Офтоп Алексей Трунёв
24 200

Об этом молчат рестораторы: опыт ценой в 10 млн рублей

Полезное руководство для ресторанных стартапов, основанное на личной практике.

В закладки

Всё начинается с понимания простых вещей, дальше вы просто зарабатываете деньги

Привет, читатель. Меня зовут Алексей Трунев, я ресторатор с 2012 года. Сейчас консультирую других рестораторов и запускаю ресторанные стартапы.

Перед прочтением статьи, пожалуйста, напишите на листе бумаги, куда бы вы вкладывали деньги в первую очередь, открывая ресторан, кафе или бар. Классифицируйте статьи расходов, напишите причины такого распределения и затем приступайте к чтению.

Более 40% опрошенных мной предпринимателей считают ресторанный бизнес прибыльным и непыльным занятием. Не так важна ниша. Если знаете, как изменить жизнь клиента с помощью вашего продукта, это залог успеха.

Вот четыре факта о ресторанном бизнесе, которые не так просто объяснить привычной логикой:

  • После кризиса в 2014 году доля убыточных заведений в Москве превысила 35%.
  • Большинство из этих 35% — заведения-середнячки: не рестораны, но и не столовые.
  • Количество кофеен в 2018 году в крупных городах увеличилось на 25%.
  • Большая американская фастфуд-тройка показывает стабильный рост.

Почему кофейни и фастфуд растут в кризис? Отрасль падает, однако внутри неё одни форматы показывают увереный рост, а другие — не менее уверенное падение, и последние еле сводят концы с концами. Тенденция кризиса выборочно коснулась игроков рынка, уничтожая одних и давая шанс другим.

Ответ сложно выразить в одном предложении. Причины кроются в специфике ресторанного бизнеса.

Зарабатываем много — тратим много, зарабатываем мало — тратим много

Ресторанное дело кажется беспроигрышным. Продукты стоят дёшево в сравнении с ценой в меню. В дорогих ресторанах это видно невооруженным глазом. Это — не иллюзия. Рентабельность ресторана может составлять от 11% до 30%. 30% — у тех, кто плохо считает.

Чтобы понять доходность, разберёмся в структуре издержек. Начинать лучше с простых вещей.

Схема заработка:

  • Купить продукты. Доля их стоимости в цене блюда называется фудкост. Считается по формуле: (Себестоимость продуктов / сумму выручки) * 100.
  • Приготовить и продать готовые блюда. Заведение реализует их по своим ценам, вычитает фудкост и на оставшиеся деньги уже обеспечивает работу заведения.

Заметьте: если фудкост — 30%, это не значит, что издержки закончились. В издержки, которые ложатся на ресторатора входят и зарплата, аренда и маркетинг. Битая посуда, бытовые расходы. Затраты на поиск сотрудников, налоги. Это далеко не полный список издержек.

Напрашиваются выводы:

  • Издержки сильно зависят от формата. Если вы — дорогой ресторан, то мало купить дорогую посуду, важно ещё и купить её снова, когда она разобьётся. Это кажется настолько очевидным, что об этом стыдно говорить, но говорить надо — дорогие рестораны иногда просто «наскребают» на посуду, используя штрафы, сокращения и прочие некрасивые приёмы.
  • Можете как-то закрепиться в нише, покупая дешевле конкурентов, продавая чаще конкурентов или с маржой больше, чем у конкурентов. Нести на одно и то же действие издержек меньше, чем конкуренты. Опять приходим к выбору формата — если не создаёте конвейер, не лезьте в потоковый фастфуд. Конкурентов никто не отменял.
  • Кофе с собой — это формат. Формат, который открыть куда проще, чем ресторан. Монопродукт и небольшие издержки. Кофе — популярный и маржинальный продукт. Потому этот формат будет расти, и кризис только помог.
  • Фастфуд — это формат. Формат, который совмещает конвейер и ресторан. Необходим поток, чтобы получать доход, который создается силой бренда. Маркетинговые вложения — рентабельны. Привлеченные гости будут обслужены одинаково (пусть даже с погрешностью). Кризис — повод завоевать рынок, занимая стратегически важные локации. Ведь для крупных игроков общепита война территорий не кончилась.
  • Ваш формат предполагает плотный поток? Значит, у вас меньше накрутка, чем в ресторане на пять столиков. Потока не хватает — фудкост неминуемо растет. Вы уже не закажете половину фуры лосося, чтобы снизить закупочную стоимость (фудкост). Вы теряете деньги, хотя формально клиенты приходят и покупают. Экономика перестает сходиться.

Теория, за которую я заплатил своими ошибками

Создал теорию. В основе подход к клиенту — от стандартизированного к индивидуальному. От этого зависят цены, стоимость и качество посуды, мебели. Месторасположение и маркетинговые бюджеты, и смыслы тоже. Если представить, что в общепите две крайности — рестораны класса «люкс» и фастфуд, то вырисовывается такая таблица.

Это не минимум и максимум. Скорее, два полушария. Зарабатывает тот, кто понимает, на чем он зарабатывает. Независимо от полушария

Выводы в студию:

  • Кризис прошёл, кто выжил? Выжили премиальные рестораны (настоящие, с невероятно экспертным и индивидуальным подходом) и американская тройка. Издержки компенсируются особенностями бизнес-модели. Дорогие рестораны понятны аудитории, фастфуд — тоже. Это крайности, но заметьте, в России немногочисленный средний класс, возможно, в этом причина. Компания «Додо-пицца» сделала ставку на быструю модель и конвейер. Она преуспела.
  • Кто ещё преуспевает? Сетевые рестораны. «Чайхона №1», «Шоколадница». Стоимость продуктов ниже за счёт давления объёмом на поставщика. Средний чек не ресторанный, а скорее, характерный для кафе. Однако прибыли с чека больше, чем в кафе. Стандартизация и оптимизация даёт огромное количество аналитики, вложения в маркетинг дают узнаваемость, а за счёт количества точек все гости будут обслужены. Разумеется, есть расходы на штат, но они уже сильны и воюют за долю рынка.
  • Кто в целом зарабатывает, но не так, как «Шоколадница»? Кофе-точки на потоке, стритфуд (для крупных городов), который ещё и научился кооперироваться в фудкорты. Почему — уменьшены издержки на вход и обслуживание. Так называемый Fast Casual получил свой подъём. Пример успешных — Burgers Heroes. Всё вокруг продукта, но до «Мака» и «Кинга» ещё далеко. В столицах есть возможность обкатать свой продукт на фестивалях — если зашло, можно и дальше думать. Этот сегмент — кладезь инноваций.

Кто же проиграл? Проиграл я со своим первым проектом. Второй открывался уже с учётом этих данных и получился устойчивым.

Кафе-одиночки без внятной концепции. Те самые 35%, которые не выжили в кризис. Заведения для всех и ни для кого. Любимый формат для начинающих рестораторов.

  • Вы не гигант, и объёмы закупки малые. Продукты стоят дорого.
  • Чек для гостя уже высокий, а с чека заработок небольшой. Значит, вам необходимо больше чеков. Скидками вообще лучше не пользоваться — дорого.
  • Ваша система не подготовлена к конвейерной обработке большого количества чеков — в маркетинг необходимо инвестировать с умом, но инвестировать необходимо, иначе узнаваемость потеряется. Но конкуренты не дремлют. Стоимость нового клиента всё выше и выше.
  • Любой дополнительный сотрудник — это боль. Проект уже пообещал гостям всё, что можно, надо это обеспечивать и контролировать. Штат надо кормить, надо им платить — маржа тает на глазах.
  • Есть кухня, бар, паровые коктейли, доставка, бизнес-ланчи — тратим много, зарабатываем мало.
  • Даже если купить самое дорогое оборудование, это не даст эффекта, а скорее оттянет окупаемость на неопределённый срок. Если заведение даёт дорогую посуду и подачи, то когда посуда бьётся, восстанавливать её уже нет денег.

А теперь на примере моих ошибок

Я чётко попал в потребности рынка, который в моём городе не был готов, но разогретым был точно. Но вот отсутствие целостности проекта привело к его угасанию.

Вот моё первое заведение, которое я открыл, когда мне был 21 год:

Довольно мило. Но есть тонкости, и о них я расскажу дальше

Ошибки и несоответствия концепции, формата, цен и места привели к закрытию. Расскажу подробнее.

  • Главный продукт — кальян, а главные издержки — кухня. Несоответствие, которое было ни к чему.
  • Заведение было в первую очередь кальянной, но мы не могли позволить себе много столов формата «кальян и чай», хотя объективно для них и открылись. Просто мест мало, аренда больше 100 тысяч рублей, и издержки на зарплаты серьёзные. Уже начался раздрай.
  • Пришлось выстроить заградительные барьеры в виде цен, фейс-контроля и системы продаж и допродаж, что отпугнуло многих, для которых и надо было открываться. Но заведение было модным благодаря маркетингу, на этом мы держались.
  • Спрос был выше предложения, гости устали от того, что попасть сложно, и начался отток — так появились конкуренты с монопродуктом (только кальян и чай), что для нашей аудитории наиболее выгодно.
  • Мы выбрали локацию напротив университета, но студенты к нам не ходили, поскольку у нас дороговато. Так мы утратили ещё одно преимущество.
  • Из-за оттока мы начали снижать цены и лишились возможности копить. Дорогая посуда теперь была недоступна. Следовательно — потери в качестве подачи и интерьера не заставили ждать.
  • Ушла и платежеспособная аудитория — мы были в полуцоколе. Работать на аудиторию с достатком без правильной посуды в полуподвале — не самая лучшая затея.
  • Мы начали практиковать вечеринки настолько часто, что превратились в клуб, и это спасло нас в краткосрочной перспективе, но полностью разрушило имидж кухни и экспертность бара в долгосрочной.

Если применить мою теорию выбора формата, то окажется, что первое заведение оказалось чётко в центре между конвейером и полной индивидуализацией. Можно даже визуализировать:

Кому интересно, в данном кейсе как раз описан подход к маркетингу в период кризиса в вышеописанном заведении. Решений было много, и некоторые были очень интересными.

Что делать прямо сейчас, если ты ресторатор: основные шаги для успеха в общепите

Помните мою просьбу в начале? В моём проекте основные деньги были вложены во внешний вид, временные просчёты, повлекшие аренду, дорогую посуду и ремонт, ненужное оборудование.

Сейчас я понимаю, что без вложений в разработку концепции, бренда и процессов нет смысла вкладывать деньги вообще ни куда.

Шаги

Сначала продукт. Он для определённой группы людей со схожей проблемой должен стать частью решения и улучшить качество их жизни.

Выбор формата, который нам видится наиболее эффективным для реализации данного продукта для конкретных целевых групп.

Бренд-платформа, которая включает в себя всё то, что нужно сказать нашей аудитории, чтобы они поняли, что проблема будет решена. Запаковка выгод и смыслов. Нейминг.

Брендинг, чтобы понять, как мы будем говорить о том, что написано в бренд-платформе. Нас должны вспоминать при возникновении повторной потребности.

Экономика. Мы должны с текущим форматом и по ценам, нормальным для этих групп аудитории, производить продукт. Нужно строить финансовую модель, понять какая аренда допустима и какие издержки мы не имеем права брать на себя, а какие возьмём точно.

Место, где целевым группам удобно, нам недорого и экономика сходится в плюс.

План рассадки и инженерный план производства. Всё должно соответствовать формату, не противоречить смыслам и ценностям, позволять обрабатывать тот поток, под который заточена вся наша экономика.

В заключение

Как то я читал блог Аркадия Морейниса «Темная сторона» и там увидел вот эту фразу:

Стартап в бизнесовом смысле — это компания, которую готовят к переработке больших потоков заёмного капитала с доходностью, превышающей традиционные финансовые инструменты, но с рисками, сравнимыми с банковскими депозитами.

Аркадий Морейнис
Создатель «Тёмной стороны»

Давайте будем делать ставки на понимание, анализ и расчёт. Только так мы сможем действительно выгодно оборачивать заёмный капитал, быть успешными и масштабировать свои компании.

Спасибо, что дочитали до конца. Успехов всем начинающим и действующим рестораторам.

#бизнес

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Алексей Трунёв", "author_type": "self", "tags": ["\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441"], "comments": 120, "likes": 93, "favorites": 164, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 35082, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 28 Mar 2018 15:41:04 +0300" }
{ "id": 35082, "author_id": 145678, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/35082\/get","add":"\/comments\/35082\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/35082"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791, "possessions": [] }

120 комментариев 120 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...

30

Izi, чего Вы хотите, а? Все у молодого человека https://vk.com/trunev_aleksei хорошо - дали денег на ресторан, он не получился, так дали денег на второй ресторан, надо бы - и на третий тоже дали бы. Теперь вот молодой человек не больше не меньше, бизнес-консалтингом занимается, почему бы и нет ...

Ответить
23

Друг. Тут дело такое. Денег ни кто не давал. Насчет консалтинга - да, все верно - занимаюсь. У меня кстати и результаты имеются и отзывы. А скажи, на чем основывался ты, когда писал сей комментарий?
Про предыдущего молодого человека я вообще молчу)))) Писать матом в бизнес паблике, где люди делятся опытом могут только те, кто сильно умный диванный эксперт. Диванный солдат. Агрессивный и неутомимый)

Я искренне надеюсь, что вы тоже можете открывать заведения (на любые деньги) которые могут работать 3-4 года и приносить доход.
Вот еще одна моя статья. С удовольствие подискутирую с вами на эту тему, если данная тематика вас как то задевает. https://vc.ru/33554-restorannyy-marketing-bez-intuicii-prinimat-resheniya-i-planirovat-akcii-s-pomoshchyu-matricy-bcg

А фотка ведь хорошая, что ты так по фотке то о бизнес комптенциях судишь с горяча)))

Ответить
28

Денег ни кто не давал

А, ну да, я забыл про "студенческий капитал" - те самые 10 млн. рублей, которые вручают каждому в конце 4-го курса ВУЗа для реализации своего бизнес-проекта.
 
Если серьезно - то писать о правильных или неправильных решениях в бизнесе, не указывая источник инвестиций и возникающие в связи с этим обязательства - пожалуй, не имеет практического смысла.
 
на любые деньги ... могут работать 3-4 года и приносить доход.

Доход или прибыль?

Ответить

28

)))))Да что уж там) Давайте на чистоту. Суть то поста в другом. Молодые парни ошибок понаделали, поделились, покаялись. Так ведь?
А пост именно о том, почему не удалось и что бы я поменял. Я вот проекты запускаю сейчас и уж очень это знание всего что было помогает.
А по поводу фейсконтроля - ну вот так вот было все тогда. Сделанного не воротишь, а поделиться негативным опытом вроде не плохая идея. Не всем же писать про невероятный успех))))ага?
А маты не красят комментарий, комментарий красят вопросы по существу.

Ответить

5

Тут поддержу частично - материал наукоемкий и мне нравится.
Я не хочу, чтобы меня не верно поняли - ни кто не клепал проекты. Просто с 2012 года по сей день я работаю в данной сфере, а период когда опыта нет он есть у всех.
Я много работал в Москве и запускал успешные проекты, но все это впихнуть в статью не сильно хорошая идея.
По цифрам - хорошее замечание, я его учту. Тут просто хотел рассказать именно о популярной ошибке стартаперов - не понимать, для кого работают, не анализировать пользовательский опыт. Это распространенная ошибка.

В следующей статье уже буду по цифрам все писать, это правда важно. Тему только выберу соответствующую.

Ответить
7

А можно пример удачных проектов в Москве, которые Вы запустили? С названиями, конечно.

Ответить
1

Fish & Crab. Отмечу, что я был менеджером по развитию проекта, а не его владельцем. Проектом владела большая компания во главе с очень умной женщиной. Мы на Московских сезонах стояли на кузнецком мосту, а далее на Усачевский рынок заехали, когда он только модернизировался.
Там была просто бойня за каждого клиента и если интересно, могу рассказать о том, какие именно инструменты применялись. Пишите в Вк.
Совсем не давно, к сожалению, проект закрылся. Там просто очень сильно подняли аренду и все стало резко не рентабельно.
Спасибо за вопрос.

Ответить
0

Ну вот про "бойню" как раз было бы интересно почитать - но опять же с финансовыми раскладками.

Ответить
0

Алексей, насколько я понял этот проект все таки не ресторан, а рыбная лавка, где можно было купить как свежую рыбу, так и готовую? Yes?

Ответить
4

Алексей, для сравнения
"Сколько стоит открыть пиццерию в Венгрии"
https://vc.ru/31522-skolko-stoit-otkryt-picceriyu-v-vengrii
(детальные расчеты, работа с утра до вечера)

"5 базовых принципов маркетинга"
https://vc.ru/26888-marketing-rukami-nemarketologa-5-bazovyh-principov
(семейный бизнес, в который приходит на руководящую должность молодой инициативный родственник)

В обоих случаях - очень конкретные материалы, не оставляющие особых вариантов для недопонимания, правда?

Ответить
3

Я обязательно сравню. Чтобы научится писать статьи, надо писать статьи. Спасибо вам за мнение. Я прочту обе для примера.

Ответить
1

теперь минусы ставят. Похоже, логика вашего мироздания ломается. Как теперь будете жить?

Ответить
4

Алексей, спасибо за статью, за мнение, за мысли. И не сходи на уровень Izi для обсуждения с ним его проблем с психикой, нужно бы на уровне зачатия его банить. Двигайся дальше, открывай-закрывай-пиши)) И, кстати, поставь аватар делового человека, а не подростковый "девушка айфон машина", и тебе даже поверят) Удачи

Ответить
0

Виктор, красивая девушка рядом - лучший показатель успеха, разве нет? А мужики в пиджаках такие унылые обычно :(

Ответить
0

Внешность женщины рождает субъективные мнения, да и счастье любит тишину. Фото из разряда товар на выкладке, если уж и делать оригинально, то ужа точно не за рулём, не селфи, не с детьми, не за едой и не в бане) С сноубордом или с коуча? , наверное...

Ответить
0

делать оригинально

Живая фотография лица, поймавшая характер - дл этого нужен хороший репортажный фотограф, и чтобы пару дней сопровождал на каждом шагу, буквально (во время работы).
 
Самодельная статика (селфи и "сфоткая меня типа я бизнес-гуру) - этого дать не может.

Ответить
0

Усложняете. Но в лифте с мадам бы не стал. Выразительное фото можно найти и в архиве. Кому нужна ваша девушка? Автор какой посыл давал, кроме личного, выставляя на всеобщее обозрение? Чтоб за нудизм? Детей завтра на аву будем, а потом на ягу сядем.

Ответить
0

Ок, приведите пример выразительного личного фото бизнес-тренера?

Ответить
0

Не по теме. Какой ваш прогноз про Рому из трансформатора. Если смотрели.

Ответить
8

Прогноз отличный, к его услугам аудитория трансформатора. Если портнягину удалось продать свою дерьмокнижку полностью состоящую из воды, то курочка обречена на успх. Думаю у них там уже очередь на франшизы

Ответить
1

Спасибо, отличная статья и интересный опыт! Успехов в текущих и будущих проектах)

Ответить
0

Спасибо! Это приятно!

Ответить
23

Год назад я посетил место без фейс контроля. Кончилось все веселой пьяной дракой.
Может там у вас в москвабаде и прокатывает, а в Тюмени 2012 года место без жесткого отсева превращалось в поле битвы.

Молодые люди шли в такие места не чтобы курить, пить, отдыхать а ебашиться и самоутверждаться.

Примерно то же самое делаете вы сейчас, но только в интернетике.

Ответить

24

Зачем? Ты бы там все равно не выжил.
Или нет, тебя бы не пустили:)

Ответить
2

ржу) украл коммент))))

Ответить
1

красава

Ответить
1

Поддерживаю. Лучше бы везде фейс-контроль внедрили, в основной (по территории) части России очень печально сунуться в приличное вроде бы заведение и сидеть рядышком с бухим матерящимся быдлом.

Да, я использовал слово быдло и не стыжусь этого!

Ответить
0

Не знаю, в Питере отсев по ценнику работает, в приличном заведении посетители матерятся и бухают тихо :) А в некоторых ресторанах планка задрана так высоко - что туда в принципе никто не заходит.
Это все-таки чисто московская (ну или тюменская тема) - пачки денег, жгущие карманы у самых разных персонажей.

Ответить
0

место

А поподробнее?

Ответить
17

В этом году довелось побывать в одной пицерии в Тюмени,
у них был похожий дизайн (всё как на вашем фото, только синяя подсветка) -
честно говоря, этот свет, диоды, на столько психологически давили, что я убежал из неё через 20 минут после заказа еды))

Неужели кому то нравится когда в лицо светит нереально много диодов?
Как на приёме у следователя в НКВД или не рейве

Ответить
7

А чего Вы хотели в 21 год от человека? Пацаны в это время бубенят как раз такую подсветку в салон авто на светодиодах - в 2110 и подержанных японок ... а вот кстати в немцев - никогда - сам дизайн немецкого автомобиля таких издевательств не позволяет.

Ответить
9

Вот вот) Возраст однако сильно влиял на подобного рода решения. Да и на выбор меню, музыки и тд. Я не работал в ресторанном бизнесе ни дня до открытия. Думал не 3 года проработаю, а 3 месяца)))

Ответить
6

Ну, смелости-то Вам не занимать - я бы просто не стал и пробовать - даже при наличии крыши, доп. финансирования и так далее. Как раз в 19-20 лет мне еще очень нравилось все считать - и по бизнес-плану уже получалось бы очень грустно (просто из-за метража заведения).
Т.е. цифры не сошлись бы уже на бумаге, правда?
P.S. А чуть ниже у меня ошибка - офицИантом, sorry

Ответить
4

Эх) плюсанул бы, но vc.ru отключили мне возможность лайкать/дизлайкать после терок про яндекс.музыку

Ответить
2

Я прошелся плюсов Вам наставил. Не воспринимайте это как оценку комментариев. Просто я против подобных ограничений. Напоминает цензуру...

Ответить
5

Будет грустно, если VC превратится в кармадрочерский ресурс, где минус и плюс это не просто выражение согласия или несогласия других людей, а инструменты контроля.

Ответить
0

Наш маленький Китай с включением/отключением фич по репутации :(

Ответить
3

Спасибо! Теперь работает!
(Спасибо не за плюсы, а за то, что потратили своё личное время на то, чтобы помочь мне)

Ответить
2

При бане и комменты писать нельзя. А что пишет при попытке плюсануть/минусануть?

Ответить
3

"Слишком много лайков" - в верхнем правом углу попап.

Видимо в ветке про яндекс я привысил лимит лайков и дизлайков на vc.ru)))

Ответить
1

Секундочку, кое-что проверю. Попробуйте сейчас ...

Ответить
1

А нет ,все равно у Вас "-15" рейтинг (может из-за рейтинга?
 
И часть комментов (два таких вижу) - вполне нормальных - есть в Вашем профиле, но при этом их нет в ветках нужных (скрыты)
Пишите админам ..

Ответить
0

Ну вот, вашими стараниями (плюсами) - теперь и у меня включилась эта фича!

К слову - пытался вчера найти, как связаться с админами\саппортом, должен признаться, то ли я отупел, то ли тут не всё так интуитивно понятно.

Кстати по мимо прочего - тут нет возможности выпилить свой аккаунт)

Может быть vc.ru ещё на альфа стадии.

Ответить
0

Ill - я так понимаю, я один не справился, еще люди помогли - их тоже стоит поблагодарить.
 
Меня больше беспокоит история со скрытием _вменяемых_ комментов. Как, почему, кем скрыто - нет данных никогда
 
Поиск контактов - кому писать - тоже сделан так чтобы не сразу находилось, и дальше тоже писать непонятно кому (ни у кого нет должности админ/модератор)

Ответить
–1

Можно попробовать через их ФБ
https://www.facebook.com/SMMrussia/

Ответить
0

А это разве FB Комитета?

Ответить
–1

Похоже на то

Ответить
0

А ок, я просто fb почти не пользуюсь :) Можно писать на почту, можно наверное в ВК еще писать - но я всегда на почту пишу, это более официально.

Ответить
0

Реально, в первый раз вижу. И кстати видно, насколько внутренняя часть не соответствует классу машины. А так - это Москва Россия, 29 лет - видимо человек решил "бабский магнит" должен быть именно таким - и не факт что так именно и оставил (картинке 3 года).
Я больше имел в виду подсветку потолка - вот такого плана. Но и так, и так, китайский колхоз конечно (в отличие от интеллигентной подсветки подножки / околодверного пространства на ряде автомобилей)

Ответить
0

не нужно о больном. и в немцах это встречается...

Ответить
0

Не знаю, в старых бэхах и мерсах ни разу не видел. Вот действительно машина формирует другое отношение к себе, просто дизайном ..

Ответить
6

Сначала всем сильно нравилось + бар можно было переключать и свет менялся либо убавлялся пультом. Согласен - давило сильно. Тоже не учли что длительность сессии у нас более 1,5 часов и просидеть на такой вот "кислотной вечеринке" столько сложновато.))

Ответить
1

Тут еще другое - я знаю что кальянные вроде как очень популярны, но "смеси" вроде как позволяют добиться близкого к наркотическому эффекта или просто курить нечто веселое и смешное по договоренности с владельцами/офицантом (Миледи, а что это Вы добавили в бокальчик?) ... Так что еще с момента появления таких заведений в Питере и даже раньше - с массового вывоза кальянов из Турции/Египта соотечественниками, все это для меня по крайней мере имело явно неприятный оттенок.
Возможно, это лично моё восприятие.

Ответить
2

Дааа, мне тоже столько говорили про вот такой момент. Мало того и гости сами просили, но я занимал жесткую позицию. Рискуя всем не хочется просто так прогореть из за каких то веселых смесей.
Не знаю насчет Питер, Тюмень маленький город и там такого я не видел.

Ответить
0

Ну насчет "не видел" я промолчу, потому что обычно все всё знают - в какой клуб в городе пойти за тем, или за другим ... Я кстати и не спрашивал Вас, было/не было - потому что проконтролировать что "гости" добавляют себе в кальян можно только путем постоянного наблюдения за всеми столиками и гостями ...
 
В Питере последние 2-3 года стало задумчиво - характерный запах жженой тряпки может доноситься от идущего курильщика любого пола и возраста, вот прямо внезапно. Вроде все запрещено как и раньше, а кому-то похоже на это пофиг.

Ответить
0

Не запрещено. У нас декриминализация прошла несколько лет назад для небольших объемов, имхо - это очень правильно! Так в принципе устроено во всех цивилизованных странах. Странно было переполнять тюрьмы за столь незначительные проступки.

Ответить
0

Блин, так вот почему :( М-да, с одной стороны подавляет агрессию (в отличие от водки, например), с другой стороны изрядно тупит при постоянном приёме - точнее делает "все по кайфу" и "до фонаря". В принципе, как и прописываемые анти-депрессанты, конечно.
 
Я так понимаю, декриминализация произошла де-факто в связи с изменением состава населения в города-миллионниках и постоянными перемещениями его части в Среднюю Азию и обратно?

Ответить
14

По фото, по "бизнес-блогу" в ВК на 12 человек, и по тексту, как-то не складывается чтобы такой персонаж писал длинные тексты (сам). Возможно, сам человек модный-моторный-позитивный, но такие ведь редко связно пишут лонгриды?
 
Сам текст и правда сумбурный, и по содержанию 50% "воды" студенческой + 30% бизнес-терминов + 10% "как бы" фактов. Как будто у автора брал интервью студент 3-го курса со специализаций на бизнес-журналистике, и потерял часть записей - те самые недостающие 10% - настоящих фактов - про то, в каком городе, кто дал денег на 1-й и 2-ой ресторан, сколько именно, на какую сумму влетел бы автор с процентами по кредиту (если бы ему дали кредит) и так далее.

Ответить
1

Ну надо же как то учится. Согласен. Текст сильно размытый. Но я стараюсь) Блог создан неделю назад и не продвигается нигде, логично что там 12 человек, хотя я был уверен, что их там 10 всего лишь)
Я с удовольствие на отраслевые вопросы отвечу. Развернут и без воды. Хорошо?

Ответить
10

Алексей, зачем отвечать на бизнес-вопросы, если в 21 год уже есть где взять 10 млн. рублей, ну правда? Пусть пресс-секретарь отвечает :)
P.S. Я всегда хотел помажорить, но в молодости не вышло напрочь, а сейчас уже и при всем желании не выйдет :)

Ответить
1

)))ага, мы с друзьями тоже хотели и сделали.Что бы было понимание и сейчас есть где взять 10 млн у вас, нужно просто подумать хорошо.
Про прес-секретаря - зашло)))) +1

У меня друг руководитель по маркетингу федеральной компании, ему тоже 27, как мне и он из Тюмени. Он когда на vc опубликовал статью, ему в комментариях написали, что он место купил, что у него богатые родители и тд. Но это не было правдой. Он просто умный.

А так ли это вообще важно в рамках статьи?

