Стартап дня: немецкая коллективная страховая компания Friendsurance
Страховые премии выплачиваются из фонда, который пользователи создают сами, объединяясь в группы.
Директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group Александр Горный каждый день рассказывает о примечательных проектах.
Страховые компании тратят значительные суммы на проверку реальности ущерба. Чудес не бывает, это приводит к ухудшению тарифов, что дополнительно отпугивает добросовестных клиентов и увеличивает долю расходов на борьбу с фродом. Точные числа зависят от страны и вида страхования, но проблема общая для индустрии.
Немецкий сервис Friendsurance нашёл волшебное решение. Он предлагает пользователям объединяться в небольшие команды до десяти человек. 40% страховых премий членов группы сбрасываются в общак, и пока он не опустел, возмещения оплачиваются из него, а проверка реальности ущерба проходит по крайне упрощённой процедуре. Не израсходованные остатки суммы в конце года раздаются пользователям в виде кэшбека.
Потенциальный фрод в результате нацелен на конкретных живых людей, а не на бездушную страховую. И карма падает, и по морде получить можно. После исчерпания лимита начинаются стандартные проверки, но их уже существенно меньше, и вероятность того, что это делается не зря, выше — не случайно же лимит исчерпался.
Технически Friendsurance оформлен как брокер, они обслуживают клиентов 70 партнёрских страховых. Пользователь заключает обычный договор по обычному тарифу где-то на стороне и только потом обращается к стартапу. Включиться можно в команду, составленную из людей, предложенных алгоритмами, или прийти сразу со знакомыми. Главное условие — одинаковый тип страховки, чтобы не было явного дисбаланса рисков.
Friendsurance хвастается, что примерно половина от 40% доживает до кэшбека, экономия в 20% кажется отличным результатом из ничего. Реальность, видимо, хуже. Интернет полон недовольных отзывов, да и статистика грустная: за семь лет развития стартап добрался до отметки всего в 100 тысяч пользователей. Если бы выплаты были настолько хороши, как в рекламе, на Friendsurance уже сидела бы вся Германия, времени прошло достаточно.
$15 млн инвестиций в последнем раунде стартап привлек два года назад ради выхода в Австралию. В сентябре 2017 года они там действительно открылись — прошло больше года от объявления. Страхование — неторопливая отрасль. Пока страхуют только велосипеды.