Есть ли будущее у сервисов по дизайну интерьеров в России?

О развитии на мировом и отечественном рынке рассказывает основатель сервиса BoomPlanner Андрей Цыганок.

Технологии и битвы за клиентов в сервисах по дизайну интерьеров

О развитии на мировом и отечественном рынке рассказывает основатель сервиса BoomPlanner Андрей Цыганок.

Полтора года назад я основал сервис по дизайну интерьеров и все это время был глубоко погружен в тематику подобных стартапов и компаний. Не только в России, но и в мире сейчас происходят большие изменения в сфере дизайна, и я с удовольствием поделюсь своим видением событий.

Мы живем в современном и быстро развивающимся мире: такси и уборку сейчас можно заказать в один клик, Маск сажает ракеты на воду и создаёт новую эпоху, а на рынке дизайна интерьеров по-прежнему всё старомодно и неудобно. Незначительная автоматизация, маленькая эффективность и непрозрачность процесса, а главное — недоверие клиентов и неуверенность в том, что их идеи воплотятся в жизнь.

Такая ситуация была из-за того, что ранее существовали только дизайн-студии и фрилансеры с их понятными плюсами и минусами. Но начиная примерно с 2008-2009г. сначала в Америке, а потом и по все миру начали в огромном количестве появляться сервисы: ремонт и дизайн по шаблонам, экспресс-варианты для эконом сегмента, дизайн комнат по фиксированной цене и онлайн-дизайны.

Битва за клиента: как модели иностранных сервисов стали успешными

До России эта волна дошла лишь к 2012 году, и те, кто успел занять свою нишу, стали достаточно успешны и получили инвестиции: кто-то от ФРИИ, кто-то от частных инвесторов, кто-то — от друзей и знакомых. Я называю их сервисами первого уровня.

Здесь и далее в статье я буду приводить только примеры иностранных сервисов, чтобы никого не восхвалять и не обижать в России.

https://www.laurelandwolf.com, https://havenly.com , https://www.modsy.com, https://www.decorist.com — здесь и онлайн-сервисы, и сервисы по фиксированной цене, и самостоятельная 3д-визуализация. Почти все аналоги есть и в России.

Самый главный плюс таких сервисов — возможность заранее увидеть результат и получить именно его за фиксированную сумму и в обещанные сроки. А для рынка дизайна это несомненное преимущество. Помимо этого, такие компании успешно закрывают свою нишу в сегментах эконом и средний-минус, и я всеми руками за то, чтобы все покупатели новостроек получали какие-то варианты дизайн-проектов в подарок — стоит это совсем недорого, но качество жизни может поднять значительно.

К сожалению, у нас в России многие предпочтут потратить деньги на машину или айфон, чем на красивое жилище, а отсюда и нежелание бывать дома и приглашать друзей. А ведь такие простые, но важные вещи действительно могут сделать жизнь лучше.

Возвращаясь к пересисленным сервисам, отмечу, что несмотря на их удобство, все же ни один из них не мог предложить действительно индивидуальный проект, который подразумевает постоянное живое взаимодействие с дизайнером, широкий выбор любой мебели и исполнителей. Поэтому в 2011-2012 опять же в Америке начинают появляться сервисы версии 2.0 (маркетплейсы), как я их называю. Их отличие в том, что они не выполняют работу сами, а разными способами помогают находить и контролировать лучших специалистов с рынка.

Один из первых подобных сервисов (закрытых маркетплейсов) — homepolish.com. Закрытый он потому, что туда попадают не сами по своему желанию, как, например, на houzz: сервис отбирает лучших дизайнеров с рынка и предлагает подходящих исполнителей под разные задачи клиентов, а также контролирует их во время исполнения проектов. Этот сервис на начальных этапах развития бился с Houzz, получил несколько раундов инвестиций и сейчас очень успешен — более 500 дизайнеров в команде, инстаграм почти с двумя миллионами подписчиков и множество копий модели по миру.

Sweeten.com — тоже закрытый маркетплейс из Америки, появился чуть позже Homepolish. Он отбирает и контролирует уже не только дизайнеров, но и любых других специалистов для ремонта и дизайна, опять же отвечает за работу специалистов и гарантирует результат.

И последний пример уже из Индии — nestopia.com. Коллеги пошли похожим путем, но сделали все немного по-другому: они подбирают и дизайнеров, и ремонтников, но устраивают между ними битвы за клиента, когда несколько дизайнеров предлагают свои варианты исполнения и стоимости работ, а выбор остается за клиентом. А потом работают с настоящим ESCROW счетом (где клиентские деньги гарантированно лежат до исполнения обязательств исполнителем). Они просто взорвали рынок Индии, завершив более 1200 проектов всего за 3 года.