Вот еще одна моя статья. Почитайте, если тематика интересна. Я отвечу на все вопросы, правда.
https://vc.ru/33554-restorannyy-marketing-bez-intuicii-prinimat-resheniya-i-planirovat-akcii-s-pomoshchyu-matricy-bcg

Ответить
3

говори где взять тогда

Ответить
0

)))))тебе бы допросы проводить) Ну если правда интересно, напиши ты в личку, потрудись.

Ответить
2

10 млн у вас, нужно просто подумать хорошо

Так я думаю еще лучше - сразу о том, какая вероятность не отдать, и про последствия. Если Вас мало беспокоят последствия - можно сделать определенные выводы.

Ответить
0

он из Тюмени

А ссылку?
А про BCG почитаю, но по-моему это привязывание "Покупаю банку пива за $1, продаю за $3, на эти 2% и живу" к позднее прочитанным книжкам :)

Ответить
0

Я прочитал про BCG, ABC и LTV и вопросов нет никаких. Есть поэтический ответ
- Непонятно зачем, неизвестно на кой.
- Непонятно про что, неизвестно о чём
- Я с тобой говорил и о том и о сём.
- Я с тобою ушел неизвестно куда,
- Но дойти я не смог ни туда ни сюда.
(c) http://samlib.ru/l/lopatina_t_m/gavriliada.shtml

Ответить
2

100 процентов раскрутка скбя как бренда, чтоб потом народ на курочку согнать. И назвать их гостями)

Ответить
1

Не хватает упоминания Аяза, поэтому конечно скучно.

Ответить
4

Без БМ и Аяза всегда скучно

Ответить
0

Писал сам. Не фото пишет статьи, к счастью. А насчет остального - речь идет о применительно логике, используя которую можно открыть устойчивый стартап.
Кто дал денег, сколько было официантов и тд. - извините, это не при чем. Были и проценты по кредиту и все было.

Ответить
0

Кто дал денег, сколько было официантов и тд. - извините, это не при чем

Даааа? :)

Ответить
0

Да) Еще что-то по сути будет? Расскажи почему это важно, ну дай какую то ценность своим комментом кроме пустых раздувов.
Я не считаю это важным, я про другое - напиши как мне сделать свою следующую статью лучше и я учту, сто баллов тебе говорю. А твои вопросы протяжные ты задавай тем, с кем общаешься неформально.

Спасибо за понимание.

Ответить
1

Я отвечу на все вопросы, правда.

На вопросы о том что на тарелках и чашках было нарисовано, видимо :(

Видите ли, Ваша агрессия на вопросы про _бизнес_, которым Вы занимались - говорит сама за себя. Бизнес, он ведь всегда про деньги - и сложив два и два - 10 млн, Тюмень, кальянную, работу в убыток или на грани окупаемости - мы уже получаем вполне однозначный ответ, что это был за бизнес, правда?

Ответить
0

Если журналист пишет с таким количеством ошибок, то ему не нужно быть журналистом.

Ответить
0

Да ладно, авторский стиль. Ах ашипки, ашипки ...

Ответить
6

Товарищи, а вас не смущает, что кальянные и ресторанный бизнес - это немного разные понятия?!
Автор слишком много уделяет внимания посуде и фейс-контролю, да и по существу вопроса развития данного бизнеса информации 0.
Если мы говорим про ресторанный бизнес (любого сегмента), то он начинается с выбора места и хорошего шефа, который будет не только составлять меню, но консультировать какое оборудование закупить для кухни, как оно должно стоять, чтобы при полной посадке - не было просадки! Который приведёт своего су-шефа, а последний толковую и способную команду и т.д. и т.п.
А открыть кальянную с дикими цветами и завлекать туда зависимых, простите, дурачье дело - нехитрое! Потом это все переделать в бар и отсеивать быдлоту, и в конце прогореть - закономерность!
Про инвестиции, насколько я понимаю, у автора был (а может есть) богатенький друг, который согласился его профинансировать и дать небольшую долю за то, что тот будет вкалывать. Ну прогрели и ладно, будем заниматься консалтингом, подводные камни то более менее известны, да и на это потратили 10ку))

Ответить
0

Кальянная - это формат, который предпологает мультибрендовое табачное меню и разнообразие табаков. У нас была кальянная но с кухней и баром. Второе заведение была бургерная, но там тоже был кальянный зал.

У меня другой вопрос - меня лично смущает поиск вами ошибок))) Дело не хитрое - писать комментарии в паблике и ждать лайков а открыть в 21 год заведение, или шиномонтажку или кафе или кофеточку да хоть что - это как минимум сложно, если конечно нет желания прогарать.

Если тебе хочется думать, что у меня былыи такие исчтоники инвестиций как ты описал выше, думай. Я просто хочу узнать - кем работаешь ты, какой у тебя бэграунд? Ну можешь еще ссылки на статьи приложить.

Статью, если она не нравится, можно не плюсовать и не читать, но вот писать без знаний про общепит друг, это кисло.

Ты правда веришь что я закрыл заведение и работаю в найм сейчас или мне продолжают давать деньги каждый день все подряд?)))))))

Ладно, в любом случае спс за комментарий. Для тебя напишу про бургерную следующую статью.

Ответить
2

Кальянная - это веяние 2016-2017 года и к ресторанному бизнесу она не относится. Я не умоляю твоих заслуг и знаний, мне вообще нравится, что молодые люди что-то пробуют в бизнесе и кто-то достигает за счёт своей головы, а не денег мамы с папой!
Но, раз ты такой открытый блогер, то почему бы не рассказать про средства, которые были вложены, как эти средства привлекались и на каких этапах было больше всего потрачено?!)
И почему ты решил, что я хочу делиться своим бэкграундом? Не все люди, которые занимаются бизнесом и предпринимательством пишут статьи и книги. Я, кстати, просто диванный аналитик! И да, я ничего не смыслю в индустрии питания. Про бургерную можешь лично для меня не писать, мне не интересен данный вид бизнеса. Желаю успехов в вашем безнадежном деле ;)

Ответить
1

пробуют в бизнесе и кто-то достигает за счёт своей головы,

а не денег мамы с папой!

Мы ничего не знаем про это. Рыть ЕГРЮЛ и шерстить соц. сети - лень, ну будут там партнеры в ООО, открытом под кальянную в в 2011-2013 году - "Иванов Иван Иваныч" и "Петров Петр Петрович" - мы же не знаем "из чьих будете", поскольку не живем в Тюмени.
В принципе, скучно уже разбираться, статья, как я уже говорил, уровня реферата 3-е курсника - который в экономическом ВУЗе вернули бы на доработку (потому что цифр НЕТ).

Ответить
0

По сути верно, по форме конечно грубовато. Я так и не понял, кем хочет человек стать - все же мотивационным консультантом (У Вас все получится, с Вас 10 000 рублей!), или бизнес-консультантом (давайте посчитаем 3 сценария развития Вашего бизнеса). Ну, с другой стороны - можно относиться легче - дали человеку денег, он их потратил как хотел, а рассказал про посуду (почему-то).

Ответить
5

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг...

Познавательно. интересно. Но все вышеизложенное относится в принципе к любому из сегментов бизнеса.
Просто в последнее время на волне "вау я придумал фишку, забубенил стартап, захотел IPO и ICO, и стал миллионер" размываются все классические теории :)

п.с. Для новых рестораторов можно еще порекомендовать посмотреть "На ножах" на канале Пятница.

Ответить
0

Я согласен, там даже в начале где то указал, что ниша не так важна. Важно понимание принципов.
Классические теории терпят крах, но как опыт показывает классики Американского маркетинга, аля Дэн Кэнеди, еще тогда были правы во многом и те же ICO в своем маркетинге используют их, что бы стать успешными, если конечно не ставили задачу с деньгами скрыться)))))
Спасибо за комментарий!

Ответить
3

А есть такой прибор чтобы при слове «гость» било током? Епты ты с меня деньги имеешь, какой нахрен гость😂😂😂

Ответить
5

В английском языке кстати используется слово patron. Которое означает именно финансирование. "a person who gives financial or other support to a person, organization, or cause."

В русском же языке слово гость по отношению к посетителям общепита еще в книжках есть. Мол "гости изволили надраться так, что хозяин таверны еще долго подсчитывал убытки".

Так что все нормально. Вот за "сударь" надо наверное сапогом в лицо.

Ответить
1

Сумбурно и непонятно. "Главный продукт — кальян" это как?

Ответить
5

Это любая кальянная.

Ответить
–14

Зачем кальян, когда есть вейпинг?

Ответить
2

Зачем вэйпинг, если есть сигареты.

Ответить

14

Зачем вообще что-то совать в рот, забавляя дедушку фрейда?

Ответить
5

Зачем забавлять дедушку Фрейда, когда можно прыгать по деревьям и кидаться в прохожих какашками?

Ответить

1

Вы как-то странно задаёте вопрос. Даже если предположить, что незачем, и люди, которые курят кальяны просто идиоты (что на самом деле, конечно, не так), какое это имеет значение на ресурсе, где обсуждается не курение кальяна, а бизнес на кальянах?

Ответить
–11

В том смысле, что сейчас популярен ЗОЖ. А если не ЗОЖ, то вейп.
Сама идея кальянной кажется не перспективной.

Ответить
2

Ключевое слово "кажется"

Ответить
–1

У вас есть цифры, которые подтверждают популярность кальянных?

Ответить
0

Нет. Но я свое "кажется" не озвучиваю в качестве истины.

Ответить
1

Хотел донести что вся бизнес модель была построена на продажах именно кальяна. Открывались с кухней и коктейльным баром сразу. ну вот и получается - что формат потребления кальяна один, а бар и кухня хоть и на уровне, сильно не ресторанного формата. Издержки на ведение бизнеса не давали бизнесу расти.
Спасибо за комментарий в целом, я учту. Согласен правда, я вообще планировал структуру еще подредактировать.

Ответить
4

В этой мега-заметке ждем добавление:
1. Бизнес-план в общих деталях.
2. Фин. результаты по первым месяцам
3. Корректировки бизнес-плана с учетом измененения обстановки
4. Обязательно - сравнительную эффективность вложений в фин. инструменты, недвижимость, валюту - по сравнению с п.1 и с, собственно, реальностью.
 
Я видел несколько успешно работающих бизнесов, в которых п.1 писали "на всякий случай" ПОСЛЕ начала работы. Методом Smoke on the water - т.е. туман наводили над водой, зато на 150 страниц с таблицами и графиками, да еще краткую версию на английском или там немецком, презентацию завсегда и т.д.
 
Сперва-то договаривались Василь Петрович с Петр Василичем про схему, ставили племянника ее осуществлять, подкидывали денег по графику .. а дальше "изображали" поиск инвестиций ... и .. о чудо - инвестиции находились, и проект запускался, приносил небольшие убытки - но свою функцию выполнял.
 
Плохо это? Хорошо? Не знаю. Таких бизнесов в России - особенно малых и средних - просто пруд пруди, главное чтобы убытки не превышали 5-10%, а лучше чтобы была небольшая, но прибыль.

Ответить
2

"Количество кофеен в 2018 году в крупных городах увеличилось на 25%" - я считаю, что статистика значительно преувеличена. По сравнению с чем? С предыдущим годом. Я это понял, что на рынке было 100 кофеен, и за 3 месяца их стало 125 (образно). Это значительный прирост, который не может быть не заметен даже невооруженным глазом. Живя в СПБ, я ничего такого не вижу. Но я могу ошибаться, хотя слабо верится в такие цифры.

Ответить
0

Надо смотреть 2000 - 2018, чтобы понимать что происходит. В Питере в 2005-2007 году вся эта пурга резко вошла в моду, а в 2008 по осени, в-общем, как отрезало - потому что полчаса в крутой кофейне это прикольно, а 500 рублей - это 500 рублей.
 
Видимо, был спад, закрытие заведений и наверное _потом_ некоторый рост - хотя на vc уже писали что средняя сумма чека снизилась (кофе по зарядной цене берут, а пирожные по 300 рублей уже нет, грубо говоря)
 
Про Идеальную Чашку довольно показательная история - они были абсолютно известны и почти самыми первыми в СПб, но сдулись :(
Как говорится, Россия не Америка - можно открыть кофейню "под впечатлением от StarBucks", но нельзя привлечь десятки миллионов долларов на развитие каких-то там кофеен.
https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/05/25/642323-peterburgskie-kofeini-idealnaya-chashka-kupil-konkurent-novosibirska

Ответить
2

Не понимаю чего на парня наехали, он все правильно расписал, на собственном опыте и где ошибался. Кому-то будет полезно, кому-то нет. Как минимум в статье есть конкретные ошибки и их разбор.

Ответить
0

Спасибо Артем. Это нормальная ситуация и каждый кто будет публиковать без супер опыта написания текста столкнется с этим. Повод работать над собой.

Ответить
2

в нашем городе П, самый, на мой личный взгляд, рост за последние три года имеет формат "пивная+чипсы на первом этаже хрущевки", там разливают пиво, и тут же можно стоя за столиком выпить, выйти на крылечко покурить... Деградация в общем...

Ответить
1

куда бы вы вкладывали деньги в первую очередь, открывая ресторан, кафе или бар

Никуда. Уж лучше ОФЗ или на вклад положить, чем открывать очередной ресторан, кафе или бар.

Ответить
1

Никогда не читайте Морейниса на ночь...
Да и вообще не читайте..

Ответить
1

А о чем собственно статья? Про ресторанный бизнес не рассказано примерно ничего, кроме общих слов про фудкост и издержки (ну спасибо, кэп, больше поток - ниже закупочная стоимость). Ждал практической части, где автор расскажет кул стори про закупки, поиск команды поваров, выстраивание процессов кухни, а получил рассказ о том, как не надо делать кальянную. Это не ресторанный бизнес, а так себе кальянный, сорян.

Ответить
0

Интересно что здесь обсуждают. Статья то просто ни о чем. Я не ресторатор, но так как бизнес мне интересен, то читаю то, что пишут люди, которые в теме

Ответить
0

Алексей. Ну почему сразу ни о чем. Ту ведь как посмотреть. Многие стартапы пытаясь заработать на всем сразу просто не зарабатывают, а моно форматы показывают все новые и новые чудеса продаж. Посмотрите на рынок в целом - гегемония сетевых заведений и фастфуда. Кризис выкосил многие кафе которые пытались дать и то и то. Рынок меняется быстро и жизнеспособность проекта уже не определяется одной только класной идеей.
В статье приведены мои ошибки, которые не позволяли заработать. Там же написано, как теперь я предлагаю поступать, открывая заведения.

Вообщем, спасибо за критику, но я очень сильно за конструктив.

Ответить
0

Вроде статья про личный бизнес опыт, но столько воды, что возникает подозрение в разводе. Всё стало на свои места когда автор в комментариях сознался, что он занимается КОНСАЛТИНГом

Ответить
0

Статья не о личном опыте, но написана благодаря ему. В чем посыл статьи (который возможно не до конца удалось раскрыть) - посмотрите на экономику ресторана иначе. Посмотрите почему "середнячкам" тяжело на рынке. Посмотрите, что можно изменить и как подстроиться по рынок, если вы начинающий ресторатор.
Если смысл не донес, окей. Но статья содержит практический смысл, а я по мимо консалтинга открываю свои проекты, об это расскажу в следующих статьях уже довольно скоро.

Ответить
0

Консалтинг кстати, это не ругательство. Я делюсь опытом. Вы возможно тоже имеете опыт и можете им делится. Вы никогда не прибегали к услугам консультантов? Там важно, чтобы твой консультант имел опыт побед и поражений. Думаю объяснять не стоит, почему.

Ответить

0

Как-то. Чтобы. McDonalds. Даблби (Double B).
4/3

Ответить
0

Отличная статья, но для наглядности картинки было бы полезным посмотреть на финансовые показатели продающихся ресторанов и кафешек.
http://www.biztotal.ru/prodazha_biznesa/restorannyj-biznes.html

Ответить
0

Я учту, спасибо вам!

Ответить
0

Консалтинг в данном случае может быть только по принципу сетевой компании: -"Лоханулся сам, лохани друга". То о чем написал автор любой здравомыслящий человек обдумывает на стадии концепта и подбора помещения. Мне интересно как автор предлагает оценивать иные проекты если не обладает методологией основанной на фундаментальных профессиональных знаниях. К сожалению в РФ очень много наивных людей которые верят всякого рода болтологам якобы имеющим опыт и ценные знания.

Ответить
0

Здорово, что не только "болтологи" есть у нас в России но и Вы. Скажите, зачем вам разводить негатив через вашу "неэкспертность" в этом вопросе? Фундаментальные и профессиональные знания по вашему можно оценить через статью не о них? Или может быть вам кажется, что в 21 год у человека была фундаментальная база? Я практически живу в самолете консультируя рестораторов по всей стране, причем мне то можно отзывы показать, а вы чем подкрепите свою необоснованную критику? Статья об опыте и спасибо, что ее прочитали, но не надо пожалуйста в комментариях писать о чем думает каждый здравомыслящий человек. Либо к вам идут за советом в этом вопросе либо нет)

Ответить
0

Интересно было бы глянуть на 2 проект с выкладками как все пошло так

Ответить

–2

The errors described remind me at the book: "The 22 immutable laws of marketing". Especially when he started to run the bar as a club. The long term harm that this caused is described in chapter 11 about the law of perspective.

Я свободно на русском и мне интересно содругничать с кампанами в сфере ИТ, и дессайн. Живу в Германии.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }