Организация баунти для ICO: взгляд изнутри

Что такое баунти (не шоколадка)? Эффективно ли проведение баунти-кампаний? Как организовать баунти самому?

В интернете вы найдете массу советов, как заработать, будучи участником баунти — где искать, как выбирать проекты, что нужно будет делать. Мы хотим представить вам взгляд с другой стороны — как и зачем организовывать баунти-кампанию и что для этого нужно. Мы расскажем о своем опыте: у MIRANIT на счету ряд проведенных баунти-кампаний для ICO, что позволяет сделать ряд полезных выводов. Возможно, наши советы помогут вам избежать типичных ошибок баунти-менеджера.

Что нужно будет делать?

Bounty — по-английски «вознаграждение». Участникам платят за действия: за посты в соцсетях, за перевод или регистрацию по их реферальной ссылке. Баунти это инструмент маркетинга при проведении ICO, когда с участниками рассчитываются токенами проекта. О стоимости маркетинга в сфере ICO «за живые деньги» можете судить по рассказу нашего коллеги:

Несколько месяцев назад я участвовал в пиаре ICO, занимался исключительно контентом, который оплачивался эфиром, с самого начала. На выходе получилось ~$700 за месяц. Над качеством я особо не старался, брал количеством. Точно не вспомню, написано было около 22 статей, русских и английских. Мог за вечер написать пару блог-постов и их же перевести: в общем, работал по настроению. В плане взаимодействия с организаторами проблем было ноль, каждое воскресенье заливали эфир на кошелек, все четко по таймингу.

Дмитрий Киреев,, комьюнити-менеджер

ICO — это сбор средств на реализацию проекта, нередко в ситуации, когда нет ни средств, ни проекта. Заниматься пиаром за деньги не получается, так как нет денег, а органический трафик не приходит, так как нет людей, привлеченных проектом.

Баунти — идеальное решение. Вознаграждение здесь представлено токенами проекта, которые для самой кампании не стоят ничего, а вот баунтерам могут принести прибыль в будущем — когда токен будет размещен на бирже, баунтер его с удовольствием продаст и получит за него «фиатные», то есть обыкновенные, знакомые всем нам деньги. И это будет именно так — настоящей любви за деньги не бывает. Очень редко среди баунтеров появляется реально интересующийся проектом человек, который сам будет пользоваться токенами, для чего бы они ни предназначались. Что это значит на практике? Выданные токены, особенно если их много, могут обрушить цену на бирже. Поэтому многие проекты «выдают» токены дозировано — в две-три волны, с промежутками в месяц или более.

Что участники должны делать в рамках баунти? Зависит от того, что вам нужно и на что хватит вашей фантазии. Это могут быть репосты, лайки в соцсетях, написанные самостоятельно посты или реферальные ссылки.

Организация баунти для ICO: взгляд изнутри

Если все так радужно, то что может пойти не так?

Будьте готовы к низкому качеству — вряд ли кто-то будет писать вам содержательные посты или «ковать контент». Максимум, на что хватит 99% баунтеров — репостнуть ваш твит или пост в фейсбуке. Если вы поставите собственный пост обязательным условием — получите посты типа WOW MUCH ICO VERY BLOCKCHAINABLE 🔥🔥🔥 #ICO #WOW

Типичный твит баунтера:

Будьте готовы к тому, что большую часть ваших токенов получат «баунти хантеры» — профессиональные «охотники за наградами» — с обширной коллекцией ботов на любой вкус, которые сами ходят по рефералкам, сами лайкают друг друга и одновременно участвуют в десятках других баунти. Такова жизнь — полностью отсеять их не удастся. Твиттер можно проверить Twitteraudit’ом, но и он не дает полной уверенности в том, что это реальный, живой человек.

Зачем нужны «черные списки» участников баунти?

Будьте готовы к тому, что в первую неделю баунти проект получит мощный рост зарегистрированных участников: все они будут ожидать немедленной проверки отчетов и начисления стаков (долей, в соответствии с которыми будут распределяться токены). Если стаков в таблице нет, у участников начинается неслабая паника, развеять которую в состоянии только технически подкованная и стрессоустойчивая служба поддержки. Учет баунти — трудоемкая рутина, которая требует ежедневного внимания.

Баунти-менеджеру нужно помнить основные пункты правил каждого направления наизусть: какое количество друзей необходимо для участия в программе, какие данные должны быть в общей таблице (Spreadsheet, на языке русскоговорящих баунтеров и менеджеров — «спред»).

Организация баунти для ICO: взгляд изнутри

Первое, что нужно сделать после регистрации участника — одобрить его или отклонить. Для этого специально создаются отдельные листы в Спреде, куда заносятся участники, не прошедшие первичный отбор: у них недостаточное количество друзей, неправильно указаны ссылки, не предоставлена ссылка на Twitteraudit, не указан адрес кошелька и т.д.

Такой первичный аудит участников занимает примерно четверть всего времени, отведенного на проверку отчетов и зачисления стаков. Пренебрегать этим этапом нельзя, так как после отсеивания нерелевантных участников вы будете работать с основной массой активных баунтеров. Когда мы ввели систему «черных списков», обнаружили, что около трети участников не проходят по первичному отбору.

Twitter «черный список» — 508 участников из 1568 человек

Facebook «черный список» — 263 участника из 1242 человек

Баунти — это учет и контроль

Другая сложность — система учета. Некоторые пользуются автоматическими системами, но у них есть ряд существенных недостатков. Например, это подарок для профессиональных «ботоводов» — настроенные под систему боты с удовольствием будут выполнять ваши задания и делиться публикациями с другими ботами. Цифры будут отличные, но сагитировать бота поддержать ваш проект деньгами — тут возникают очевидные сложности.

Реальные, «живые» участники баунти эти автоматические системы пламенно ненавидят и часто отбрасывают в сторону проект, в котором нет «живых» людей. Они на своем опыте знают, с какой степенью надежности эти системы работают и как легко в них жульничать. Баунтеры, которые бесхитростно делятся вашими постами со своими друзьями, не меньше вас заинтересованы в том, чтобы все было по-честному: вознаграждение распределяется пропорционально между всеми участниками, и чем больше получат жирные боты, тем меньше получат худые реальные баунтеры.

Обычно учет деятельности в баунти ведется через инструменты Google Forms и связанные с ними таблицы. Они привычнее для участников, информация здесь открыта и прозрачна. Ключевой момент тут — привычные. С этим связана одна из больших проблем баунти: в точности по закону Мерфи, «даже если ваше объяснение настолько ясно, что исключает всякое ложное толкование, всё равно найдется человек, который поймет вас неправильно».

Участники баунти — люди из самых разных стран, с разной спецификой восприятия и разным уровнем компьютерной грамотности. Даже если ваши правила будут абсолютно прозрачны и понятны, обязательно найдется паренек из Камбоджи, который «я не все понял, уважаемый баунти-менеджер, сэр» и девочка с Филиппин, которая будет месяцами старательно писать посты про вас с ошибкой в хэштеге.

Организация баунти для ICO: взгляд изнутри

Профессия «Человек — человек»

Баунти нуждается в оперативной обратной связи: специальный канал в Telegram, контакт через личные сообщения на форуме Bitcointalk, разъяснения и советы. Баунтеры пугливы, как стадо газелей на водопое — если вы не отвечаете им быстро, они начинают паниковать и предполагать самое страшное: нас обманули, весь проект пустышка, не стоило и ввязываться! И именно это увидит ваш инвестор, когда начнет изучать проект: баунтеры — часть криптосообщества, где мнение о проекте очень легко склоняется в сторону «а, это очередной scam, уходим отсюда». Опытный участник баунти всегда внимательно изучает проект на старте: в его интересах принять решение участвовать в кампании ICO, предлагающей наиболее жирный токен. О том, какие критерии используются для идентификации успешного проекта или, наоборот, скама, мы напишем в одной из следующих публикаций.

Многие из криптоинвесторов уже «обожглись на молоке»: чтобы поднять свою репутацию в их глазах, требуется приложить значительные усилия. Как успокаивающий фактор для баунтеров, мы ввели специальные обозначения при еженедельном подсчете активностей. Если его работа не учтена (не поставил хэштег, дал неверную ссылку и т.д.) в его ячейке в таблице мы указываем причину. Пишем кратко, буквально одним предложением на английском. Многие участники благодарили нас за эти пометки, которые и нам, и участникам облегчили работу. Они могли исправить свои отчеты, если позволяло время, либо учесть наши замечания в будущем.

Нужно помнить, что ведение баунти — это не машинная работа, а работа людей с людьми. Бывают моменты, когда нужно принять решение в чью-то пользу. Для себя мы определились, что будем исходить из политики лояльности к участникам. Как в школе, оценивая работу ученика, когда учитель может поставить 3 с плюсом или 4 с минусом, мы поставим 4. Все-таки это время, труд и в значительной степени энтузиазм людей.

Так делать баунти или нет?

Итак, допустим что баунтеры — глупые, капризные, сомнительные халявщики, с которыми нужно работать 24/7. Если это так сложно, зачем вообще проводить баунти? Не проще ли ограничиться традиционными методами?

Есть несколько главных плюсов. Мы уже говорили, что вы не вкладываете деньги: баунтеры работают за токены проекта, которые до выхода на биржу не стоят ничего. Вам не нужно тратить деньги тогда, когда вы их собираете. Вы получите реакцию в соцсетях — репосты, лайки, дальнейший фидбэк. На их количество инвесторы обращают внимание обязательно.

Организуя баунти, вы включаетесь в криптосообщество. На ваш сайт начинают массово заходить люди, и нужно быть готовым к нагрузке по всем каналам связи: Telegram, соцсети.

Важно, что большинство из посетителей сайта будет «в теме» ICO и вы сможете с помощью инструмента «Похожие аудитории» в контекстной рекламе привести уже настоящих инвесторов. Поэтому так хорошо работают реферальные программы — баунтеры знают, где можно найти заинтересованных в ICO людей лучше, чем кто бы то ни было.

На старте баунти мы решили провести airdrop, бесплатную раздачу токенов, чтобы «раскачать» кампанию. Это был не совсем классический airdrop, когда токены раздаются «просто так», от участников требовалось выполнить несложные задания: подписаться на страницу, вступить в канал в Telegram и т.д. Лучше всего себя зарекомендовала реферальная программа: из общего прироста участников основной баунти-кампании в 1300 человек большинство приходится на пришедших по реферальным ссылкам. На сегодня у нас есть пользователь, пригласивший 147 человек, это больше 5% от всех участников. Всего этот airdrop принес нам 252 заявки на инвестирование.

(подробнее об этом кейсе на vc.ru)

Константин Урванцев,, CEO компании Altair Digital

Экспертиза этих «халявщиков» зачастую не ниже качеством, чем у многих специалистов. Им нет никакого резона участвовать в скаме, который убежит, собрав деньги, а опыта отличить «скам» от «не-скама» у них предостаточно. И инвесторы будут анализировать, как идет баунти-кампания. Если в ней никто не участвует, или там бардак и скандал, то это или скам, или просто люди не умеют работать. Зачем тогда в них вкладывать деньги?

Большинство ICO ориентируются на глобальный рынок, и чем больше у вас будет переводов сайта или Whitepaper, тем шире будет ваш охват. Баунти — это уникальная возможность сделать относительно качественные переводы практически бесплатно. Если перевести на английский или другие европейские языки не проблема, то с азиатскими или тем более африканскими языками вы точно не справитесь. Или заплатите очень много денег, не будучи уверенным в качестве перевода. А баунтеры, как носители языка, могут не только сделать вам перевод на язык йоруба, если вы вдруг захотите, но и проверить качество работы других переводчиков.

Организация баунти для ICO: взгляд изнутри

Можно ли сделать баунти самому?

Несомненно, можно. Изучив другие баунти-кампании и поняв, как все работает, вы можете и создать тему на Bitсointalk и сделать табличку в Гугле. Если у вашей команды достаточно разбирающихся в вопросе людей, то все будет гладко, главное, четко и точно формулируйте правила и придерживайтесь их. Однако этим должны заниматься минимум 4 человека — только еженедельная проверка занимает от 24 до 40 рабочих часов двух специалистов в неделю. И это не считая саппорта, который нужен для оперативной обратной связи. Очень часто в ICO вся команда загружена на 100% — времени мало, а сделать нужно очень много. Но даже если вы приглашаете специалистов со стороны, вам нужен отдельный человек, который будет держать с ним связь и отвечать на возникающие вопросы. А их будет много!

Организация баунти для ICO: взгляд изнутри

Итак, баунти — это уникальный инструмент, который может в короткий срок решить множество задач — дать вам фидбэк в соцсетях, включиться в криптосообщество и сделать охват вашего ICO глобальным. И бесплатно! Но для успеха требуются значительные временные и человеческие ресурсы, внимание и тщательный подход.

Подытожим. Что вам нужно для успешного ведения баунти-кампании:

1. Четкие и понятные правила

Многие баунтеры читают правила кампании невнимательно, и часто делают «как привыкли» — как было в каких-то других баунти, как им кажется удобным, как получилось. Поэтому конфликты будут всегда, но однозначные и подробные правила застрахуют вас от появления «идейных хейтеров», которые из-за несправедливого лишения стаков свою жизнь посвятят поливанию вашего проекта грязью.

2. Тесты

В нашей первой баунти-кампании мы совершили ошибку: в правилах требовали у баунтеров «ссылку на ретвит». Оказалось, что ссылку на ретвит дать невозможно — если нет цитирования, твиттер показывает ссылку на оригинальный твит. Пришлось изменить правила «на ходу» — требовать обязательного наличия собственного текста в твите. Это стоило двух недель проклятий баунтеров по поводу меняющихся правил. Простая проверка «на себе» заняла бы 15 минут.

3. Отдельная ветка баунти на Bitcointalk

Bitcointalk — уникальная площадка, главный мировой форум по криптовалютам и ICO. Это не мешает ему выглядеть как окаменелый кусок интернета из 2003 года, доставленный в 2018 машиной времени. Вам придется освоить древнее искусство ASCII art’a и верстки BB-кодами, и погрузиться в удивительный мир глюков и абсолютно негуманных интерфейсов.

4. Команда минимум из 4 человек

Исходя из нашего опыта, для круглосуточной поддержки нужно минимум четыре специалиста со знанием английского языка. Если поддержка не круглосуточная, сразу возникает масса проблем с часовыми поясами — многим инвесторам и баунтерам придется ждать ответа сутками: они задали вопрос утром по своему времени, поддержка получила его ночью, ответила утром, а у инвестора уже ночь. Плюс нужно еще проверять отчеты и вести входной контроль новых участников.

5. Время для оперативной обратной связи с участниками

Даже если организована круглосуточная служба поддержки, им часто задают вопросы, выходящие за их компетенцию — о технических деталях смарт-контракта и прочих нюансах. Если до нужного специалиста «не достучаться», то это бросает тень на весь проект.

6. «Живые» соцсети и постоянно обновляемый контент

Баунтерам нужен контент для распространения. Очень немногие способны создавать его сами, поэтому чем больше у вас будет постов, твитов, статей и роликов на YouTube, тем шире будет охват баунти.

7. Материалы для перевода на английском языке, сохраненные в облаке и доступные по ссылке

Английский — основной язык ICO, но контент на различных локальных языках может привлечь в проект значительные средства. Вам нужно обеспечить переводчиков необходимыми материалами.

Авторы: Анна Николаенко, bounty-менеджер; Константин Климов, копирайтер, компания MIRANIT

1515
4 комментария

***, статью не дочитал, пошел за шоколадкой

2
Ответить

Что такое баунти (не шоколадка)Такая же ерунда, вздумали примазаться к райскому наслаждению :(
И даже ролик не поставили правильный - ну вот он ... а за ним откроется первоначальный из 90-х.

Ответить

Такое вот многозначное название

Ответить

Ну и если баунтер может заработать можно 25 тысяч за несколько репостов, сколько такая организация будет стоить? Вроде ничего сложного на первый взгляд.

Ответить