Оффтоп Сергей Иннер
302

Книжное дело: цифра против бумаги

Мы живём на стыке двух эпох в литературе: на смену бумажным книгам приходят электронные, но первые отнюдь не намерены им уступать. Сегодня мы изучим плюсы и минусы тех и других и попробуем спрогнозировать будущее отрасли.

В закладки
Логотип независимого издательства Чтиво на фоне объектов исследования

• Чтение

Наверное, каждый хоть раз слышал фразу «Не могу читать с монитора». Чтение печатного текста на бумаге действительно приятнее для глаз большинства людей и, как принято считать, несёт меньше вреда для зрения, нежели чтение с электронного носителя.

Однако прогресс не стоит на месте. Выходят планшеты и телефоны со всё большим разрешением экранов, мягким свечением и ночным режимом. Не будем забывать и про электронную бумагу, которая не производит излучения, а формирует изображение в отражённом свете. Эволюция тоже не стоит на месте: чем чаще мы используем электронные дисплеи, тем лучше к ним адаптируется наш генофонд. Иными словами: каждое новое поколение всё больше приспособлено к чтению с монитора.

Электронная бумага в читалке Kindle

• Хранение

Обширная домашняя библиотека — это очень здорово, особенно когда у вас есть большой дом, где она может храниться. Однако наличие библиотеки — это, скорее, вопрос статуса, к которому мы подойдём позже. Что же касается практической части хранения, здесь, наверное, не стоит объяснять, что электронные книги выигрывают у бумажных по всем показателям: на одной флешке умещается больше текста, чем вы способны прочитать за всю свою жизнь.

Эксперимент по сравнению удобства хранения электронных и бумажных книг

• Издание

Публикация бумажной книги требует больших трудовых и материальных затрат, не говоря уже о том, что основным материалом для её производства являются всеми любимые деревья.

Чтобы издать электронную книгу, достаточно разового совместного труда редактора, верстальщика и иллюстратора. Когда файл готов, его тираж автоматически приравнивается к бесконечности, при том, что ни одно дерево не пострадало.

Безусловно, такая лёгкость производства способна вызвать прилив низкопробной литературы. Но обратим внимание, что таковой на книжных прилавках и сегодня гораздо больше, чем хотелось бы видеть. Издательства должны выступать гарантами качества, а если они этого не делает, то дороговизна и сложность производства никак не мешают утопить хорошую литературу в океане безвкусицы.

Книжная мандала

• Распространение

Издательства распространяют бумажные книги с помощью собственных или внешних отделов логистики. Информация на бумажном носителе перевозится точно так же, как, например, овощи, стройматериалы или техника: фурами и ж/д-вагонами, с теми же затратами времени и труда.

В то же время интернет позволяет нам практически бесплатно и моментально обмениваться информацией, где бы мы не находились. Электронная книга, присутствующая в качестве товара на веб-сайте, легко скачивается во всех уголках мира, даже там, где не ступала нога Буквоеда.

Бумажные книги, источник их сырья и прибор для скачивания электронных книг

• Статус

«Что написано пером, того не вырубишь топором» — эта поговорка является определяющей в противостоянии электронных и бумажных книг. У нас подсознательно больше доверия к бумаге, поскольку информацию на ней не так просто фальсифицировать. Ещё мы любим эстетику классического чтения, любим фактуру, шорох и аромат страниц, любим воспоминания связанные с книгой именно как с предметом — покупкой или подарком. Держа в руках бумажную книгу, мы знаем, что овчинка стоит (или, вернее сказать, должна стоить) выделки. В этом, пожалуй, заключается главное преимущество бумажных книг над электронными.

3D-издание из недалёкого будущего

Вместе с тем понятно, что ценность книги, особенно в информационную эру, определяется в первую очередь её текстом. Произведение — это и есть текст. Не обложка, не шрифт, не бумага, не картинки, а текст. И в отношении его публикации и распространения электронные технологии имеют существенное преимущество над печатными.

Решение дилеммы подсказывает музыкальная индустрия. Сегодня абсолютное большинство музыкальных альбомов издаются в цифровом формате, однако винил по-прежнему остаётся показателем статуса произведения, инструментом увековечивания музыки в материальном мире. Та же участь ожидает и книги.

Читалка Kindle с фото пишущей машинки на фоне обоев с цветами

Современная литература уже большой частью находится в киберпространстве. Молодым авторам гораздо проще найти своего читателя в сети, чем пробиться в большое издательство. В интернете автор и читатель соединены практически напрямую и притом в открытую: благодаря соцсетям, можно видеть, кто кого читает, и в каком количестве. Выходит, что здесь сторонний наблюдатель не может быть обманут, в отличие от случая, когда бездарность издают многотысячными тиражами лишь потому, что «пипл хавает». Прогибаясь под рынок, большие издательства хоронят литературу (и в перспективе себя), а формируя качественный рынок — дают ей жизнь (и добавляют себе полезной работы).

Если вы дальновидны, то понимаете, что уже в ближайшие десять лет вся массовая литература неизбежно перейдёт в цифровой формат. Вместе с тем, бумажные книги через эти же десять лет никуда не денутся, хотя их и поубавится. Бумага станет для писателей «винилом» — показателем ценности и статуса произведения.

Именно установив верный баланс между электронным и бумажным книгоизданием, мы получим эффективную, честную и экологичную литературную индустрию.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Сергей Иннер", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 9, "likes": 3, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 31802, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 15 Jan 2018 10:58:10 +0300" }
{ "id": 31802, "author_id": 78385, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/31802\/get","add":"\/comments\/31802\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/31802"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

9 комментариев 9 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
0

у гугла был интересный экспериментальный проект, но видимо не выстрелил: книжный аппарат, который печатает и сшивает книгу из Google Books

Ответить
1

Занятно, но потому, наверное, и не выстрелил, что самому всё делать неинтересно. Хочется, чтобы тебя кто-то удивил.

Ответить
0

предполагалось, что их поставят книжные магазины в провинциях, где ассортиментом не могли особо похвастаться. Т.е это решение доставки и проблемы ассортимента бумажно-электронным способом

Ответить
0

А вот это, кстати, занятно. Наверняка, ещё выстрелит.

Ответить

Комментарий удален

0

Просто Kindle больше всего в поиске по изображениям. Видно, они об этом позаботились.

Ответить
0

Эволюция тоже не стоит на месте: чем чаще мы используем электронные дисплеи, тем лучше к ним адаптируется наш генофонд. Иными словами: каждое новое поколение всё больше приспособлено к чтению с монитора.

Нихирасе загнул.

Ответить
0

Ну, всё на это указывает. Думаете, не так?

Ответить
0

И каким же образом чтение с экрана влияет на наши гены? Или вы один из тех кто считает, что есть гены для всего? Для чтения с экрана, любимого вкуса мороженного и положения головы при поцелуях?

Ответить
0

Я считаю, что окружающая среда влияет на организм и формирует его, а также предпосылки для его потомства. Если что-то становится частью жизни, то организм так или иначе к этому адаптируется. Сам много лет читаю книги с экрана смартфона и не испытываю по этому поводу ни малейшего дискомфорта. Думаю, у будущих поколений с этим будет ещё меньше проблем.

Ответить

Комментарий удален

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления