всем.

В AGIMA.mobile мы совместили обе модели развития — «агентство» и «продакшн» — внутри одной компании. И если при небольших объемах объединение экспертиз было эффективным, то чем больше становилось производство, тем больше сложностей появлялось во взаимодействии

Одним из ключевых противоречий концепции стала бизнес-несовместимость. Наращивать производственные мощности — в нашем случае штат разработчиков — так же быстро, как продажи, непростая задача. Мы в MediaSoft очень внимательно выбираем клиентов и ставим на первое место интерес наших сотрудников по работе с конкретным клиентом и проектом, несмотря на выгодность или стоимость этой работы.

Случалось, что в высокий сезон аккаунт-команде приходилось отказываться от заказов, поскольку разработчики были перегружены работой. При этом AGIMA не могла отдать проекты сторонним разработчикам, поскольку мы скреплены одним брендом, и это было бы странно и неправильно.

И наоборот, в периоды низкой рыночной активности становилось накладным содержать большой штат разработчиков, поскольку мы не могли для «выравнивания» загрузки предлагать услуги по разработке другим агентствам — своим же конкурентам.

Таким образом, скрепленные одним брендом, мы невольно ограничивали себя сами. AGIMA — в выборе разработчиков, а наша команда разработчиков — в выборе заказчиков. Получалось, что менеджмент и продакшн сдерживали друг друга, и чем дальше, тем сильнее

В течение последнего года мы проработали десятки сценариев дальнейшего развития. Нашей целью было придумать такое решение, которое позволило бы выдержать дальше стремительный темп роста и преодолеть указанные ограничения. В результате мы внутри компании пришли к единому мнению, что нам нужно развязать друг другу руки и позволить каждому расти самостоятельно, развивая свои сильные стороны.

Теперь AGIMA.mobile продолжит развиваться с упором на агентскую бизнес-модель, работая с другими командами, и формируя продакшн в московском офисе.

«Ульяновская команда разработчиков сконцентрируется на модели продакшна и продолжит работу уже под брендом MediaSoft Mobile»

Ульяновская команда разработчиков сконцентрируется на модели продакшна и продолжит работу уже под брендом MediaSoft Mobile. Теперь мы открыты для сотрудничества с разными заказчиками и фактически становимся одной из самых крупных на рынке командой разработчиков, готовой предоставлять услуги на аутсорсе.

В новой компании MediaSoft.Mobile я (Владислав Крайнов) возьму на себя роль директора по развитию, а Сергей Полуэктов возглавит объединенную компанию MediaSoft. Дмитрий Шашлов возглавит направление разработки в AGIMA.mobile. При этом компании продолжат работать в качестве партнеров.

MediaSoft + Mobile: двукратный рост и новые направления бизнеса

У MediaSoft в целом и нашего мобильного направления крайне амбициозные цели на 2018 год.

Мы планируем увеличить общую численность специалистов в 2 раза, это позволит нам стать неоспоримым лидером на рынке аутсорса и закрывать задачи практически любого масштаба. Этот подход обусловлен требованиями рынка, сегодня клиентам чаще всего нужна не разработка отдельного сайта или приложения, а комплексный технологический продукт, объединяющий широкий спектр — сайты, сервисы, приложения, интернет вещей, технический бэкграунд терминалов.

Слияние производственных коллективов позволит существенно усилить главный актив MediaSoft — команду, которая увеличивается не только количественно, но и качественно, повышая и расширяя экспертизу на все новые направления.

Инженерная культура, сложившаяся за годы внутри ульяновского офиса, диктует в первую очередь необходимость быть разносторонними специалистами в области разработки программных продуктов, для которых не имеет большого значения, на каком языке или с использованием какой технологии реализовывать задачу. Слияние коллективов и появление внутриофисной технологической коммуникации будет способствовать расширению экспертиз каждого из наших разработчиков.

Например, веб-разработчики в тесной коммуникации с инженерами смежного направления способны писать бэкенды для mobile на python или Go, а специалисты на Android — веб-системы на Java.

Все это позволит нашим специалистам существенно усложнить и разнообразить проекты, в которых они принимают участие, что является очень важным для любого инженера как внутри нашей компании, так и для потенциальных специалистов, желающих присоединиться к коллективу.

Это равнозначно и для клиентов — наша команда станет способна реализовывать еще более сложные, технологичные, комплексные интеграционные проекты практически под любую платформу. Это открывает выход на новые рынки.

Мы с Сергеем Полуэктовым будем делать упор на сильные качества нашей компании с двух сторон. Сергей — со стороны коллектива, инженерной культуры и технологических знаний, а я — со стороны позиционирования, развития бренда и коммуникаций. Наша совместная задача сделать так, чтобы компания занимала лидирующие позиции как аутсорс-продакшн, а в восприятии наших клиентов, коллектива и рынка было однозначное понимание, что наша компания обладает технологиями и компетенциями, необходимыми для выполнения задачи любого уровня сложности.

