Как запустить успешный образовательный проект

Лайфхаки для тех, кто всерьез думает об образовании как о бизнесе.

Как запустить успешный образовательный проект

За 15 лет нам удалось создать 4 окупаемых образовательных проекта: Британскую высшую школу дизайна, Школу компьютерных технологий Scream School, Московскую школу кино и Архитектурную школу МАРШ, - которые мы объединили в университет креативных индустрий Universal University. И теперь на его платформе запускаем новые проекты: Московскую школу музыки, Московскую школу коммуникаций MACS и бизнес-инкубатор для стартапов в области креативных индустрий.

Рис.1 Структура университета креативных индустрий Universal University
Рис.1 Структура университета креативных индустрий Universal University

Все эти годы мы развивались без государственной поддержки, спонсорства и заемных средств, рассчитывая только на собственные силы. Универсального рецепта, как этого добиться, нет. Однако хочу поделиться общими принципами, которые помогли нам добиться успеха.

Про задачи образовательного проекта

Образовательный проект решает конкретные задачи. В нашем случае, открывая новую школу, мы решали задачи нехватки специалистов с теми компетенциями, которые нужны одной из креативных индустрий прямо сейчас.

Про деньги

Образование — низкомаржинальный социально-ориентированный бизнес. Не стоить жить иллюзией, что на образовательной программе вы построите огромный капитал, который обеспечит вам безбедное существование на «островах». Только постоянно развивая образовательный проект, можно поддерживать его на плаву. Речь идет именно об офлайн и blended-проектах. Большинство профессий, которые дают наши школы, невозможно освоить онлайн.

Если для вас образование — это некоторое временное пристанище между двумя стартапами, не стоит начинать — крепко проект встанет на ноги только через 2-4 года, и он всегда будет требовать много личного ресурса, дальше не будет легче. Гарвард можно построить только за 150 лет, постоянно вкладывая в его развитие и улучшая процессы. Важное и осознанное решение, которое мы приняли с самого начала, мы в образовании надолго.

В среднем на комплексную поддержку и развитие собственных проектов Университет тратит порядка 1 млн. долларов в год. Речь идет об административных расходах, развитии ресурсной базы, зарплатах сотрудников и преподавателей, аренде площадей и так далее. Инвестиции в конкретный проект, конечно, отличаются. Московская школа кино в совокупности стоила нам 2 млн $ (кинопавильон, просмотровый кинозал, хромакей, съемочное и осветительное оборудование, актерская студия и многое другое). Около 850 000 $ на старте стоит ресурсная база нашего нового проекта — Московской школы музыки: звукозаписывающая студия, специальное оборудование, саунд-классы, репетиционная база. Однако проект постоянно развивается, оборудование будет устаревать и видоизменяться, поэтому мы системно работаем с партнерами-производителями оборудования, софта, железа, чтобы срезать косты и дать студенту максимум.

Нашей задачей с самого начала была полная самоокупаемость. Все заработанные средства мы рефинансируем в развитие проектов или открываем новые. Так, из 32 студентов в 2003 году к 2018 году мы выросли ровно в 100 раз до 3200 студентов. Сегодня школы занимают уже практически 12 000 квадратных метров, а ресурсами такого уровня не обладает ни одно учебное заведение среди творческих школ России и стран СНГ.

Рис. 2. Этапы развития Universal University
Рис. 2. Этапы развития Universal University

Про систему управления

Современный университет работает по принципам, аналогичным технологическим корпорациям. Он требует альтернативного российской образовательной системе подхода в управлении. В ДНК должна быть заложена постоянная трансформация и быстрая реакция на изменения мира. Как следствие, это ставит управляющую команду в условия высокой скорости в принятии решений, мобильности, стратегического видения, аккумулирования экспертизы. И влияет на всё: переход к горизонтальному управлению, иные подходы в менеджменте, маркетинге, коммуникациях, операционных процессах, HR и, конечно, в самих образовательных форматах.

Про качество

У проекта есть конкретные результаты: какими знаниями, навыками и умениями обладают выпускники, что представляет из себя их портфолио, где они работают и сколько зарабатывают, в каких конкурсах участвуют и побеждают и т.д. Таким образом, мы говорим о качестве каждой программы и о том, что это качество должно постоянно расти.

Рис. 3. Данные о трудоустройстве выпускников школ, входящих в структуру Universal University
Рис. 3. Данные о трудоустройстве выпускников школ, входящих в структуру Universal University

Качество — самая важная часть в образовании, о которой очень мало говорят и которая очень дорого стоит. Академическое качество касается всех аспектов образования — кто преподает на курсе, на каких ресурсах учатся студенты, какие возможности им доступны, какие сервисы им предоставляются, какой опыт они могут получить. Все это можно померить и постоянно улучшать. Вот, собственно, и весь секрет — постоянное улучшение всех процессов в течение долгого времени.

Кроме этого, если вы создаете некачественный продукт, со временем программу нужно будет переформатировать или закрывать. Так что у вас нет выбора — только качественное образование действительно востребовано на длинной дистанции.

Есть образовательные проекты, которые работают для отчетности, для того чтобы получить большой грант или государственную поддержку в течение нескольких лет, выиграть тендер или просто для PR. Мы выбрали иной путь и это была осознанная стратегия. Это дисциплинирует. Все это время мы живем только на деньги, которые получаем за свою профессиональную деятельность, а значит, наш продукт должен отвечать на запрос рынка.

Про международный опыт

Мы всегда использовали международный опыт, смотрели, сотрудничали, формировали совместные программы и несколько раз прошли валидацию двух британских университетов, благодаря чему выдаем их дипломы на территории России. Благодаря этому, у нас накоплена международная экспертиза в области образования в творческих индустриях. Это более 20 международных академических партнеров и самые разнообразные формы взаимодействия между школами самого Universal University.

Про команду

Современный университет — это профессионалы высокого уровня. И касается это всех направлений: от менеджмента и операционных процессов до маркетинга, HR и интерактивного проектирования.

Одной из самых сложных задач современного образования является интеграция и работа с мотивацией практиков из индустрии для системной работы в школе. В университете преподает более 700 человек, которые совмещают основную деятельность и преподавание. Наш опыт показывает, что успешные профессионалы готовы делиться опытом и тратить время, если создать для них правильную среду и дать им новые горизонты для реализации. И, конечно, важно предоставить экспертам с опытом инструменты для преподавания, помогать им адаптироваться к образовательной среде и новой роли.

Про рынок EdTech

Рынок образовательных онлайн-технологий активно растет и масштабируется. Ежегодный рост EdTech составляет 17-25%. Дополнительное и высшее образование — ключевые ниши в этой отрасли. Прибыль участников — 7 млрд. руб. и 6,8 млрд. руб. соответственно. Мы внимательно следим за тенденциями, хотя пока не все технологии реально применить в конкретной школе. Такие платформы, как Coursera, могут закрыть потребность в образовательной теории, но не в практике.

Тем не менее, здесь есть большие перспективы, но важно понимать, что онлайн-образование — это только один из форматов, и он не закроет все потребности потенциального студента, если речь идет об образовании с большим количеством практической работы, взаимодействием в команде, использованием разного рода технических ресурсов.

Кроме того, до сих пор многие не могут учиться онлайн. Гарвард, имеющий собственную онлайн-платформу, представил исследование, согласно которому в среднем только 6% от изначально зарегистрировавшихся на курс получают сертификат. Можно предположить, что бесплатный курс привлекает большое количество тех, кому просто интересно попробовать. Для того чтобы сделать результаты более точными, коллеги из Гарварда провели опрос по оценке намерений на входе. Выяснилось, что среди тех, кто изначально хотел получить сертификат, доля получивших увеличилась до 22%, то есть большая часть сертификат так и не получила.

На мой взгляд, наиболее эффективные форматы — смешанные, где онлайн и офлайн правильно интегрируются для решения конкретных образовательных задач.

P.S.

Как известно, деньги — это всего лишь инструмент, а не конечная цель, тем более в образовании. Так как это все-таки социально-ориентированный бизнес, проект должен менять жизнь людей к лучшему. Пусть это будет смена их карьерной траектории, получение профессии мечты или возможность увидеть себя в титрах проекта — вы работаете в проекте ради этого, а не ради денег.

Екатерина Черкес-заде, директор университета креативных индустрий Universal University

55
Начать дискуссию