По миру уже очень много похожих сервисов 2.0 — все они более или менее являются аналогами этих трех. Наш стартап тоже работает по этой модели, конечно, учитывая некоторую российскую специфику. На данный момент я не знаю никого, кроме нас, с подобной моделью бизнеса в России на рынке дизайна и ремонта. Я не считаю компании вроде profi.ru, так как как у них нет узкой специализации и попасть к ним в партнеры довольно просто, а все сервисы, про которые я говорил выше, проводят очень серьезный кастинг и предлагают реально лучших специалистов с рынка.

AR-VR или смарт-контракты?

Дальше стоит поговорить про сервисы 3.0, в которых будет включаться AR-VR для визуализации объектов, смарт-контракты и блокчейн для безопасных сделок между исполнителями и другие технологии. Про первую часть AR-VR можно уже говорить как о реальных проектах; уже сейчас есть много вариантов самому собрать квартиру в простейших и удобных редакторах, можно проводить VR туры по будущим домам и квартирам.

Но, если честно, все AR и VR пока не для реальной жизни, а для попыток применить технологию — в мире пока еще никто серьезно не монетизирует данные технологии в дизайне интерьеров частных домов и квартир. Возможно, только если на коммерческом рынке, но про него я знаю намного меньше.

А что касается смарт-контрактов и блокчейна, это ожидаемое развитие технологии. За этим будущее, так как честность и прозрачность рынкам дизайна интерьеров и строительства явно не помешают.

«Наш рынок дизайна держится на таланте и в некотором роде искусстве»

Россия, как часто бывает, лет на 5 отстает от мирового рынка. И в этом направлении, несмотря на огромную конкуренцию, я ожидаю появления всё новых и новых компаний с разными моделями работы, в том числе точно в сегменте 2.0. Конечно, это хорошо для клиентов — чем больше предложений, тем больше развит рынок, и тем интереснее и сложнее участникам.

На мировых рынках, и даже в Америке, пока нет признанных лидеров, хотя и рынок там во много раз больше нашего — у каждой компании своя успешная ниша, где главное — предлагать качественный продукт и работать для клиентов.

В плане новых технологий я больше верю в блокчейн и смарт-контракты в ближайшее время, например, смарт-контракты между клиентами, исполнителями, поставщиками, ремонтниками, чем в VR и AR, так как рынок дизайна держится на таланте и в некотором роде искусстве, что VR и другим технологиям заменить человека будет очень сложно, только если помочь сделать результаты работы более наглядными.

44
4 комментария

"VR и другим технологиям заменить человека будет очень сложно" - смотря где и как применена технология. Ну вот Хауз что-то там добавили у себя, и "вероятность покупки увеличилась на 60%+". Что именно и как замеряли, бог знает, но все же.

Признаться, я ответа на ваш вопрос так и не увидел. Есть ли будущее у Бумпланнера и его аналогов в России? Или у Хауза? Или у Икеи? Или у ближайшего вам строительного рынка?

Мне кажется, если люди ногами идут искать дизайнера интерьера, они точно будут пытаться сокращать издержки на поиск. И не только потому, что блокчейн, АР и смартконтракты, а потому что проникновение интернета высокое + большой риск нарваться на кидал в оффлайне + почему бы и нет, если четверть покупок семьи делается онлайн. Причины разновекторные и разноуровневые, применимы к какому угодно рынку, трансформирующимся в онлайн.

так ответа и нет пока ) мы, и остальные сервисы, стараемся, чтобы было)
я имел ввиду, что VR сам по себе - не дизайн, просто обертка красивая для работы дизайнера, а реально только на этом зарабатывать - я пока не видел

Не будет. У кого есть деньги на дизайн выберут дизайнера который сделает пол их нужды. 2500 вроде щас за метр цена. Т.к работа дизайнера обычно не ограничена только чертежами, то останутся сервисы типа бирж и досок объявлений. Саму сделку через сервис при таких суммах нет смысла проводить ибо договор надёжнее.

Если честно, вообще не понял ваш ответ. Вы видели, чем занимается наш сервис? Это касается выбора дизайнера под нужды? Что за цена 2500, где такая цена сейчас? Как связано не ограничение только чертежами с необходимостью бирж? При сумме 2500 не имеет смысла проводить через сервис? Договор между дизайнером и клиентом надежнее договора с сервисом?