Искусство и бизнес. Четыре механики заработка творческого человека

Итак, мы славно посмеялись над мемами о гуманитариях, работающих в McDonald’s, а теперь поговорим о том, как в действительности сегодня может зарабатывать художник.

Источник: https://www.artistsnetwork.com/magazine/embracing-art-business/
Источник: https://www.artistsnetwork.com/magazine/embracing-art-business/

Уже пять лет я зарабатываю на жизнь исключительно своим ремеслом (текст), что когда-то, работая грузчиком, огнеупорщиком, продавцом телефонов и много кем ещё, считал немыслимой роскошью. Сегодня я расскажу о том, что помогло мне выйти на этот путь. Для пущей наглядности я условно разделил возможные механики заработка художника на четыре основных.

Механика №1. Нелюбимая работа и искусство

Источник: http://www.imdb.com/title/tt6192512/mediaviewer/rm3370647808
Источник: http://www.imdb.com/title/tt6192512/mediaviewer/rm3370647808

Заниматься не тем, в чём ты хорош (читай «не тем, чем хочешь») — значит работать против себя. Даже если ночами вы иногда пишете чудесные сонеты или симфонии, но день деньской вкалываете на фабрике оружия, толку выйдет мало — вас поглощает то, чему вы уделяете больше времени (‘Find what you love and let it kill you’, Ч. Буковски).

Сила трения покоя всегда больше силы трения качения. Трудно и страшно бросить насиженное место, пусть даже на нелюбимой работе, совершить прыжок веры и всецело отдаться поиску нового пути. Конечно, есть надежда, что рано или поздно вас с нелюбимой работы уволят, и это станет стимулом для перемен, однако надеяться на это можно долго (и даже слишком долго).

Уволившись, какое-то время вы будете чувствовать, что оказались в открытом космосе без запаса кислорода. Это сложный период, когда нужно срочно выйти на связь с ближайшей орбитальной станцией или хотя бы челноком. Главное — не сплоховать и не согласиться на новом месте вновь делать то, чего не хочешь.

Но если у вас достаточно таланта и воли для выхода на новый уровень, то рано или поздно вы обязательно найдёте работу, где будете заниматься ценным делом. А до тех пор выживать, не имея постоянного заработка, отлично поможет фриланс. Если уж на то пошло, то при достаточном количестве заказов он может стать вашим основным источником дохода, но к этому тоже нужно пройти долгий путь.

Механика №2. Любимая работа как искусство

Источник: https://medium.com/@thenthgen/the-most-important-life-lesson-from-tom-sawyer-e92f86f6afb3
Источник: https://medium.com/@thenthgen/the-most-important-life-lesson-from-tom-sawyer-e92f86f6afb3

Сегодня творческие люди нужны в любых областях. Контент — это новые деньги, контент дороже денег, контент — это чистый мёд, нектар и амброзия. Компания не может считаться по-настоящему серьёзной, не взаимодействуя с теми, кто профессионально пишет текст, создаёт изображения, фото, аудио, видео.

Если ваш профессиональный уровень достаточно высок, то вы рано или поздно найдёте работу в такой компании. Пока эта работа будет давать вам достаточно простора для самовыражения, вы можете просто отдавать ей все силы, и это наверняка будет чудесный период вашей жизни. Но когда вам всё же станет тесно в рамках, то настанет время сделать шаг на новый уровень. И здесь снова нужно будет совершить прыжок веры через безвоздушный космос.

Механика №3. Искусство как работа на себя

https://medium.com/@ToddBrison/the-difference-between-an-artist-and-a-business-person-fa7575eaa44a
https://medium.com/@ToddBrison/the-difference-between-an-artist-and-a-business-person-fa7575eaa44a

Итак, вы уже выяснили, что умеете делать лучше всего, убедились, что это умение в чём-то уникально и востребовано, изучили рынок, построили бизнес-план и намерены открыть собственное предприятие. Стоит ли говорить, что это — путь не для всех.

Многие адепты творческого хаоса настолько далеки от порядка как от явления, что не могут даже самоорганизоваться, не говоря уже о том, чтобы координировать работу хотя бы маленькой команды. Но если вам удаётся сочетать владение ремеслом с ответственностью и готовностью ко всему, то, возможно, вам действительно стоит попробовать себя у руля собственного маленького звездолёта.

Самое трудное — опять же взлёт, выход на рынок, где вас пока никто не знает и не ждёт. Повторюсь, так как это распространённая ошибка: вы должны быть точно уверены, что ваш продукт кому-то нужен. Конечно, продать можно всё что угодно — если продавать. Но мы говорим о том, что по определению продавать не нужно, о том, что само продаёт себя.

Ключевое свойство хорошего контента — самопрезентабельность.

Иными словами, делая свою работу качественно, вы обречёте потенциальных клиентов и партнёров узнать о вас. Вероятность того, что вы продадите кому-то контент, очень мала. Гораздо скорее, его закажут по собственному желанию, увидев ваши прошлые работы.

Вы можете начинать в одиночку, но когда работы станет больше, чем вы сможете на себя взять, настанет пора подключать команду (не говоря уже о том, что работа в команде всегда интереснее и продуктивнее). Здесь на помощь снова может прийти фриланс. Найдите заинтересованного специалиста в любой области, испытайте его и подключите к тому или иному проекту.

Придётся доверять, рисковать, иногда полагаться на интуицию. Но со временем сформируется костяк надёжных спецов, которым можно доверять во всех отношениях. Конечно, такую работу организовать куда сложнее, нежели со штатными коллегами, однако когда нужно растить компанию с минимальными затратами, это идеальный переходный вариант.

Будь я японцем, вероятно, я бы сказал, что третья механика заработка художника — это ikigai:

Искусство и бизнес. Четыре механики заработка творческого человека

Многих творческих людей эта механика заработка может удовлетворить на все сто, да и сам я наслаждаюсь именно ей (см. Аудиогиды.ру, издательство Чтиво). Но есть и ещё одна механика — путь единиц, выйти на который можно, лишь имея недюжинные талант и опыт.

Механика №4. Искусство в чистом виде

Источник: https://www.pinterest.com/pin/331436853806235500/
Источник: https://www.pinterest.com/pin/331436853806235500/

Пусть мир оценил картины Ван Гога по достоинству только после его смерти, но Сальвадор Дали и Энди Уорхол научили нас, что художник может стать самодостаточным (и даже более того) при жизни (и даже в молодости).

В четвёртой механике бизнес присутствует чисто номинально, а искусство выходит на первый план. Вы больше не даёте начальнику или рынку то, что ему нужно. Вы делаете то, что сами хотите делать, но это настолько важно и ценно, что рынок сам приходит к вам и просит ещё. На определённом этапе вашу картину начинают покупать уже не потому, что она красивая, а потому, что она ваша.

Для кого-то это становится поводом снизить качество, для других — поводом увеличить стоимость. Если спросите меня, то я за второй вариант. Во-первых, понижение качества, в чём бы оно ни выражалось, — это регресс и обессмысливание ремесла. Во-вторых, кто вообще может оценить труд художника, как не он сам?

Пикассо потребовал за свой рисунок, выполненный на салфетке, десять тысяч долларов. «Но вы потратили на это десять минут!» — сказали ему, а он ответил: «Я потратил на это пятьдесят лет».

Каждый художник и каждый человек вообще зарабатывает ровно столько, во сколько он оценивает себя, не больше и не меньше. Не бывает маленьких и больших гонораров — они всегда соответствуют тому, насколько автор ценит своё время (и, конечно, тому, насколько эта оценка соответствует действительности).

Цену своего времени нужно обязательно определить самостоятельно. Дешевя, вы не позволяете себе работать качественно. Прося слишком много — отсеиваете ценных клиентов и развращаете себя неоправданным достатком. В оценке своей работы нужен идеальный баланс. И это — применительно ко всем четырём механикам.

44
2 комментария

Искренне приятный материал. Спасибо)

1

Комментарий удалён модератором

Вы совершенно правы, и материал как раз об этом, но более подробно. Бывает, что талантливый человек бедствует, не умея обращаться с деньгами. Это ему в помощь.