Мы в AGIMA ясно видим, куда и за счет чего мы движемся вперед. У каждой стратегии есть этапы. Первый этап выхода на мобильный рынок удался. Спасибо нашим партнерам Владу и Сергею и всей их команде разработки в Ульяновске за это. Мы продолжаем плотно сотрудничать по нашим проектам и продолжим впредь. Мы дали друг другу чуть больше свободы, и я уверен — у ребят все получится.

Мы же концентрируемся на втором этапе. Мы усиливаем компетенции в нашем офисе в Москве и продолжаем наращивать штат во всех уголках нашей страны.

Александр Богданов, AGIMA, генеральный директор, партнер

Все эти процессы по слияниям и разделениям компаний говорят о некотором уровне зрелости рынка. У нас в Redmadrobot есть выделенная M&A-команда, так как мы постоянно находимся в процессе присоединения новых компаний к «семье». Сейчас у нас шесть филиалов и дочерних компаний в разных городах, в 2017 году мы присоединили три новые, одну отсоединили и одну продали. Так что мне понятны многие сложности работы с партнерами.

Разделение компаний на «агентства» и «продакшны» актуально скорее для рынка веб-разработки или рекламного. Мы не относим себя ни к одному из этих типов — мы считаем, что для того, чтобы быть настоящим партнером для клиента, нужно обязательно уметь отлично делать работу в собственном производстве. На рынке, где работы больше, чем работников, это является преимуществом.

Крупные заказчики, у которых очень много digital-проектов, страдают от нехватки ресурсов. Многим из них не удается построить внутреннюю практику, и они заказывают работы у компаний-разработчиков. Но некоторые вполне справляются с продуктовым управлением и нуждаются лишь в квалифицированных руках на аутстаффе. И поэтому я полагаю, что у MediaSoft все будет хорошо — у них есть работники. Найти заказчиков не составит большого труда. А вот AGIMA придется непросто — построить практику мобильной разработки с нуля очень сложно и займет не один год до выхода на приличный уровень зрелости.

Максим Десятых, Redmadrobot, креативный директор, партнер

Наверное, у каждого руководителя студии есть здравое желание расти сразу во все стороны: в качество, в сервис, в эффективность. К сожалению, эти направления требуют разных компетенций, каждое из них заставляет жертвовать другими. Фокус на качестве скажется на эффективности, концентрация на эффективности — уронит сервис.

Чтобы компанию не разрывало на части, необходимо понять свои сильные и слабые стороны, понять, что нужно рынку. От этого уже должна строиться политика найма, финансовые потоки, решение спорных ситуаций и в целом вся жизнь компании. Позиционирование необходимо, но внутри компании оно должно быть единым. Дихотомия, когда одна часть компании работает как агентство, а вторая — как продакшн или конвейер, может привести к недопониманию на всех уровнях.

Если ребята по-разному смотрели на процессы и не смогли договориться, разделение выглядит понятным шагом.

Мне кажется, за время работы под единым брендом обе компании решили важнейшую задачу — заявили о себе как о сильном игроке на мобильном рынке, получили качественное портфолио и опыт. Наработанное портфолио, вероятнее всего, будет использовано обеими компаниями для дальнейшего развития, и это здорово.

Тем не менее AGIMA, на мой взгляд, больше теряет от разделения. Сформировать крутую команду, способную вести проекты топового уровня, занимает годы работы. Но, думаю, менеджмент агентства справится с ситуацией, и это сильно не отразится на показателях.

Медиасофту предстоит заниматься в первую очередь продажами. Эта задача также вполне решаема.

Удачи обеим компаниям!

Дмитрий Костин, Touch Instinct, CEO, партнер

Мне очень нравится, что коллеги наконец осознали свои сильные стороны и начали копать в этом направлении. Смешивание бизнес-моделей кажется интересным, но на практике всегда приводит к проблемам. Так и тут: у производственной компании с большим количеством профильным специалистов всегда должна быть серьезная загрузка и минимум переключений между проектами, а у агентства большое количество параллельных проектов и короткие сроки — это норма бизнеса.

С MediaSoft я работал, еще когда рулил ГАЛС СОФТ. Например, с их помощью мы работали над приложениями для «Моего дела» и «Связного Трэвел». В проект гораздо спокойнее заходить, когда ты уверен, что будут специалисты, которые смогут реализовать то, что ты спроектировал.

Поэтому я уверен, что у коллег начинается не менее продуктивный период в бизнесе, чем был при совместной работе с AGIMA. Многим компаниям на рынке нужен сильный производственный тыл. Главное, чтобы Влад и Сергей не забывали основ своей бизнес-модели и продолжали быть столь же избирательны при выборе новых проектов. Все-таки разработка ПО — это рынок, на котором подрядчики выбирают клиентов, а не наоборот.

Вадим Митякин, Бюро Митякина, основатель

В результате очередной операции по реструктуризации широко известной в узких кругах ульяновской компании мы рискуем получить одного из крупнейших по кадровому составу разработчиков на digital-рынке, а в мобильном сегменте — крупнейшего. Невзирая на демонстративное отстранение ребят от позиционирования агентства, очень советую им вплотную заняться клиентским сервисом и коммуникацией — «руки» важны, но без правильного «интерфейса» ими очень сложно воспользоваться, и это будет не очень маржинальным бизнесом.

Но куда интереснее понаблюдать, что AGIMA будет делать с уже завоеванными успехами и признанием в этой сфере, сможет ли развести сервисы и клиентов с MediaSoft Mobile, или мы увидим причудливые бои за одно поле.

Алексей Раменский, Тэглайн, главный редактор, партнер
6161
реклама
разместить
9 комментариев

У пятерочки откровенно ужасное приложение(

1

А что именно не понравилось?

1

"Мы всегда набирали и растили таланты внутри компании, так как люди были и остаются нашим главным капиталом. Любой «фриланс» всегда был для нас неприемлемым, мы как продакшн должны быть опорой и гарантировать качество для заказчика. Это невозможно без командной работы и чувства личной ответственности за продукт."
"...в AGIMA изначально все компетенции продакшна находятся внутри компании, но для того чтобы справляться с дополнительными объемами, компания привлекает партнеров, которых она выбирала много лет, оттачивая взаимодействие, и работа которых соответствует высоким стандартам качества."

Работал с AGIMA в качестве фрилансера-эксперта в 2013-м году. Сначала меня пригласили для консультирования креативной команды, работавшей над банковским отчетом для СМП-банка в панорамном формате. Я рассказал о видах панорамных интерфейсов, о способах организации навигации и предложил некоторые варианты организации такого интерфейса в примерах. Предложил некоторые идеи, в том числе добавить окружающий звук для лучшей иммерсивности. Далее команда взяла паузу на подготовку панорамного контента и интерфейса, после чего все материалы были переданы мне, и мы с моим напарником запилили итоговый виртуальный тур. Работать было интересно, креатив мне понравился. Не обошлось конечно и без накладок. Из-за временных подвижек мне выделили в два раза меньше запрошенного на реализацию финального результата. Были допущены некоторые ошибки при работе с панорамными рендерами, я подсказывал как их исправлять. Рендеры кстати готовили архитекторы-фрилансеры. Дизайнер (тоже фрилансер) UI/UX запилил черезчур мудреный интерфейс и укатил отдыхать. Мне пришлось самостоятельно разбираться с функциональной нагрузкой тех или иных элементов, кое-что пришлось и доработать самостоятельно. В частности расписать все анимации. Поскольку уже тогда AGIMA продвигала адаптивный дизайн сайтов, жестким требованием была проверка результата на мобильных платформах. Конкретно стояла задача правильной работы на планшетах. Дело было тогда еще сравнительно новое для панорамного движка, с которым я работал. Поэтому адаптация проекта шла сразу на нескольких iOS устройствах (iPad 2, iPad 4, iPad mini), у каждого из которых были свои грабли. C Android (Nexus 7) проблем не было. Финальный аккорд работы вылился в 3-суточную работу без сна, но мы вроде как уложились в срок. Заказчик, насколько я понял, остался доволен. Через какое-то время со мной связалась девочка из AGIMA, взяла у меня интервью, сказав, что мое имя будет упомянуто в числе тех, кто работал над проектом. Но ни имя, ни соответственно интервью так и не появились. Было немного обидно. Потому что за 4года до этого мой коллега-панорамщик Валентин Прянишников работал для студии Лебедева (сайт отеля Felix Zawojski https://www.artlebedev.ru/panorama/ ) , и его имя было опубликовано. Нам, фрилансерам, такое признание заслуг никогда не вредило.
В целом, работа мне понравилась. Понравилась креативная атмосфера в команде участников-проекта, понравились идеи, заложенные в проекте, почти круглосуточная поддержка во время работы. Дизайнер AGIMA, помогавший мне с адаптацией интерфейса, и менеджер проекта со мной очень плотно взаимодействовали. В какой-то момент меня познакомили и с руководителем компании, который тоже произвел приятное впечатление. Но осадочек, как говорится, остался.

1

Комментарий удалён модератором

Согласен! Мы старались опубликовать все ссылки и работы на сайте. Думаю, опубликованное портфолио это лучше любых разовых ссылок :)