Офтоп Andrew Rudenko
8 567

Как сделать свой Uber для X

Компания «Лайв Тайпинг» разобралась в причинах успеха Uber и вывела обязательные требования к любому uber-like сервису на примере уже существующих.

В закладки

Uber возвышается над всеми технологическими стартапами, а мысли о его успехе заразны, как чума. На протяжении уходящего десятилетия мобильных разработчиков и бизнесменов волнуют вопросы в диапазоне от «Какой стек технологий находится под капотом Uber?» до «Как сделать Uber и сколько это будет стоить?». Последний — абсолютно культовый среди менеджеров по работе с клиентами. В нашей компании уж точно.

Запрыгнуть на поезд под названием «Uber для X» хотят многие. И на это желание отвечает масса предложений купить скрипт и сделать своё приложение не только для такси, а вообще для чего угодно. Но не многие в точности понимают, чего хотят и что их ждёт.

2017 год связан у Лайв Тайпинг с активной работой с клиентами, желающими сделать приложение, где на запрос услуги должен поступать быстрый отклик специалиста. Среди них — сервис для вызова техников в Индонезии MyTech, приложение для круглосуточной связи с доктором «Мой Доктор» и мобильный менеджер задач для управления персоналом Yodel. Все три приложения развиваются при нашей поддержке, а работа над ними дала нам достаточно знаний о грамотном запуске подобных продуктов.

Но сначала о том, почему не может быть Uber, кроме Uber.

Истоки и фундаментальная идея Uber

В сфере мобильных приложений и веб-сервисов Uber одновременно занимает нишу экономики совместного потребления (sharing economy) и нишу «по запросу» (on-demand), возглавив их вместе с такими стартапами как Airbnb, TaskRabbit и Thumbtack. Uber создал рынок, где одним прямо сейчас нужно куда-то уехать, а другие хотят в свободное время заработать своим автомобилем и навыками вождения.

Чтобы этот рынок дал себя обнаружить, понадобились определённые обстоятельства. В своём эссе "The Uber for X fad will pass because only Uber is Uber" футурист Эми Уэбб возвращает читателей в США на рубеже нулевых и десятых годов, где царит финансовый кризис, безработица достигла 10%, а число профильных специалистов выше, чем число рабочих мест.

График безработицы в США, 2008—2018 гг. Источник: tradingeconomics.com

Беда? Катастрофа.

Но потребности людей остались теми же: им всё ещё нужны и рабочая сила разной квалификации, и временное жильё, и вещи в аренду, и поездки на автомобиле. Время диктовало, что нужно стать адептом философии шеринга.

Представьте, что вам нужен перфоратор. У вас нет перфоратора, денег на перфоратор и большой необходимости его покупать, потому что он нужен вам только сейчас и непонятно, когда понадобится снова. И вы либо идёте за ним к соседу, либо берёте в аренду, либо нанимаете мастера. С автомобилями такая же история.

Вопреки тому, что каждый десятый американец безработный, остальные в это непростое время могут позволить себе айфоны. И те неплохо продаются: за весь год было продано 40 млн штук, что без малого в два раза больше, чем в 2009 году.

Итак, опорой для Uber стал рост продаж айфонов и тенденция решать проблемы за счёт доброй воли других людей.

Уэбб продолжает рассуждения и обращает внимание читателей на систему муниципального такси, действующую в некоторых городах Америки, среди которых — Нью-Йорк и Сан-Франциско, где Uber устроил тестовый и полноценный запуски соответственно.

Это цепочка, которая состоит из правительственных учреждений, продающих лицензии (так называемые медальоны) на предоставление услуг такси, диспетчерской службы, владельца лицензии и водителя такси. Лицензия стоит дорого, а окупается долго, поэтому водитель должен регулярно отдавать часть заработанного владельцу лицензии, а тот — диспетчерской службе и правительству.

График того, как менялась стоимость лицензии на такси в Нью-Йорке с 1970-х годов. Источник: blogs.reuters.com

И тут появляется Uber. Что он делает? Он разрушает монополию, или делает так называемый disrupt — порывает с традицией с целью создать что-то новое. Забирая комиссию от заказа, сервис работает в обход устоявшейся схемы и связывает любого подключенного к системе водителя и пассажира напрямую. И хотя сегодня Uber погряз в скандалах, в своё время он сделал невероятное и стал эталоном on-demand и шеринг-приложений.

Парадигма

Uber привели к успеху три вещи.

  • Своим появлением приложение подорвало устоявшийся — и порочный — ход вещей в экономике платного извоза и предложило выгодную альтернативу.
  • Чтобы отвезти пассажира туда, куда тому нужно, водитель не должен уметь водить болид или филигранно справляться с управлением в условиях погони. А раз к исполнителю нет высоких требований, то найти его можно быстро, что очень важно для on-demand стартапов.
  • Несмотря на то, что в 2016 году Uber представил функцию Scheduled rides («Запланированные поездки»), подавляющее большинство заказов авто происходят спонтанно, и лучшего формата, чем оформление заявки нажатием одной кнопки, сложно придумать.

Итак, Uber держится на каркасе из масштабного сдвига в традиционной экономике, низкой квалификации исполнителей и срочности. Это его внутренняя, неочевидная сторона. Но многие попытки воспроизвести такой успех основаны на мысли, что если на что-то есть спрос и предложение, то их априори можно подчинить этой модели.

Когда проходит первая волна энтузиазма, становится видно, что не всё в мире требуется так же часто и случайно, как поездка на автомобиле, и не всегда можно соблюсти интересы потребителя и исполнителя в нужном объёме.

Uber для X = квалификация + срочность

Изучая многочисленные приложения с механикой Uber, мы видим, что только Uber, пожалуй, и суждено было работать по закону «одной кнопки». То есть Эми Уэбб по-своему права. Но! Это не должно останавливать стартаперов перед поиском и освоением маркетплейсов. Главное — понимать, что архитектура и функциональность такого сервиса, скорее всего, будет более богатой, чем у Uber.

Чтобы не разочароваться в ложных ожиданиях, прогоните свою идею через этот график, оригинал которого взят из статьи в блоге Y Combinator. График предлагает ориентироваться по двум факторам: уровню квалификации, которым должен обладать исполнитель услуги, и тем, как срочно заказчику услуги нужны результаты.

График «Отношения квалификации и срочности»

Ниже мы будем разбирать особенности каждого квадранта на примере существующих проектов — как чужих, так и тех, над которыми работала студия Лайв Тайпинг.

Квадрант I: срочная услуга, высокая квалификация исполнителя

Без электриков, слесарей, водопроводчиков и врачей — никуда: каждый день и каждый час по всей планете что-то ломается и кто-то болеет. Но есть причины, по которым нам как можно реже хочется общаться с представителями этих профессий: бюрократия, пробки на дорогах, мешающие специалистам быстро приехать на вызов, очереди, грубость и прочие изъяны зарегулированных государством видов услуг.

В таких условиях общество наверняка встретит ваш on-demand стартап с благодарностью. Нужно только сделать поправку на пользовательские ожидания: они высоки, а в случае медицины даже стоят человеческого здоровья и жизни.

Это понимали создатели приложения «Мой Доктор», для которого Лайв Тайпинг частично изменил дизайн, полностью переписал код и внедрил новые функции. Их целевая аудитория — молодые родители и беременные женщины, которым круглосуточно нужен личный доктор. Это отличает его от ряда сервисов вроде DocDoc или Doc+, которые больше похожи на оффлайн-клиники для разового решения проблем, только в интернете.

Приложение для круглосуточной связи с доктором «Мой Доктор»

От личного доктора справедливо ждут, что он знает все индивидуальные особенности ребёнка и даст авторитетные и не вызывающие сомнений рекомендации.

Это как раз тот случай, когда приложение не смогло бы существовать и представлять ценность, не будь у пользователя возможности выбрать себе специалиста. Но сначала подбор происходит автоматически. Если он был удачным и доктор устраивает пользователя, то общение продолжается и впредь. Но, что бы ни случилось, передумать можно в любой момент.

Опция смены исполнителя в таких сервисах важна, потому что не даёт клиенту почувствовать себя в безнадёжной ситуации, самый радикальный выход из которой — отказ пользоваться вашим продуктом.

Смена преподавателя стала одной из возможностей для студентов онлайн-школы английского языка Skyeng. Даже несмотря на то, что преподавателя и студента подбирают друг для друга вплоть до увлечения одинаковыми сериалами, это правильный подход — всегда что-то может пойти не так.

В технической сфере похожие проблемы: не все мастера могут решать те или иные задачи одинаково хорошо. Поэтому Android-приложение для поиска техников в Индонезии MyTech, сделанное Лайв Тайпинг с нуля, хранит историю заявок.

Неполадка повторилась? Мастер понравился заказчику как профи или человек? Тогда закрытую заявку можно открыть и вызвать техника повторно — с уверенностью, что качество работы и общения будет всем по душе.

Индонезийский сервис для вызова техников MyTech

Помочь клиенту довериться сначала исполнителю, а потом и сервису, должен профиль исполнителя. В нём обязательно должна быть фотография, личные данные, информация об опыте и рейтинг.

Формирование ожиданий имеет значение даже в низкоквалифицированной работе. Идея iOS-приложения Yodel заключается в том, чтобы помочь менеджерам из сферы быстрого питания подобрать исполнителя для поручений, которые возникают в фастфуд-ресторанах: помыть посуду, пожарить картошку фри и тому подобное.

Основатель говорит, что со временем стиль работы исполнителей подстраивается под запросы тех или иных менеджеров. Последним очень важно, чтобы некоторые задачи решали одни и те же люди — это создаёт атмосферу уважения и поднимает продуктивность.

Мобильный менеджер задач для управления персоналом Yodel

Лайв Тайпинг ведёт Yodel от этапа проектирования, развивает и поддерживает его.

Квадрант II: срочная услуга, низкая квалификация

Что мы и говорили выше: вождение автомобиля в городе завязано на повторении одних и тех же действий, поэтому относится к работам с низкой квалификацией, ответственностью и когнитивной нагрузкой, а потребность в услуге чаще всего не планируется.

Yodel хорошо ложится во второй квадрант. Его основатели не ждут, что курьер или посудомойщик будет иметь три высших образования. В приоритете то, как быстро исполнитель работает. Стартаперы уверены, что это могут обеспечить молодые люди.

Как правило, они уже заняты в гостиничном и ресторанном бизнесе или в розничной торговле и привлекаются менеджерами Yodel на разовые задачи. Занятость непостоянная, зато исполнители получают деньги и опыт — чаще всего из-за недостатка последнего молодёжь обделена вниманием работодателей.

Эффективность работы до Yodel и после

Вообще же так и хочется сказать, что такие услуги легко уберизириовать классическим способом. Но существующие стартапы не дают с этим согласиться.

«Больше параметров, больше тонкостей», — говорит Михаил Александровский о своём курьерском сервисе «Достависта» в подкасте «Рунетология».

Форма заказа действительно изобилует параметрами: чтобы оформить заявку на курьера, заказчик услуги должен указать адрес отправки и адрес доставки груза, средство доставки, дату и промежуток времени, в которые надо забрать и доставить его груз, вес и тип груза, дополнительные детали и дополнительную ценность.

Это, однако, не мешает «Достависте» шагать не только по российским городам-миллионникам, но и по странам Азии, Ближнего Востока и Южной Америки, неся титул дизраптора — разрушителя привычного хода вещей.

Не устанем повторять — если хотите успеха Uber, то предложите человечеству решение старой проблемы новым и наилучшим из способов. В итоге качество жизни заказчиков и исполнителей изменится в лучшую сторону, а этого хотят все.

С приходом Uber пользователи лишились сомнительного удовольствия ловить машину под дождём, искать размен крупных банкнот, вставать перед проблемой сломанного терминала для кредитных карт и так далее.

А до появления Yodel телефоны исполнителей разрывало сообщениями и звонками менеджеров. Обеим сторонам было дискомфортно: первые думали, будто на них давят, и не отвечали на заявки, вторые сходили с ума от горы невыполненной работы. С Yodel воцарился мир.

Квадрант III: периодическая или редкая услуга, низкая квалификация

Часто ли решение оставить своего ребёнка или домашнее животное приходит в течение нескольких минут? В жизни происходит, пожалуй, наоборот: если с детьми или животными что-то случилось, мы бросаем всё, вызываем Uber и мчимся домой. А присмотреть за ними нужно, например, тогда, когда мы уходим на работу, в кино или уезжаем на время из города.

Ключевым параметром здесь является время. И заказчику услуги, и её исполнителю нужно включать друг друга в своё расписание, и одним нажатием кнопки этого не достичь. Этот фактор влияет и на UX, и на UI: теперь пользователю нужна возможность указывать удобную дату, время, место и дополнительные детали.

Приложение Wag! станет хорошим примером удачного on-demand стартапа. Оно адресовано владельцам собак, которые хотят, чтобы кто-то выгулял их питомца.

Приложение для поиска выгульщика для собаки Wag!

В условленное время выгульщик приходит за собакой. Дверь в квартиру открывается хозяйским ключом — он лежит в специальном кейсе, пароль от которого известен только хозяину и выгульщику. В своём приложении хозяин в реальном времени видит на карте, где гуляет его собака и где она останавливается для своих собачьих дел.

Выгульщик может записать видео и отправить его хозяину. В конце прогулки хозяин получает отчёт о пройденном расстоянии и времени прогулки и с предложением оставить отзыв и оценить сервис.

Безусловно, создатели Wag! учли, что выгул собаки может потребоваться немедленно. Но возможность запланировать прогулку — это не только самый распространённый сценарий, но и способ вернуть пользователей в приложение.

Когда жизнь сталкивает нас с такими сервисами, на первый план выходит обоснованный вопрос: «Как же я доверюсь незнакомцу?» Вашей задачей является доказать потенциальным пользователям, что среди исполнителей нет безответственных людей. Подорванная репутация — это явно не то, чего вы хотите после стольких часов разработки и потраченных денег.

Экраны планирования заявки в приложениях Wag!, Kidsout и Qlean

Как пользователи Wag! доверили своих собак чужим людям? Создатели убедили их, что для выгульщиков нет разницы между чужой собакой и своей, что они ответственны и знают подход к незнакомым животным. Наличие у соискателя должности этих черт и навыков раскрывается во время интервью. Вопросы хоть простые и базовые, но ответы на них диктуются здравым смыслом и опытом общения с собаками.

Теперь дети. Что незнакомый человек, предлагающий услуги няни или бэбиситтера, будет делать с чужим ребёнком? Российский сервис Kidsout заверяет: то, что должен, а именно присматривать за ним, играть, гулять, забирать из школы — и делать это так, что дети останутся в восторге, а родители будут благодарны.

Веб-сервис для подбора няни или бэбиситтера Kidsout

Его основатель, автор книги «Я плохая мать?» и журналист «Медузы» Екатерина Кронгауз изучала рынок и его проблемы через закрытую группу в Facebook. Желающие подработать в свободное время студенты оставляли анкеты, а родители давали на них отзыв.

Стало понятно, что прежде чем предлагать такую услугу, исполнителей нужно обязательно прогнать через спецкурсы. Четыре дня на них учат общаться с ребёнком, вовлекать его в игру, корректно вести себя в ситуациях, когда ребёнок плачет, соблюдать эмоциональный барьер, чтобы не привязаться.

В комплексе идёт проверка потенциальных бебиситтеров психологом, просмотр их соцсетей, анкетирование и прочие процедуры, призванные составить портрет человека, за которого сервис может поручиться перед клиентом.

В 2018 году, спустя четыре года после проведения первых курсов, Kidsout — это школа нянь и бэбиситтеров, веб-сервис по их подбору с функцией подписки, работающий в Москве, Санкт-Петербурге и Тюмени, детские площадки для мероприятий, больше 1000 ситтеров и 10 тысяч родителей.

Или возьмём клининговый сервис. Вдруг клинер придёт в квартиру не прибраться, а что-то украсть или залезть туда, куда не следовало? Чтобы свести такую вероятность к нулю, у популярного отечественного клиниг-сервиса Qlean тоже достаточно фильтров на входе.

Это и многоступенчатая проверка, и собеседования, и погружение в ценности компании, и практика, и карательный инструмент — занесение нарушившего правила исполнителя в чёрные списки. Сам же Qlean отвечает за возможный форс-мажор компенсацией материального или морального вреда.

Сервис для заказа уборки квартир Qlean

Мы заметили: чем старше исполнитель, тем сложнее с ним работать. Молодые люди бывают по-настоящему «сервисными», приветливыми. Понимают, что если они лишний раз улыбнутся, если, зайдя в квартиру, сделают комплимент дому, погладят котика, посюсюкаются с ним, то им даже чаевых дадут больше.

Представители старшего поколения, как правило, менее гибки: выполнил работу — до свидания. Всё корректно, но ощущения счастья нет. У нас интересная система отбора.

Наш эйчар общается с соискателем, задаёт ему ряд вопросов — достаточно абстрактных. И исходя из его ответов, из мимики и жестов — того, что называется языком тела, — определяет «сервисность» человека по созданной нами шкале. Если значение приемлемое, кандидат нам подходит, мы понимаем, что сумеем его «раскачать» дальше: тренингами, общением, видеоуроками. А не подходит — сколько ему ни говори, что надо, он не будет этого делать.

Александр Коровин
со-основатель сервиса Qlean (из интервью для «Рунетологии»)

Квадрант IV: периодическая или редкая услуга, высокая квалификация

Поиск терапевта, фитнес-тренера или парикмахера — здесь ваши шансы дать решение проблемы в один тап стремятся к нулю. Кроме того, что такие услуги обычно заблаговременно планируются, сильное влияние оказывает фактор пользовательского впечатления. Отношения с исполнителями строятся иначе, чем у водителя и пассажира: их выбирают щепетильно и никак не на скорую руку.

У исполнителей есть свои требования к сервису, и они ещё больше отдаляют его функциональность от принципа «раз — и готово». Будучи профессионалами, ценящими своё время и репутацию, они ждут от клиентов максимально детализированной заявки и хотели бы иметь к ней быстрый доступ через приложение. Чем больше подробностей даст клиент, тем более оперативным и компетентным будет ответ и качественной — услуга.

В общем, всё сложно.

Что можно придумать? Например, не оказывать услуг с необратимыми и непредсказуемыми последствиями. Создатели психотерапевтического приложения Happy не занимаются людьми с суицидальными наклонностями и не дают советов. Они привлекли две с лишним тысячи людей с открытым сердцем и ушами, которым можно позвонить и найти поддержку, подобную той, что ждёшь от друзей и близких, но когда тех как назло нет рядом.

Приложение для нуждающихся в моральной поддержке Happy

Уточняя только что сказанное, повторяя за пользователем слово в слово, просто сказав: «Я тебя очень хорошо понимаю» и пуская в ход другие приёмы активного слушания, незнакомцы помогают людям пережить проблемы на работе, переезд в другой город или разрыв отношений.

В сфере красоты ошибка профессионала тоже может быть роковой. Двух мнений быть не может: люди, а в особенности женщины, не хотят, чтобы их уродовали. Поэтому так распространена история о персональном парикмахере, который годами работает со своим клиентом, знает тип волос и направление их роста и понимает, что делать. Утрата связи с таким профессионалом может развернуться в целую трагедию.

Запустить проект в этой области пытались многие. Кто-то закрылся, кто-то не обновляется годами, кто-то собирает очень плохие отзывы. Но история Glamsquad поистине успешна. Его создатели проработали страх пользователя купить кота в мешке, то есть выбрать случайного мастера, который ничего не знает о своём клиенте.

Приложение для вызова стилиста Glamsquad. Источник: nature-nyc.com

Оформление заказа в большинстве on-demand приложений для стрижки, укладки и макияжа начинается с заказа исполнителя. Glamsquad сделал всё наоборот: сначала — выбор подходящей причёски из лукбука, потом — назначение профессионала, которому по силам заказ, и в завершении — выбор даты, времени и места выполнения. В заявке заказчик может уточнить важные детали, а в профиле указать любимый шампунь и косметический бренд.

Страховка от провала

Если эти квадранты помогли вам спроектировать проект в голове и укрепить намерение перевернуть мир, то осталось сделать несколько важных шагов в сторону удачи: найти первых пользователей и исполнителей, завоевать доверие, подметить слабые стороны конкурентов.

Но мы начнём с того, что ваш продукт должен уметь абсолютно точно. Как мы уже знаем, он состоит из приложения клиента и приложения исполнителя. У приложения клиента должны быть функции:

  • создания аккаунта;
  • регистрации платёжных карт;
  • заказа товара или услуги;
  • указания точки отправления или назначения (в зависимости от задачи вашего приложения);
  • отображения цены;
  • отслеживания заказа или исполнителя по карте;
  • автоплатежа;
  • хранения истории заказов.

У приложения исполнителя должны быть функции:

  • создания аккаунта, который должен подтверждаться в административной панели;
  • информирования о новом бронировании с возможностями принять заявку или отказаться от неё;
  • отслеживания статуса заявки;
  • хранения истории бронирования.

А теперь перейдём к тактически и стратегически важным вещам.

Найдите исполнителей

Если нет предложения, то не возникнет и спроса. Звучит парадоксально, но это так.

Идея сервиса Airbnb пришла к его создателям одна, без базы владельцев квартир. Поэтому Брайану Чески и Джо Геббиа пришлось собрать её самостоятельно. В конце нулевых жильё в аренду сдавали через платформу Craiglist.

Стартаперы пошли на хитрость и написали скрипт для агрегации контактных данных арендодателей в единый список; каждому из списка они послали рассказ о своём стартапе и предложили искать квартиросъёмщиков через него. Люди откликались, ведь очевидно, что это только увеличивает шансы побыстрее сдать квартиру. Так в Airbnb появились предложения первых квартир.

Uber тоже начал с холодных контактов. Прежде чем полноценно запустить сервис в Сан-Франциско в 2010 году, соучредитель Трэвис Каланик годом ранее протестировал его в Нью-Йорке. Он искал водителей путём обзвона, предлагая работать по почасовой ставке. Из десяти человек на предложение откликнулось трое — лучше, чем ничего.

Найдите клиентов

Как получить первую тысячу клиентов? Ответ банальный: маркетинг, маркетинг и ещё раз маркетинг. Трубите в социальных сетях, привлекайте блогеров, внедряйте реферальные программы, спрашивайте случайных людей, нет ли у них вашего приложения на телефоне.

Некоторым дорогие рекламные кампании не нужны — Uber и Kidsout, к примеру, оказались на слуху благодаря сарафанному радио. Но чтобы самые первые пользователи стали адвокатами вашего бренда, заговорили о вас и привели за собой тысячи последователей, им нужно показать такой уровень сервиса, которого они не видели прежде.

Uber в 2010 году, тогда ещё UberCab. Источник: laughingsquid.com

Сан-Франциско, где начал свою работу Uber — это громадный технологический улей, и первыми пассажирами были участники конференций, стартаперы, венчурные инвесторы и все, кто способен оценить новый сервис и рассказывать о нём на личных встречах или в соцсетях. Первые поездки были бесплатными, машины — дорогими и чёрными, а за рулём сидели профессиональные шофёры.

Создатели Uber дали качество уровня люкс, а заботы о рекламе непринуждённо поручили самим пассажирам: Каланик говорит, что 95% пользователей Uber услышали о приложении от других пассажиров, а каждые семь поездок конвертировались в одного нового пользователя.

Схема, по которой Uber привлекал клиентов в каждом городе. Оригинал: growthhackers.com

Airbnb нужно было бороться за клиентов с гостиницами. Фотографии номеров были куда привлекательнее, чем фотографии квартир, наскоро сделанные ничтожными по сегодняшним меркам камерами телефонов. И создатели сервиса пригласили профессиональных фотографов провести съёмки в интерьерах. Это не только сработало, но установило планку для всех остальных арендодателей.

Airbnb образца 2009 года. Источник: thehustle.co

Создатели приложения «Мой Доктор» решили, что будущие и молодые родители в первую очередь доверят здоровье своего ребёнка только таким же, как они. Поэтому материнство — это один из критериев найма врача на работу в приложении, как и наличие сертификатов и прохождение серии собеседований.

Профиль доктора в приложении «Мой Доктор»

Рассказывать об этом потенциальным пользователям помогают рекламные кампании в соцсетях, спецпроекты в партнёрстве с различными онлайн-изданиями для родителей, а также блогеры и лидеры мнений.

Удерживайте пользователей

Некоторые on-demand стартапы смогли привлечь первых пользователей, но сделать их постоянными не получилось — не было механизмов возврата и удержания, что приводило к закрытию. Где у потенциального пользователя чувствительные точки и с какой частотой их задевать — это должно стать творческой задачей для ваших маркетологов.

Кейс Wag! вдохновляет тем, насколько слаженно и продуктивно может работать контент, таргетинг, ретаргетинг и акции. Автор этого кейса впервые столкнулся с Wag! в Facebook, посмотрев ролик — короткий, но точно метящий в больные места владельцев собак, вынужденных оставлять своего питомца в одиночестве.

Спустя несколько дней его настиг уже второй ролик, где первые пользователи приложения делятся своими положительными впечатлениями. После этого автор уже не мог не стать одним из них. Следующий беспроигрышный приём — бесплатная получасовая прогулка, которую можно продлить ещё на полчаса за половину стоимости. И это ещё не всё — о других маркетинговых ходах читайте в кейсе.

Завоюйте доверие

Планируя взять рынок в свои руки, подумайте, чего хотят пользователи сразу после решения своей проблемы. Это, конечно же, надёжная и стабильная работа приложения, дружелюбный и понятный интерфейс и безопасность.

«Мой Доктор» построен на сложном алгоритме распределения пользователей, и даже небольшой сбой может означать, что многие не получат ответ специалиста вообще или в условленное время. Поддержка такой системы требует ответственно выбирать команду разработчиков.

Подкрепить стабильную работу сервиса должны грамотные исполнители. В «Моём Докторе» все специалисты прошли несколько этапов отбора и два собеседования, а также имеют действующие медицинские сертификаты. Они активно принимают участие в работе проекта, присылая рекомендации и пожелания касательно работы системы и процесса взаимодействия с пользователями.

От техников из MyTech тоже ждут высокой экспертизы, которая заверяется сертификатами и большим опытом работы.

Пользуйтесь слабостями конкурентов

Как мы установили в самом начале, ваш главный конкурент — это традиционная модель. Для Uber это был муниципалитет, для Airbnb — гостиницы, а для приложения «Мой Доктор» — площадки, на которых простые пользователи дают советы нуждающимся, вроде otvet.mail.ru.

Возможность получать оперативные рекомендации от проверенных специалистов очевидно выигрывает в схватке с пользователями форумов, которые не всегда ссылаются на свой опыт. Также специалисты сервиса «Мой Доктор» работают в среднем 17 лет, что значительно выше, чем в любом аналогичном сервисе.

Создатели MyTech не называют имён конкурентов, но уверяют, что в отличие от них MyTech не берёт комиссию с заказчиков и техников.

Соблюдайте баланс заявок и исполнителей

Чтобы не оказаться в ситуации, когда заказов настолько много, что их некому поручить, внедрите механизм регулирования. В Uber на этот случай предусмотрено динамическое ценообразование: в периоды слишком высокого спроса на услугу цена поездки умножается на коэффициент. В прачечной Dryv эту проблему решают за счёт привлечения водителей с частичной занятостью.

Работайте с данными

Любой бизнес хочет привлекать новых клиентов, удерживать старых, получать положительные отзывы и развиваться. Но нельзя предсказывать будущее, не исследуя причин, приведших к победам и поражениям в прошлом. Что именно влияет на то, сколько времени проходит между заказом и оказанием услуги?

Какой внешний вид исполнителей и их манера говорить оставляют у клиента приятное впечатление? Почему заявок по средам и пятницам больше, чем по вторникам и четвергам? Ответы на эти вопросы даст работа с данными.

Uber собирает всё, что касается движения автомобиля: его скорость, резкость переключения передач и торможения, загруженность дорог. Полученные данные используются для предсказания спроса и предложения, приблизительного времени ожидания машины, рекомендации для водителя о том, где выгоднее всего припарковаться, и установки тарифа.

Внешне простая услуга Uber поддерживается технологическим стеком, отвечающим за обработку данных. В него входят системы Argos и Gurafu.

Argos нужен инженерам для того, чтобы отслеживать изменения у массы разных метрик и предотвращать сбои в работе сервиса. Система сравнивает текущие данные с нижними и верхними пороговыми значениями, построенными на основе прошлых событий, приводивших к всплеску числа заявок или наоборот. Если актуальный график не выходит за пороги, то вмешательства в работу не требуется.

Работа Argos. Красная линия — верхний динамический порог, жёлтая линия — нижний. Каждый из них обновляется раз в час. Синяя линия — текущие изменения метрики. Источник: eng.uber.com

Gurafu — это маршрутизационный движок, включающий в себя множество утилит для обработки данных, связанных с происходящим на дороге. Он нужен для того, чтобы построить наилучший маршрут и настроить пользователя на ориентировочное время прибытия, максимально близкое к фактическому.

Сравнение эффективности движков Gurafu и Goldeta, Сан-Франциско, январь 2015 года. По синей и фиолетовой линиям видно, что ориентировочное время прибытия, предсказанное Gurafu, точнее совпадает с фактическим, чем у Goldeta (зелёный и красный). Источник: eng.uber.com

Работа с данными позволит давать уверенные прогнозы, улучшит сервисность и приблизит стартап к бессмертию.

Внедрите систему рейтингов

Экология внутри вашего проекта должна строиться на взаимном доверии, уважении и, главное, оправданных ожиданиях. Создать эту среду помогают оценки и комментарии клиентов и исполнителей. Сделайте эту функцию обязательной и внимательно следите за результатами. Систематически плохие оценки одному и тому же пользователю должны стать для вас сигналом к тому, чтобы задуматься о его блокировке.

Экран рейтинга в приложениях MyTech и Wag!

Клиентам не нужно иметь дело, например, с водителями, которые не умеют ориентироваться по навигатору или настойчиво пытаются стрельнуть номер телефона, а водителям — работать с клиентами, привыкшими пользоваться такси пьяными и хамить. Стратегически верным со стороны вашей компании будет компенсация плохого впечатления скидкой на следующую заявку или премией.

Надеемся, что вы получили максимум полезной информации, чтобы рассудительно и без слепого азарта посмотреть на свой «Uber для X».

А если наш опыт в создании похожих продуктов заслуживает доверия, то мы с интересом займёмся вашей идеей: проведём аналитику, сделаем прототипы для проверки пользовательских сценариев, придумаем дизайн и разработаем приложение. Или обоснованно отговорим вас его делать и сэкономим вам несколько миллионов рублей, а вы купите себе Tesla.

Впервые статья была опубликована в блоге компании «Лайв Тайпинг».

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Andrew Rudenko", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 57, "likes": 66, "favorites": 77, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 35518, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 30 Mar 2018 10:35:12 +0300" }
{ "id": 35518, "author_id": 37239, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/35518\/get","add":"\/comments\/35518\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/35518"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791, "possessions": [] }

57 комментариев 57 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
9

зачем читать статью, если можно всему научиться у Аяза?

Ответить
0

Аяза из Лайк-холдинга?

Ответить
15

У любого Аяза

Ответить
–2

Испортили шутку

Ответить
6

Отличная статъя с практическими советами.

Ответить
–3

сотрудники "лайв тайпинг", поставившие вашему сообщению 3 из 4х лайков, с вами согласны, лол, вангую, что и статью на главную так же продвинули, умные ребята, обязательно бы к ним обратился

Ответить
0

4 из 5, не останавливайтесь, вас же там человек 20 наверное работает, поднажмите

Ответить
1

C чего такая неприязнь? Когда от твоих проектах тут напишут и твои сотрудники пролайкают?

Ответить
–1

неприязнь, потому что это нечестный способ продвижения своего контента, а по сути рекламы, я считаю

Ответить
1

ну спорно. Вот купили бы они банеров и завесили бы весь vc.ru - было бы не очень. А так написали считай нативку, какие то скриншоты - ну не преступление.

PS - первый раз про этих ребят слышу, не сотрудник)

Ответить
0

я против водянистой статьи особо ничего не имею, нативка, так нативка, но когда они толпой выводят эту нативку в топ, а потом толпой лайкают хвалебный отзыв, который возможно сами же себе и написали, или когда их CMO ставит тебе диз, никак свою позицию не объясняя - от этого воротит

Ответить
0

ахах, 5 из 6, продолжайте

Ответить
1

Могу подарить килограмм льда

Ответить
–1

Судя по количеству отгруженных тобой дизов, он может тебе самому пригодиться, не разбрасывайся

Ответить
–2

Обращаться к незнакомым на Вы учат в 1 классе. Образование у нас бесплатное

Ответить
0

Это к незнакомым людям, к незнакомым троллям можно как угодно обращаться

Ответить
0

Аа, так Вы в зеркало смотрите.

Ответить
0

Ну конечно, ведь это именно я про килограммы льда вещаю

Ответить
1

Отличная статья, но слишком перенасыщенная - еле осилил.

Ответить
0

В какой-то мере да. Поэтому сохранил для прочтения потом.

Ответить
7

соблюдать эмоциональный барьер, чтобы не привязаться.

Собеседование на бебиситтера:

Ответить
0

"Uber создал рынок, где одним прямо сейчас нужно куда-то уехать, а другие хотят в свободное время заработать своим автомобилем и навыками вождения." Классические такси значит на другом рынке работали или как это понимать? Вся статья ради последнего абзаца сделана.

Ответить
2

Ключевая фраза "в свободное время"

Ответить
0

Т.е. в обычных такси в свободное время работать было нельзя или нельзя было частным извозом в свободное время заниматься?

Ответить
2

Какой дурак будет покупать дорогущую лицензию, а потом иногда в свободное время таксовать?

Ответить
1

Действительно, не поэтому ли большинство таксистов-частников работали без лицензии?

Ответить
4

Таксисты-частники без лицензии в США? Серьезно?
Владислав, по комментариям понятно что у вас уж очень сильно подгорает.
Остыньте

Ответить
–2

Разве "Убер" только в США работает, или может быть только в Нью-Йорке, где цены на лицензию действительно космические? Что насчет других городов, где она может 400$ стоить? Что насчет других стран, где она может быть бесплатной?

"По данным правительства Нью-Йорка, в городе работают 13 тысяч 87 такси, но лишь одна тысяча 300 лицензий были выставлены на аукцион за последние 70 лет.

Эксперты утверждают, что бизнес городского извоза сейчас находится на пике своей прибыльности. Впрочем, это отнюдь не означает, что сидящие за рулем желтых машин, а это, как правило, представители цветных диаспор - сплошь миллионеры. Владельцы лицензий нанимают по три-пять человек, чтобы машина колесила в поисках пассажиров и заработков круглосуточно."

Ответить
0

Лед можно купить в магазине. Недорого.

Ответить
–3

Можешь отправиться пешком в сторону мужского детородного органа. Бесплатно

Ответить
1

А как же скидки на первую поездку и доплата водителям? Вот это реально саксес-фактор!
Правда сейчас у компании проблемы, но скидки и доплаты тут не причём, конечно же.

Ответить
0

вы еще спросИте а как же инвестиции в 11 млрд. долларов?

Ответить
1

Ребята молодцы. Комменты уже пишут. Популярность набирают. Маркетинг работает. Единственное, не согласен категорически, со словами о услугах для которых нужно больше времени для заказа и исполнения. Время другое. Именно сейчас должно быть все и сразу. И если вы не можете настроить свой сервис как в убер, нажал кнопку и заказ сразу поступил в работу и не важно, выгул собак или стрижка, Ваша модель бизнеса уже не актуальна. в остальном статья интересная и полезная на 70%. Пока разрабы, маркетологи, управляющие этого не поймут бизнес не будет развиваться взрывным темпом. Нет такой работы, услуги, к которой компания не может приступить незамедлительно! (если не может значит нет кадров или опыта распределения и все в таком духе). Если компания не может оказать вам услугу внутри города в течении 30мин - 2часа это по современным меркам уже ни кому не интересно. а строительством мостов веками это к людям из прошлих строев и укладов жизни.

Ответить
0

Хорошая статья

Ответить
–2

ёу нонейм, зарегенный 10 минут назад, чтобы сказать какая хорошая статья, кем в лайв тайпинг трудишься?

Ответить
0

а вам, видимо, на собеседовании отказали в этой компании?
приложите подорожник к своему прогорклому сердечку)

Ответить
0

а вы там, видимо, эйчар? не буду продолжать, что и куда я мог бы вам приложить

Ответить
0

Слишком много догадок, уважаемый.
Но я себе не просила, я вам посоветовала :)

Ответить
0

Uber убыточен и без вливаний существовать не может, к чему статья, да еще такая длинная?

Ответить
0

К тому, что "лайв тайпинг" может за "скромную" плату сделать вам что-то похожее на "убер", только сами себе почему-то не делают, наверное просто идей хороших не хватает

Ответить
0

Успешный маркетплейс это в первую очередь бизнес руководство, во вторую маркетинг, а технологии, хорошо если на третем месте.

Ответить
0

Ну вот что-то про бизнес руководство и маркетинг в статье ваших коллег как раз практически ничего нет

Ответить
0

Влад, верно вы подметили. Уверен ребята готовят и этот контент. Может вы хотите сделать ревью статьи следующей перед публикацией?

Ответить
0

Конечно хочу, почему нет, главные пожелания, чтобы этот готовящийся контент состоял больше из ваших собственных успешных или даже неудавшихся кейсов или кейсов ваших клиентов, потому что опыт большинства из перечисленных компаний тут и так многие я думаю знают, и эта концовка, конечно может для корпоративного блога и нормальна, но здесь не очень правильно смотрится, и заголовок должен соответствовать содержанию, в общем, если готовы к такого рода фидбэку, обращайтесь)

Ответить
0

Амазон убыточным сколько был?

Ответить
0

А что, убер успешный?

Ответить
0

Так а в чём, на самом деле, проблема купить готовый скрипт а-ля Uber for X, если тот или иной человек решил зарабатывать на перепродаже услуг через маркетплейс?

Ответить

0

Are you interested in developing your own online food ordering and delivery clone script similar to Foodpanda,Zomato,Swiggy and more.
https://www.pofitec.com/online-food-order-delivery-script

Ответить
0

Airbnb clone script-Best airbnb clone script
https://www.homestaydnn.com/
https://www.pofitec.com/homestaydnn-airbnb-clone-script
Multi vendor ecommerce platform
https://www.pofitec.com/multi-vendor-shopping-cart-software
Single vendor shopping cart software
https://www.pofitec.com/single-vendor-shopping-cart-software
Best fancy clone script-Ecommerce clone script
https://www.pofitec.com/fancy-clone-script

Ответить
–2

"А если наш опыт в создании похожих продуктов заслуживает доверия, то мы с интересом займёмся вашей идеей"

Мы все знаем цену идеи: 0р. У вас, очевидно, одни и те же исходники, которые вы переиспользуете в разных проектах. Предположим, я носитель идеи на 100 тыщ милионов. Какой мне смысл обращаться к вам? Вы скажете либо
1. Ок, норм идея. И уже завтра ваш готовый продукт появится на рынке, а я останусь с идеей
2. Не ок и завтра ваш готовый продукт так же окажется на рыке

Где в этой цепочке ценность для носителя? Бесплатного сыра не существует

Ответить
0

Константин, простите, но если бы студии делали приложения из одних и тех же исходников то легче бы им было сделать сервис конструктор, на которые автор сослался в самом начале.
А если вы и правда носитель идеи на 100 тышь миллионов, то купите сразу 10 студий :)

Ответить
0

Как минимум переиспользование кода есть, не отрицайте. А если нет, то они отстойные программисты, раз на 2 проекта по юбер концепции пишут код с нуля.
Вопрос не в том, что у меня есть идея на сто тыщь миллионов, а в том, что сие ребята предлагают. Вопрос прост: почему я должен идти к ним с идеей?

Ответить
0

Константин, статья не призвана отвечать на вопрос к кому вам идти с идее. Лично мне кажется, что прежде чем куда-то с ней идти, идею стоит проверить и составить хотя бы наколеночный бизнес план.
Насчёт переиспользования кода... Когда сервисная компания выполняет работу для вас то все результаты обычно принадлежат вам по договору, кроме общедоступных и коммерческих библиотек. Если бы Лайв Тайпинг что-то сделали для вас, а потом просто скопировали это для другого клиента, то вы бы засудили и второго заказчика и Лайв Тайпинг.
Программисты и дизайнеры создают новое не потому что они плохие, а потому что хотят сделать лучше: новые подходы, технологи, практики, форматы и, что самое важное, конечные пользователи тоже разные.

Ответить
0

1. Ну бизнес план и прочее понятно. Я не рассуждаю, что должен сделать пользователь. Я рассуждаю, что должна сделать эта фирма

2. Касательно переиспользования. Достаточно изменить 10% кода и они с точки зрения патента уже будут разными. Это раз. Нельзя засудить за "запуск конкурента". Пользователю будет не очень здорово, если через месяц после обращения в фирму случайно запустится где-то мощный конкурент. Тут кто первый, того и тапки. У кого ресурсы и знания - тот и первый. Это два. Фирма, которая с добрыми намерениями бесплатно работает на тех, кто им напишет? Они либо идиоты, либо *** - что я и прошу расписать.

3. "не потому что они плохие, а потому что хотят сделать лучше" это похоже на "все гаишники козлы", "все русские бухают водку с медведем". Работа программиста и дизайнера связана с бабками. И если вы программист с добрыми намерениями - это не исключает, а чаще всего так и есть, что над вами стоит человек, который хочет заработать. Мы с вами хлеб за деньги покупаем, а не фотосинтезом питаемся

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }