В конце прошлого года я побывала на веб-саммите в Лиссабоне. Это крупнейшая технологическая конференция в мире: 60 000 участников, 170 стран, 1 200 спикеров из Amazon, Google, Intel, Microsoft, Oracle, Slack, Uber – продолжать можно до бесконечности…
Один из интереснейших круглых столов, в которых удалось поучаствовать, начался с дискуссии: Габриэль Отте, CEO успешного стартапа из Сан-Франциско Freenome, занимающегося диагностикой и лечением рака и других болезней на ранних стадиях, выступал на тему, как выделиться на высококонкурентном рынке. Важен продукт, важна уникальность, свой подход к аудитории – и вдруг я слышу: «Забудьте о пиаре и маркетинге, вам они совсем не нужны».
Пиарщик и маркетолог с 12-летним стажем не смог промолчать в ответ на такую провокацию: «Ээээ, простите, получается, меня завтра же нужно уволить?». Остапа понесло: я привела несколько примеров того, как успешный пиар с нулевым бюджетом уже не раз реально помог нам в бизнесе, и поделилась с аудиторией инсайтами предыдущего дня с конференции Content Makers. Одним из ключевых тезисов здесь как раз была мысль о том, что основная ошибка начинающих стартаперов (а 90% из них – технари, инженеры и айтишники) – считать, что раз есть уникальный продукт, то весь мир как-то сам собой о нем узнает и побежит покупать. Так вот – не узнает и не побежит, если очень хорошо не поработать над этим.
Выслушав мою тираду, Габриель поправился: конечно же, произошло недопонимание – пиар и маркетинг нужны, но только когда:
a) есть реальный и нужный рынку продукт, а не мыльный пузырь (впрочем, мы уже знаем, что пиарить мыльный пузырь – дело неблагодарное и для стартапа, и для профессиональной репутации пиарщика), и
b) в команде этим занимаются профессионалы, а не основатели.
Тут спикер уточнил, что его руководители по пиару и по маркетингу выполняют просто нереальный объем работы, и он не знает, как справлялся бы без них. По иронии судьбы, дальше минимум 60% времени мы обсуждали не что иное, как пиар и маркетинг :)
Так в чем же проблема, раз все в конце концов поняли друг друга и согласились? А в том, что если бы аудитория круглого стола состояла только из стартаперов-основателей и сюда бы случайно не затесался пиарщик в лице меня, то никто бы не вклинился с вопросами и комментариями и этого важного уточнения так бы и не прозвучало. Дальше ребята вернулись бы в свои команды только с первой из прозвучавших мыслей – что о пиаре и маркетинге нужно забыть. Точка. И никто так бы и не сказал, что забывать стоит только тогда, когда с вами в одной лодке гребут люди, которые день и ночь помнят об этом за вас.
В заключение – примеры того, как пиар и маркетинг реально помогли нашему стартапу, которыми я поделилась на круглом столе:
1. благодаря перезапущенному и правильно оптимизированному под поиск сайту на нас вышел потенциальный инвестор из Швейцарии – просто побыл на сайте четыре минуты и отправил нам свой мобильный через форму обратной связи;
2. кандидаты, приходя на собеседование, ищут в гугле информацию о компании и находят публикации и релизы о наших европейских и международных наградах – это позволяет выделяться на рынке труда и создавать дополнительную нематериальную мотивацию для будущих и нынешних сотрудников;
3. не стоит забывать и про самые обычные пресс-релизы – те самые, которым все пророчат скорую смерть: по моей практике, удачно написанный и адресно отправленный пресс-релиз все еще может привести к звонку выпускающего редактора ведущего отраслевого СМИ с просьбой сделать интервью для портала с 50 000 уникальных посетителей в месяц. И да, все они – наша целевая аудитория.
По статистике Габриэля Отте, 95% стартапов убивают сами себя на ранних этапах, им даже не нужны для этого конкуренты. Позаботьтесь о том, чтобы в вашей компании был человек, который помнит о пиаре и маркетинге, – и тогда вы можете спокойно об этом забыть и сосредоточиться на продукте и его развитии.
Удачи всем начинающим и продолжающим стартаперам!
Хорошее название. Я только из за него и начал читать. Вот вам и пример хорошего маркетинга)) Думал спикер в статье тоже скажет что это было сказано чтобы привлечь внимание.
А вообще проблема стартапов и ИТ в целом что бизнесом начинают заниматься люди которые в этом вообще ничего не понимают. Группа программистов которая разработала какой-то свой продукт вдруг начинают строить на нём бизнес. Они то и с другими людьми вообще мало общаются а интересуются в основном только тем направлением в котором работают, программирование и так д. Поэтому и начинают думать что маркетинг и всё остальное это вообще не нужно.
Да я был в таком проекте, который из за этого и развалился!
Хорошее название. Я только из за него и начал читать. Вот вам и пример хорошего маркетинга)Посмотрите в РСЯ, какие там названия, или в ютюбе на видео миллионниках. И после этого не путайте кликбейт и маркетинг
Комментарий удалён модератором
Ну а то :) Шпион затесался и испортил междусобойчик, в том и была тайная цель ))) Сам Отте, кстати, пока еще не крупняк (конечно, смотря какими мерками мерить), но и пиарщик, и маркетолог у него есть :)
"...Габриэль Отте, CEO успешного стартапа из Сан-Франциско Freenome, занимающегося диагностикой и лечением рака и других болезней на ранних стадиях, выступал на тему, как выделиться на высококонкурентном рынке. Важен продукт, важна уникальность, свой подход к аудитории – и вдруг я слышу: «Забудьте о пиаре и маркетинге, вам они совсем не нужны»
Конечно, такому стартапу пиар и маркетинг не нужен - люди сами будут искать таких стартап-обещалкиных вылечивающих все болезни на "ранней" стадии.
Также как будут ходить ко всяким бабкам и шаманкам - люди будут использовать ВСЕ
способы...
Потому что зацеп тут на страхе смерти и болезни, которую 100% никто еще не лечит.
Шарлатаны очередные наверняка..
Yan, шарлатаны или нет - судить не берусь как человек, далекий от медицины. Но основал компанию Габриэль, чтобы помочь своему умирающему от рака дедушке - и что-то мне подсказывает, что думал он тогда совсем не об одурачивании миллионов...
А пиар и маркетинг у них на самом деле есть, об этом собственно и мой пост :)