{"id":13470,"url":"\/distributions\/13470\/click?bit=1&hash=a5471878bb4d0020b0094d731712468a57a3ba05caae1b96f57d2bce7097f8ad","title":"\u041a\u0430\u043a \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}
Офтоп
Lev MU

Хеди Ламарр: мать оргазма и изобретательница из Голливуда

Что общего между игрой на пианино в четыре руки, торпедами и «вай-фаем» в вашем гаджете? И кто изобретатель «секретной системы связи» в 1942 году, на основе которой до сих пор работают мобильные телефоны и Wi-Fi?

9 ноября 2021 года, отмечалось сто семь лет со дня рождения голливудской звезды Хеди Ламарр. Фильмы с ее участием давно стали классикой Голливуда. Но не все знают, что она была не просто актриса. Без нее мы бы сейчас вряд ли говорили по мобильному телефону, ориентировались с помощью GPS и искали, где лучше ловится Wi-Fi. Но обо всем по порядку.

Личная жизнь и съёмки в кино

Хедвига Ева Мария Кислер родилась в Вене в 1914 году и была единственным ребёнком в семье Гертруды и Эмиля Кислеров. Отец, Эмиль Кислер был родом из Львова и управлял банком. Мать Гертруда Лихтвиц происходила из богатой будапештской еврейской семьи и была пианисткой.

Еще в раннем детстве Хедвиг всей душой полюбила искусство – в то время как другим девочкам дарили кукол, ей вручали билеты в театр. В 1930 году красавицу Хедвиг, которая грезила сценой, стали приглашать на эпизодические роли в спектакли и кино.

В 16 лет Хедвига ушла из дома, поступила в театральную школу, начала сниматься в кино. Дебютировала в немецком фильме «Девушка в ночном клубе»(1930).В конце 1920-х годов её в качестве актрисы пригласил в Берлин Макс Рейнхардт.

Мировую известность ей принёс чехословацко-австрийский фильм Густава Махаты. Этот прорыв случился в 1932 году, когда она получила главную роль в чешском фильме с шокирующим по тем временам названием «Экстаз».. Десятиминутная сцена обнажённого купания в лесном озере вполне невинна по меркам XXI века, но в 1933 году она вызвала бурю эмоций.

Кадр из фильма «Экстаз»

В фильме были сразу две сцены, которые вызвали негодование церкви и консервативно настроенных граждан: эпизод, в котором Хедвиг обнаженной выбегает из кустов и купается в озере, и сцена, в которой она изображает оргазм. Для неискушенного зрителя, не знающего, что за кадром актрису кололи английской булавкой, эти кадры были настоящим откровением.

Фильм, который некоторые критики лихо окрестили «порнографией», запретили в Германии и Америке, но Хедвиг успела получить свою долю известности.

Картина была запрещена к показу в ряде стран и выпущена в прокат через несколько лет с цензурными купюрами.

Хеди Ламарр

В детстве Хеди посещала театральную школу, занималась балетом, играла на фортепиано, а еще любила изучать математику.После скандальных съемок родители решили положить конец богемной жизни дочери и выдали 19-летнюю Хедвиг замуж за 33-летнего австрийского миллионера и фабриканта Фрица Мандла, владельца оружейных заводов.

Мандл сколотил состояние, продавая Германии и Венгрии новейшие системы вооружения в нарушение Версальского договора. На приемах у фабриканта бывали Гитлер и Муссолини. Юная фрау Мандл осуждала политические взгляды мужа.

Болтун — находка для шпиона

Летом 1933 года пара сыграла свадьбу, и Хедвиг решила уйти из кино, чтобы полностью погрузиться в семейную жизнь. Фридрих дал красавице жене все, о чем только можно мечтать: у нее были особняки и слуги, драгоценности и великолепные наряды, но не было самого главного – свободы.

Скоро Хеди поняла, что для мужа она всего лишь очередное выгодное приобретение, как автомобиль или породистая лошадь. Мандл хвастал красавицей женой перед деловыми партнерами и высшим обществом.

Она ездила с мужем на его заводы и даже присутствовала на производственных совещаниях. Партнеры спокойно обсуждали свои дела, не обращая внимания на жену фабриканта. Ведь разве может какая-то актриса понимать, о чем рассуждают такие серьезные господа?

Между тем актриса, за неимением других интеллектуальных развлечений, слушала все совещания и вникала в технические вопросы. Знание математики и пытливый ум позволяли ей довольно хорошо понимать суть разговоров.

«С детства мне все вокруг было интересно», — говорила она. В то время лаборатории Мандла работали над созданием управляемых вооружений различного рода.

Управление торпедами по проводам оказалось неприменимо в водной среде, и для этого искали возможность использовать радио. Но специалисты так и не смогли преодолеть технологические недостатки классической радиопередачи.

Если бы партнеры Мандла могли знать, кто именно и в какой стране решит эту проблему...

Последней каплей, переполнившей чашу ее терпения, стали политические взгляды мужа. Несмотря на свое еврейское происхождение, он был поставщиком вооружения для фашистской Италии, а впоследствии и вермахта.

По словам актрисы, муж не раз виделся и с Муссолини, и с Гитлером, которого Хедвиг ненавидела всем сердцем. В итоге в 1936 году Хедвиг решила от мужа уйти, но сделать это было не так-то просто: домашний тиран следил за каждым ее шагом.Когда женщина захотела вернуться в кино, муж категорически запретил ей это делать.

Побег на фабрику грез

Летом 1937 года, после четырёх лет неудачного брака, Хедвига Мандль совершает классический побег из замка, подсыпав снотворного горничной.

Сцена побега была такой яркой, что смогла бы украсить любое кино: усыпив горничную и переодевшись в ее форму, Хедвиг проскользнула мимо многочисленных слуг, прихватив с собой драгоценности, подаренные мужем.

После удачного побега она отправилась в Лондон, где познакомилась с Луисом Майером, одним из основателей голливудской киностудии Metro-Goldwyn-Mayer. Продюсер приехал туда подыскать новые лица среди европейских актеров, бежавших из Германии.

Хорошо представляя масштабы надвигающейся фашистской угрозы, Хедвиг не рискнула оставаться в Европе.

Узнав, что Майер вскоре отправится в Нью-Йорк на лайнере «Нормандия», она купила билет на тот же рейс. Как именно Хедвиг убеждала Луиса, что она необходима Голливуду – неизвестно, но в Нью-Йорке она сошла на берег без пяти минут звездой с контрактом на $500 в неделю.

Память о скандальном «Экстазе» была еще свежа, и имя Хедвиг Кислер могло вызвать неприятие у пуританской публики США.

По совету Майера она взяла псевдоним — Хеди Ламарр (в память об актрисе Барбаре Ла Марр, прежней любимице Майера).В Голливуде карьера актрисы стремительно пошла в гору.

Так Хедвиг Кислер превратилась в Хеди Ламарр.

Она сыграла в таких известных фильмах, как «Алжир», «Леди в тропиках», «Тортилья-Флэт», «Рискованный эксперимент» и «Самсон и Далила».В общей сложности Ламарр заработала на киносъемках $30 млн — оглушительная сумма в то время.

Луис Майер называл Хеди Ламарр самой красивой женщиной на свете и считал, что пора прервать монополию стереотипных платиновых блондинок на экране

Развесистая клюква: в фильме «Товарищ Икс» (Comrade X) Хеди Ламарр играет советскую вагоновожатую и даже немного говорит по-русски.

Когда началась Вторая мировая война, актриса обратилась в Национальный совет изобретателей США, созданный в рамках мер по укреплению обороноспособности, и предложила свои услуги.

Правда, поначалу ей рекомендовали использовать славу и красоту для продажи облигаций оборонного займа. Во время этой акции каждый, кто покупал облигации на $25 тыс., получал поцелуй самой Хеди Ламарр.

Хеди Ламарр призывает: «Стреляйте метко с нашими ребятами — покупайте военные облигации США»

Желающих было немало, и таким способом она собрала целых $7 млн.

Но актриса знала, что способна сделать гораздо больше, чем продавать облигации.

25-летняя Хеди, обожающая мужчин и драгоценности, казалась окружающим обычной старлеткой, но мало кто знал, что за ее выдающейся внешностью скрывается не менее выдающийся интеллект.

По словам режиссера Александры Дин, снявшей документальный фильм «Бомба: история Хеди Ламарр», она была буквально одержима изобретательством. «Над своими идеями Хеди работала в одиночестве, и никто не подозревал, насколько умна эта женщина, – рассказывает режиссер.

– Когда Говард Хьюз пытался придумать, как развить максимальную скорость самолетов, Ламарр купила книгу о птицах, проанализировала строение крыльев у тех, что летают быстрее всех, и пришла к Хьюзу с готовой схемой новых крыльев».

(Говард Робард Хьюз — младший — американский предприниматель, инженер, пионер авиации, режиссёр, продюсер. Прим.Автора)

Хеди Ламарр и Кларк Гейбл в фильме «Товарищ Икс»

А в это время в Атлантике от атак германских подводных лодок гибли военные и гражданские суда.

Ламарр вспоминала, как бывший муж обговаривал с партнерами проблему дистанционного управления торпедами и невозможность использования для этого радиосвязи. Если передавать координаты цели управляемой торпеде по одной частоте, то корабли противника могут легко перехватить, заглушить сигнал, а то и вовсе перенаправить торпеду на другую цель.

Постепенно Хеди пришла к простому выводу: нужно все время менять частоту случайным образом в широком диапазоне, синхронизировав передатчик и приемник.

Эта идея пришла ей в голову вскоре после знакомства с композитором-авангардистом Джорджем Антейлом (George Antheil,1900–1959).

Он был автором нескольких опер, музыки для оркестров и фильмов.Одним из самых известных его произведений был «Механический балет» для симфонического оркестра, 12 механических пианино, электрических звонков и авиационного пропеллера.

Помимо музыки Антейл написал несколько книг, работал обозревателем в журнале, а в годы войны выступал как репортер.

В одной из статей он довольно точно предсказал развитие и исход Второй мировой войны.

Джордж Антейл был с детства настолько помешан на музыке, что мать отослала его в деревню, где ни у кого не было пианино. Однако и там он нашел выход, заказав инструмент через музыкальный магазин.

88 клавиш

Хеди Ламарр встретила Джорджа Антейла на вечеринке в 1940 году. Поначалу они обсуждали его статьи в журнале «Эсквайр», но затем разговор плавно перешел на тему, занимавшую их обоих: как помочь стране в борьбе с фашистами.

Ламарр и Антейл любили играть на фортепиано в четыре руки. Игра навела их на мысль, что можно посылать часть радиосигнала торпеде на одной частоте, а затем переходить на другую для передачи следующей части сигнала.

Если заранее согласовать передатчик и приемник в отношении перескока частот, то сигнал может стать устойчивым к помехам при глушении — получалось похоже на игру в четыре руки.

Механическое согласование передатчика с приемником могло бы происходить с помощью детали, похожей на валик механического пианино. Компактный валик со штырями, перфорированной лентой и приводом от хронометра вполне мог поместиться в корпусе морской торпеды.

Валик начинал вращаться, задавая курс, который набит на перфоленте.Короткий радиосигнал передавал его вращение на валик торпеды, на нем автоматически набивалась та же перфорация — и торпеда выстреливала по курсу.

Система могла использовать набор из 88 радиочастот — число клавиш фортепиано.

Объявление-шарж: «Пророк механизмов и музыки из Трентона и Парижа представляет свой «Механический балет» и другие открытия в Карнеги-холле завтра вечером»

Псевдослучайные коды и раньше применялись для шифровки информации, но передавались по открытым каналам связи. Теперь же для изменения каналов передачи информации нужен был секретный ключ, одинаковый для приема и передачи. Противник не смог бы просканировать и заглушить все 88 частот, а вычисление заняло бы слишком много времени и сил.

Идея получила название «псевдослучайной перестройки рабочей частоты» (Frequency Hopping Spread Spectrum). Проверка на механических пианино, участвовавших в постановке «Механического балета», подтвердила работоспособность системы.

Еще несколько месяцев Хеди и Джордж дорабатывали свое изобретение. В декабре 1940 года заявка была направлена председателю Национального совета изобретателей Чарльзу Кеттерингу (глава исследовательского отдела General Motors), отобрана среди сотен тысяч других и доработана под его руководством.

В июне 1941 года был получен патент США № 2,292,387 на «Систему секретных сообщений» (Secret Communication System). Патент описывал секретные системы связи, включающие передачу ложных каналов на разных частотах. Ламарр и Антейл подарили его правительству и отказались от всех выплат.

Патент № 2,292,387, выданный Хеди Кислер Маркей (по фамилии второго мужа) и Джорджу Антейлу

В ВМС США пытались осуществить замысел изобретателей на практике, но механическое управление с помощью перфоленты оказалось затруднительным. Патент был засекречен и положен под сукно на долгие годы.

Концепция перескока частоты возродилась только с развитием электроники после войны. В 1957 году инженеры фирмы Sylvania стали экспериментировать с идеей «Системы секретных сообщений» и использовать полупроводниковые компоненты вместо механических.

Появился термин «широкополосный сигнал», и идея Ламарр и Антейла оказалась настолько плодотворной, что уже в 1962 году американские войска использовали новую радиоаппаратуру во время кубинского кризиса.

Заметка в «Нью-Йорк Таймс» об изобретении: «Ее открытие настолько важно для национальной обороны, что официальные лица не будут давать разрешения на публикацию о его деталях»

В середине 1980-х годов Пентагон рассекретил ряд патентов, и ШПС стал доступен для гражданского применения. Изобретение легло в основу технологий с расширенным спектром частот, которая сегодня используется повсюду: в сотовой связи, протоколах беспроводной передачи данных стандарта Wi-Fi, Bluetooth, в приемниках и спутниках GPS.

Портрет на коробке

В 1953 году Хеди Ламарр получила американское гражданство. Она шесть раз выходила замуж и имела троих детей. После 1958 года она перестала сниматься, а последний неудачный брак привел к тому, что она потеряла все свое состояние.

В 1966 году актриса пыталась вернуться на экран, но этому помешали ее неуживчивый характер и привычка откровенно высказывать свое мнение.

Урон репутации кинодивы нанесли также обвинения в краже вещей из магазина (суд позже опроверг их) и выход якобы автобиографической книги «Экстаз и я», которая содержала массу домыслов и сплетен.

Хеди с сыновьями Энтони и Джеймсом и дочерью Дениз

Энтузиасты беспроводных компьютерных сетей, раскопав историю Хеди Ламарр, пытались представить ее к награде IEEE, но их усилия не увенчались успехом.

Лишь в 1997 году актрисе присудили награду фонда Electronic Frontier, но она отказалась присутствовать на церемонии вручения и не пожелала принять журналистов. Награду вместо нее получил ее сын Энтони Лодер.

1966 год. Хеди Ламарр на пресс-конференции на следующий день после ареста по обвинению в краже из магазина

В 1998 году имя Хеди Ламарр снова зазвучало в СМИ: актриса подала в суд на компанию Corel за использование ее портрета на упаковке программного пакета CorelDraw 8. В иске она потребовала выплатить ей $15 млн, из них половину — в качестве 10 % от объема продаж CorelDraw 8, а другую половину — в качестве компенсации за моральный ущерб.

Однако изображение было не фотографией, а цифровой иллюстрацией, созданной для конкурса дизайна Corel в 1996 году. Иллюстрация получила главный приз, и компания начала использовать ее для рекламы CorelDraw.

И хотя Хеди требовала снять ее изображение со всех продуктов Corel, по решению суда компании разрешили использовать лицо Ламарр в течение пяти лет, а также обязали выплатить актрисе $250 тыс.

Художник Джон Коркери рисовал эту цифровую иллюстрацию 120 часов

Хеди Ламарр скончалась 19 января 2000 года в возрасте 86 лет в доме престарелых. За свой вклад в достижения кинематографа она была удостоена звезды на голливудской Аллее славы.

В 2014 году Ламарр и Антейл были введены в Национальный зал славы изобретателей.

А день рождения актрисы 9 ноября — это День изобретателя в Германии, Австрии и ряде других стран Европы.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Anna Superlook

До чего же красивая, без этих всех надувных уткиных губ!

Ответить
Развернуть ветку
Lev MU
Автор

Да! Но и она не удержалась в среднем возрасте и сгубила себя частыми пластическими операциями. Женщины- вы красивы и желанны в любом возрасте!! Не губите себя этими пластическими операциями..

Ответить
Развернуть ветку
Эланор Брендибек

А можно еще про вот этих двоих красавиц?

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Leibowitz

Да и не только про них, есть множество примеров великих женщин. Ада Лавлейс, Грейс Хоппер, например!

Ответить
Развернуть ветку
Lev MU
Автор

Верно! Работы непочатый край!

Ответить
Развернуть ветку
Lev MU
Автор

Спасибо, что напомнили! Соберу информацию и обязательно опубликую и о Маргарет Хэфилд Гамильтон и о Katie Bouman

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Leibowitz

Интеллект, красота, упорство, обаяние, очарование - просто потрясающе. Её пример показывает, насколько великой женщина способна быть. Она не ныла о патриархальном угнетении, хотя ощутила его на собственной шкуре, а на деле показала миру, кто она такая. Попробовал бы её кто-то назвать на современный манер - "body with menstruation" - получил бы в морду кулаком.
Весь современный sjw-скам неопределенного пола, гендера, и разных степеней умственной неполноценности, визжащий о сексизме и роли женщины в обществе, мизинца её не стоит.

Спасибо автору за пост!

Ответить
Развернуть ветку
Lev MU
Автор

Пожалуйста!

Ответить
Развернуть ветку
Anton Frolow

Читал о ней и раньше, но у вас получился отличный рассказ с прекрасными иллюстрациями!

Ответить
Развернуть ветку
Lev MU
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Goncharov

Напомню, что frequency hopping был в 802.11a. Потом его выкинули вместе с ИК физикой, так что нет, не используется до сих пор.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 11 комментариев
null