Adobe Systems: путь от производителя лицензионного ПО к SaaS
За 35 лет существования Adobe Systems приняла целый ряд бизнес-решений, пройдя путь от производства принтеров до облачных технологий и стала одной из крупнейших компаний в сфере программного обеспечения стоимостью $95 млрд.
Компания Adobe Systems известна такими продуктами, как PostScript и Photoshop, которые проложили путь современному визуальному дизайну. Джон Уорнок и Чарльз Гешке основали компанию в феврале 1982 года.
Первый продукт компании PostScript — язык описания страниц, использовавшийся в издательских системах. Он принёс Adobe $83 тысячи за первый год после выпуска и $82 млн за следующие 5 лет. Прибыль от Photoshop достигла $313 млн к 1993 году. Уже через четыре года после основания компания вышла на IPO.
Руководство компании разработало успешную стратегию, использовав привлеченные средства с IPO для поглощения конкурентов. Это так же позволило увеличить присутствие на рынке, тем самым увеличив доход.
Adobe Systems финансировала исследования и разработки для создания новых продуктов, которые будут ориентированы на новых пользователей — не только для профессионалов, но и любителей.
В условиях стремительно развивающегося рынка, компания Adobe Systems смогла оставаться конкурентоспособной более 25 лет. Однако многие компании начали продавать свои продукты с использованием облачных технологий. Компакт-диски стали устаревшими в индустрии программного обеспечения. В 2007 году мировой доход от SaaS составил около $5,1 млрд и продолжал расти.
Прямые конкуренты компании, такие как InVision и UXPin, выпускали обновления, доступные пользователям через веб-интерфейс, в то время как для продуктов Adobe требовалось от 18 до 24 месяцев, необходимых для выпуска дисков и доставки их в магазины. Adobe Systems также должна была принять решение о перемещении в облако.
Несмотря на то, что изменения были необходимы и оправданны в долгосрочной перспективе, это было трудным решением. Переход от лицензионного программного обеспечения к SaaS был сложным, дорогостоящим и многолетним процессом.
Руководство Adobe было обеспокоено рисками, связанными с доходом и снижением стоимости акций в переходный период. Они переживали, чтобы клиенты и акционеры не потеряли веру в успех компании.
Но после моделирования и обсуждения потенциальных рисков, команда осознала, что необходимо сделать этот шаг, чтобы защитить свою компанию и клиентов. Прогнозируемая прибыль сильно превышала возможные риски.
«У нас всегда была правильная мотивация, а именно: как мы можем быстрее внедрять инновации? Как эффективнее привлекать новых клиентов и продолжать создавать более прогнозируемый доход?»
В 2008 году Adobe выпустила веб-версию Photoshop под названием Photoshop Express. Создание потребительского онлайн-продукта стало большим шагом на пути к интернету. Новая версия Photoshop была разработана как продукт, который можно было легко изучить и использовать, редактировать фотографии, создавать альбомы и делиться ими с другими.
В 2010 году был выпущен eSignatures, облачный инструмент цифровой подписи, который продемонстрировал, что компания предпринимает дополнительные шаги для присоединения к SaaS.
В 2013 Adobe Systems выпустила Creative Cloud (CC), что стало поворотным моментом в истории компании. Руководство Adobe объявило, что все будущие версии приложений Creative Suite будут доступны только на основе онлайн-подписки через SaaS.
Переход Adobe Systems к SaaS стал одним из самых важных шагов компании. Это было дорогостоящим и сложным решением, которое позволило компании процветать, заняв свое место в меняющейся отрасли. Эти решения окупились Adobe доходом более $7 млрд за 2017 год и рыночной капитализацией в размере более $95 млрд.
На сегодняшний день Adobe Systems является одним из лидеров разработчиков программного обеспечения, технологии которых позволяют компании сохранять преимущества перед конкурентами.