23 апреля мы сдаем заказчику бота. В Telegram

В закладки

Строите вы корабль. Быстроходный, непотопляемый и вместительный. Через неделю должен прийти покупатель принимать судно. Свежелакированная древесина блестит на солнце, гордые своей работой мастера последний раз проверяют не даст ли корабль течь если одновременно пинать по корме, крутить штурвал и петь в трюме скабрезные частушки. Посыльный с бледным видом приносит новость: «Худо братцы. Там лисички взяли спички, к морю синему пошли – море синее сожгли». День резко перестает быть томным.

В начале февраля мы подписали договор с крупной общественной организацией. Задача клиента – создать надежный и бесплатный канал связи, СМС не подходили по обоим параметрам. Для привлечения пользователей в бота добавили несколько полезных сервисов. NDA не позволяет нам рассказать подробнее до окончательной сдачи проекта – 23 апреля 2018 года.

Советов по обходу блокировки и размышлений о свободе/цензуре не будет. Этап отрицания занял у нас целые выходные, с началом блокировки пришел гнев. В статье – что мы будем с этим делать.

Что в сухом остатке? Торги и апатия

Блокировку легко обойти. Дуров выпустит обновление и Telegram будет вновь доступен даже без действий со стороны пользователя. Да у многих уже VPN настроен, сейчас просто еще больше народу разберутся что к чему. Но это все малодушие и боязнь посмотреть правде в глаза:

  • GooglePlay и AppStore удалят ТГ. Приток новых пользователей резко сократится, а это начало конца для массового сервиса

  • Наш заказчик не сможет продвигать бота в массы. Как и любое другое зарегистрированное в РФ юридическое лицо. А значит бот бесполезен

Осознав эту простую мысль, мы погрузились в апатию.

Подумаем о целях клиента. Вместо принятия

А что собственно произошло? Telegram-бот это не самоцель. Аудитория мессенджера есть и в других местах. Причем, потенциальных пользователей бота за пределами ТГ может быть даже больше. Но бот должен быть один, с централизованным управлением вне зависимости от площадки. К счастью, эти принципы были очевидны еще до подписания контракта.

Поэтому наш клиент заказал дополнительно бота в ВКонтакте. И все что нам необходимо сейчас сделать – выбрать новую площадку взамен Telegram: Viber, Facebook, Messenger, Skype. В результате у клиента по-прежнему будет бот с диверсификацией по площадкам. А у нас довольный клиент.

Выводы. Что изменит блокировка на рынке чатботов?

Telegram своим появлением познакомил большое число русскоязычных пользователей с ботами. Еще важней – показал брендам, что с их помощью можно зарабатывать. А РКН напомнил об опасности хранения яиц в одной корзине, спасибо им.

Будущее разработки ботов – смещение парадигмы с «бот в Telegram/Viber/... », на «бот для бизнеса». Когда обсуждают идею нового приложения внимание сконцентрировано на проблемах пользователей/монетизации/продвижении, а не выборе стартовой площадки между Android и iOS.

Боты будут везде, где позволит API. Но управление будет едино, как CRM. Лидерами на рынке будут те, кто не выбирал площадку поудобней, а создавал платформы для работы со всеми доступными площадками. Также ближайшие месяцы будет популярна услуга - перенос Telegram-бота в другие соцсети/мессенджеры, после нескольких звонков потенциальным клиентам мы видим интерес с их стороны.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Руслан Зиганшин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 37, "likes": 14, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 36496, "is_wide": false }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15388' + '59599') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 36496, "author_id": 139639, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/36496\/get","add":"\/comments\/36496\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/36496"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

37 комментариев 37 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
4

Надо смелее развивать идею.
Следующий шаг — боты без мессенджеров, прямо в браузере!
А следующий — боты даже без браузера, через email.

И не то, чтобы это было совсем шуткой.

Ответить
0

Кирилл, шутить надо осторожней. А то слез уже никаких нет смеяться

Ответить
1

А если серьёзно?
Что _сейчас_ даёт среднестатистический бот _принципиально_ такого, что делает такого рода микросервис _органически_ привязанным к мессенджеру? Удобство авторизации? Этот вопрос на данный момент весьма надёжно решён через OAuth, OpenID и пр. Надёжные уведомления? Этот вопрос тоже решён через Push-механизмы, в случае с браузерами. В случае с email есть даже готовая, децентрализованная и не привязанная к отдельному поставщику сервиса среда доставки сообщений (ну, с email, это специфический хардкорный вариант, конечно).
Что же такое даёт бот в мессенджере, что в современных существенно хуже реализуется без мессенджера?
Боты в мессенджерах сделали важнейшую вещь — показали существование ниши для таких микросервисов как таковой, дали возможности раскрутиться этой теме за счёт исключительно низкого порога входа для разработчиков и естественной точки привлечения внимания пользователей. Но есть ли в этом всём что-то, что делает мессенджер действительно необходимой частью реализации комплексного решения?

Ответить
1

а что за фишка ставить нижнее подчеркивание между слов?

Ответить
3

)))
Коротко: Markdown.
Длинно:
По-человечески, это относительно безвредный способ выделить слово в тексте, если оформление курсивом или жирным начертанием недоступно, а заглавные буквы были бы слишком кричащими. Кроме того, обрамление подчёркиваниями в нескольких традициях упрощённой разметки соответствует выделению текста курсивным начертанием.

Ответить
1

Спасибо. Я действительно поинтересовался, без иронии и сарказма)

Ответить
1

))
Кстати, такую разметку понимают, из того, что я знаю, Slack и, не к обеду будет сказано, Skype.
Telegram тоже это умеет, но только для каналов и ботов.

Ответить
1

Да, есть критически важный момент - паттерны поиска информации у нового поколения пользователей.

Самый яркий пример - поколение Z и ВК. Абсолютно нормально забить "маникюр в Саратове" не в Google, а в поиске ВК. Пользователь на "своей территории", его мнение тут "важно". И ссылки на ВК даже в поиске Google дадут CTR выше, по той же самой причине.

Мессенджер/соцсеть привычная среда обитания для людей, переходы во внешний интернет неприятны. Поэтому все наперегонки запускали Instant view в последнее время. Люди привыкли к дизайну и механикам любимых сервисов. Все знают как заблокировать страницу или пользователя и как подписаться. Унификация тут играет на благо.

А миллион кастомных решений для чатботов рискуют повторить судьбу MySpace. Вся ярко и самобытно, но в конечном счете путает пользователя

Ответить
1

На счёт паттернов поиска соглашусь.
Но Вы согласитесь, это касается прежде всего возможностей продвижения, а не возможностей технической реализации? И высокие показатели сейчас по этой части (в отдельных нишах) , определяются не особенностями сегмента (среды) продвижения как такового, а являются результатом низкой конкуренции в пока ещё молодом сегменте. Когда-то AltaVista, а потом Google снимали сливки в сегменте веб-поиска, тут похожая история. Пройдёт немного времени, и этот сегмент будет таким же засиженным и загаженным, а поиск информации в нём станет таким же нетривиальным мероприятием, как поиск в вебе (возможно, как поиск в вебе времён конца 90-х, учитывая, что мы говорим о мессенджерах вообще, а не только о лучших из них). Кстати, сколько месяцев уже звучит мольба к Telegram добавить группирование каналов и чатов? Вот вам и удобство, и привычная среда — болезни роста уже вылазят.

Безусловно, боты в мессенджерах за счёт того ограниченного набора средств, что они дают, заставили разработчиков делать качественные решения. Как говорится, "стиль — это всегда самоограничение" или, как говорят виноделы, "чтобы вино было хорошим, лоза должна страдать". )) Это позволило выработаться некоторым традициям создания "ботов здорового человека", в противовес "ботам курильщика", которые порождаются при отсутствии ограничений и желании сделать всё и сразу (привет ублюдочным внезапно всплывающим и пиликающим окошкам "онлайн-консультантов" на сайтах). Но всё это касается пути, а не цели.

Если же отбросить вопрос текущих преимуществ продвижения, поглядеть чуть в будущее, не брать в расчёт низкий порог входа для разработчиков (мы же о серьёзных делах говорим, так?) и рассматривать массового пользователя, который _уже_ каким-то образом пришёл "к боту", то ему будет по барабану на то, какой канал используется.

P.S. Кстати, было такое уже?: "Смирись и приди к Боту!"
)))

Ответить
2

Да, это все касается вопросов продвижения, за пределами мессенджеров технических возможностей у ботов только добавится.

Если владельцу бота задать вопрос - при равной пользовательской базе, где будем хостить в мессенджере/у себя, то ответ очевиден. У себя и стены помогают.

Пока не было, но схоронил=))). "И сказал разраб - а тут бота запилим. И увидел он, что это хорошо"

Ответить
1

простите за офтоп - "маникюр в Саратове" не в Google, а в поиске ВК - именно маникюр найти ой, как сложно - как искать в Новостях, в Людях...Поиск по сообществам.
Тогда как в ВК найти маникюршу без сообщества? ответ - оооооочень сложно или никак.

Ответить
1

Выбирать как раз не надо, поэтому такой способ поиска так популярен.

Не усложняйте - просто вбиваете в поиск "маникюр в Саратове" и в самом верху уже есть нужные сообщества, а если чуть промотать спам, то 5 новостью уже есть телефон+описание с ценой

Ответить
1

для меня все равно не понятна популярность - ибо много спама, ищет по словам и даже по слогам, не все можно найти (пример - фильтры для воды в Ростове - ничего не найдет)

Ответить
1

Думаю если задать этот вопрос ("почему популярен такой вид поиска") хорошему аналитическому агентству и выделить бюджет, можно получить подробный ответ.

Но для себя выделяю такие причины:
1) Привычная среда обитания. Соцсети основные таймкиллеры, поиск информации тут эмоционально менее затратный процесс, чем переход в поисковик

2) "Прозрачные" критерии оценки. Т.е. в поисковике сравнивать сайты A, B, C сложнее, т.к. они могут быть принципиально разными. В соцсети сразу видим активность и популярность сообществ. Унифицированность дизайна (читай ограниченность возможностей для изменения) также будет плюсом. Откровенную халтуру видно сразу, а перегрузить внешний вид проблематично

3) Социальное доказательство. На сайте подделать отзывы намного проще. В соцсети, помимо текста, надо проработать еще и фейковые страницы. А это не так просто, пользователи уже на уровне интуиции вычисляют ботов и офферов

4) Банально ЧСВ. Не понравился сервис - напишу им гневные комментарии по всей стене. А если нашел в Google? Начинается цепочка - найти в соцсети, оставить гневный коммент. И в следующий раз поиск дополнится пунктом "проверить их страницу в ВК", а тут рукой подать до "начать поиск с ВК"

Я не говорю, что это логично/удобно/выгодно. Это просто данность и с ней надо работать. Возможно, будет близок пример RSS ленты.

Крутой инструмент? Крутой.

Объективно может экономить время? 100%.

Многие из нас имеют паттерны - "появилась свободная минтку - проверить сайты/блоги 1/2/3, может что интересного выкинули"? Многие.

Большинство пользуется? Нет

Ответить
0

спасибо. Мои выводы - узкоспециальные запросы и желательно в три фразы - это как раз для ВК

Ответить
1

Единые боты конечно будут, но эти еботы займут лишь часть рынка. По тем же причинам, по которым и в других сферах универсальные решения не способны вытеснить нативные.

Ответить
0

У чатботов сильно ограничены возможности изменения дизайна - форматирование текста (не везде) и кастомный вид кнопок (не везде). Основные элементы (те же текст и кнопки) по сути уже унифицированны на всех площадках

Ответить
1

А приложения уже удалили из апстора и маркета?

Ответить
0

У меня пока доступно, поправил в статье. Но удаление, скорее всего, неизбежно. Спасибо!

Ответить
0

Честно говоря, сомнительно. Разве апстор и маркет удалили страшный-престрашный насквозь пиратский ВКонтакте?

Ответить
0

Будет интересно посмотреть. Но слишком большой хайп, не думаю что Гугл и Яблоко пойдут на открытый конфликт против РКН

Ответить
–4

Lindkedin удалили

Ответить
0

не правда

Ответить
0

В AppStore его нет

Ответить
1

есть, просто не для РФ)

Ответить
0

интересно, вам поможет этот воркараунд?
https://www.iphones.ru/iNotes/677952

Ответить
0

Мне помогает фрегат в хроме)

Ответить
0

А точно LinkedIn не сам удалился?

Ответить
0

Хз, но эпстор можно прогнуть, зачем им рынок терять

Ответить
0

Публика вконтакте и телеграм — критично разные люди и ЦА

Ответить
0

Да, поэтому сперва были ТГ+ВК. Сейчас клиент выбирает вместо ТГ новую площадку, мы советуем FB

Ответить
0

Ох.... Еще есть Skype и Viber, хотя в последнем очень сложно получить нужный аккаунт

Ответить
0

Наш заказчик не сможет продвигать бота в массы. Как и любое другое зарегистрированное в РФ юридическое лицо.

А по какой причине?

Ответить
0

Распространение информации о боте в ТГ может быть приравнено к призывам обхода блокировки - самое очевидное.

Хейт от поддерживающих блокировку - чуть менее очевидное, кто-то может попытаться сыграть на хайпе.

Но самое главное - как осуществлять управление ботом? Или надеяться, что не найдется злопыхателя, который попросит компетентные органы разобраться в ситуации? Еще интереснее - допустим управление и/или ответы оператора идут с офиса в Беларуси. Возникнет вопрос - а не храните ли Вы любезный перс данные за рубежом? А перс данными по нашему законодательству может быть что угодно...

Ответить
0

Спасибо за подробный ответ.

Нижеследующее исходит из того, что про содержательную сторону работы бота информации нет.

1. Юридических запретов на работу бота (или его продвижение) нет.

Другой вопрос, что в наших реалиях всё что угодно может быть приравнено к чему угодно при желании, необходимости и стечении обстоятельств. Здесь вопрос в готовности отбивать эти атаки.

Честно говоря, приравнивание бота к призывам обхода блокировок (если это не прокси/VPN бот) - выглядит даже в РФ странно.

2. У хейта сторонников блокировки (кроме сотрудников фабрик троллей) есть и обратная сторона - это позитивный хайп и внимание от сторонников и пользователей телеграмма. Это весьма интересная аудитория как в плане пиара/продвижения, так и в плане монетизации/рекламы, если это предполагается. Возможно оно того стоит и именно сейчас.

3. Злопыхатели и иже с ними - см. пункт 1.
Управление может идти и из РФ и даже из сервера в ДЦ (которые напрямую подключены к магистралям и блокировки их не касаются). Ничего не мешает использовать и более сложные конструкции и/или позиционирование бота как международного, поэтому работа идет и на российских серверах и на зарубежных. В целом - риски здесь пока выглядят крайне маловероятными.

Что касается персональных данных - то либо вы их храните на российских серверах (что реально сделать при большой необходимости), либо долго изучаете законодательство и в месте с юристами готовы отстаивать свою позицию в случае разных трактовок.

Но с позицией "перс данными по нашему законодательству может быть что угодно" - лучше не иметь дела с данными в РФ в принципе. Хотя я с ней частично и согласен - частично потому как даже с таким расплывчатым определением в законодательстве (и еще более расплывчатыми и сложными нормами по их защите и хранению) - рамки имеются, а вот правоприменительные органы умудряются и эти рамки расширять (как!?).

Ответить
0

Сергей, все упирается - стоит ли игра свеч.

Проблем и недоброжелателей нажить легко, а вот монетизировать этот хайп уже сложнее.

Наш клиент - общественная организация, на такое точно не пойдет.

Зачем это другим брендам - вопрос открытый. Лишний раз пнуть РКН из-за обостренного чувства справедливости? Порыв достойный, но это не бизнес-подход

Ответить

Комментарий удален

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления