Личный опыт: регистрация компании в Латвии

Подробное руководство сооснователя сервиса шаблонов для рассылок EmailFactory.

Создавая сервис, мы изначально планировали развивать его на международных рынках. В конце 2017 года у нас появилась возможность сделать большой шаг в этом направлении, частично переместившись в Латвию.

Причины выбора этой страны я не буду описывать тут, расскажу только сам процесс: последовательность своих действий, явки, пароли и цены.

Предварительное изучение

Платить €1500-2500 за комплекс услуг не хотелось, поэтому я начал изучать, какие есть другие возможности. В итоге моих изысканий я нашел компанию SkyOffice, которая предлагала сильно сократить затраты на этот процесс, если подаешь документы сам. По электронной почте отправил им все необходимые сканы и получил суммы и реквизиты для оплаты всех услуг.

Форму компании выбрал SIA (как наше ООО). Название компании должно быть уникальным — проверил, все ОК. Для небольших компаний можно регистрировать фирму без внесения уставного капитала.

В качестве информации по налогам использовал вот эти данные. В целом, в Латвии все неплохо, особенно для нашего типа бизнеса. Адекватная налоговая нагрузка и возможность ее снижать.

Итак, все понятно и готово. Мы из Санкт-Петербурга — здесь редко у кого нет постоянно открытой мультивизы. Поэтому сразу после нового года я отправился в Ригу, чтобы завершить все процедуры к концу наших выходных (в Европе все работают со второго января).

Оплата услуг и пошлин

Приехав, я прежде всего пошёл оплачивать по выданным мне реквизитам все пошлины. Ближайшая касса, где можно было оплатить, мне напомнила ту самую картинку про «Сбербанк»: «у меня инкассация, надо подождать», «картой нельзя, поменяли терминалы», «не знаю где банкомат, я не с этого района».

Ничего, нам не привыкать. Нашел банкомат, снял наличные (с комиссией), оплатил. Каждый платеж тоже провели с комиссией — в €4.

  • €50 — оплата за услуги по подготовке документов;
  • €60 — оплата пошлины за ускоренную регистрацию (обычная стоит €20);
  • €14,23 — оплата еще какой-то госпошлины;
  • €3 — комиссия за снятие наличных в банкомате;
  • €12 — комиссия за проведение трех платежей.

Итого оплачено: €139,23.

Юридический адрес

Мне юридический адрес предоставили партнеры, что сильно снизило бюджет на регистрацию. Если у вас такой возможности нет, то юридический адрес дают примерно по цене €25 в месяц. Не буду включать это в общий бюджет, но не могу не написать, что придется доплатить еще €181,5 (это за полгода с налогами).

Документы и нотариус

Зашёл в SkyOffice, забрал документы. Позадавал еще вопросов, выяснил некоторые подробности налогообложения и получил инструкцию по дальнейшим действиям. Выдали адреса регистра и ближайшего нотариуса. Часть документов нужно было заверить нотариально, что добавило еще €44,81 в затраты на регистрацию.

Позже партнеры сказали мне, что заверить документы можно и в здании регистра и стоит это дешевле. Но подтвердить эту информацию пока не могу.

С учетом предыдущих затрат получается €184,04.

Подача документов на регистрацию

<i>Здание регистра. Учреждение работает с 11:00 до 16:00</i>
Здание регистра. Учреждение работает с 11:00 до 16:00

Был приятно удивлен — терминал для выдачи талона на электронную очередь предлагал три языка интерфейса, включая английский и русский.

Проверка документов, проведение еще одного платежа (€4, оплата картой), уточнение информации по адресу электронной почты. Все заняло не более пяти минут.

На мой вопрос о том, когда приходить за готовыми документами, клерк сделал удивленное лицо и сказал, что все документы придут по электронной почте и больше приходить не надо. Так и случилось на следующий день — все пришло в виде электронного документа.

В итоге на регистрацию компании потрачено €188,04 и два дня.

Я мог бы уложиться быстрее, если бы у меня была под рукой такая статья. Надеюсь, что она поможет другим в подобной ситуации.

Дальнейшие шаги

Нужно будет открыть счет в банке, подключить прием платежей, узнать все подробности про рабочие визы, заключить первые договора с клиентами. Постараюсь разложить это в следующих статьях.

Напоследок

Из Санкт-Петербурга в Ригу каждый день ходит с десяток автобусов. Стоимость — 2500 рублей. Я использую две компании — LuxExpress или Ecolines. Самолет очень дорогой. Купе в поезде стоит от 6 тысяч рублей.

Цены на билеты из Москвы не смотрел, но думаю, что картина получится примерно такой же. Я не включал в затраты эти билеты, так как у меня в это время в Риге были запланированы еще несколько встреч, не связанные с регистрацией компании.

В Латвии не работает Uber, но есть Taxify. Больше €4,5 мне потратить не удалось. Кроме того, Рига — город маленький, поездка за €4,5 равна примерно 25 минутам пешком.

Почти все говорят на русском. У меня при оформлении документов не возникло ни одной проблемы с языком. Местные мне описали ситуацию примерно так, что русскоговорящие тут не хотят учить латышский, а молодые латыши не хотят учить русский. Поэтому они все учат английский и бывает так, что общаются между собой именно на английском.

1010
49 комментариев

что с налогами?

2
Ответить

Пока изучаю и консультируюсь. В целом, 20% на распределенную прибыль. Ссылку скинул в статье, она обновилась первого числа (часть новых правил). Есть льготы, если экспортируешь услуги или товары за пределы Латвии (что будет для нас хорошо в 90-95% случаев). Буду держать в курсе по мере выяснения

Ответить

Если будут вопросы, могу помочь, сам местный абориген ))

2
Ответить

О, коллега, соседями будем~
Уставный капитал 2800 евро?

1
Ответить

И кстати результаты регистрации обычно проверяются на lursoft.lv вводишь туда название своей SIA, если результаты найдены значит фирма успешно зарегистрирована.
И еще, обязательно нужно подать на получение номера PVN без него ничего толком сделать нельзя.

Ответить

https://www.vid.gov.lv/ru/pervye-shagi-dlya-nachinayushchih-predprinimateley
вот кстати первоисточник :) не закон в чистом виде, но много полезной инфы, и актуальной.

1
Ответить

"Позже мне партнеры сказали, что заверить документы можно и в здании регистра и стоит это дешевле. Но подтвердить эту информацию пока не могу."

В Словакии аналогично, в мэрии можно заверить подпись или документы (дешевле, чем у нотариуса), НО только на государственном языке. Мне даже заверенную копию диплома о высшем образовании, полученном в словацком вузе, отказались делать. Потому что там продублирован текст на английском.

1
Ответить