Как договориться с несоглашателем

У каждого из нас в коммуникациях работают определенные метапрограммы. Кто-то с удовольствием принимает новые идеи, а кто-то на все говорит «нет». Метапрограммы – это наши внутренние установки, которыми мы неосознанно руководствуемся. Одна из них – «несоглашатель».

Я сама такая, поэтому о «несоглашателях» знаю куда больше, чем о других. Например, мне говорят: «Сделай отчет». Первая моя реакция: «Нет. Мне сейчас некогда. Этот отчет вообще не нужен». Потом я его, конечно, сделаю, но первая реакция именно такая.

Или, например, мы с партнерами обсуждаем создание курса. И партнер говорит: «В этом курсе обязательно должен быть блок про то, как вести себя с бывшими коллегами после повышения». Угадаете мою первую реакцию? Конечно, я сказала «нет» и привела кучу доводов, почему думаю именно так. А потом я еще немного подумала, разложила все по полочкам, и теперь у нас этот блок, конечно, есть. Потому что он нужен.

Я не завидую моим партнерам, потому что со мной нелегко работать. Да и у вас наверняка есть сотрудники, которые первым делом говорят «нет» и кидаются в спор. Очень много ресурсов уходит на то, чтобы с такими людьми договориться. А может быть, вы сам такой, и людям трудно с вами.

Но как бы ни было трудно с «несоглашателями», рецепт есть, и он достаточно простой. Попробуйте! Если вы хотите договориться с «несоглашателем», постройте предложение так, чтобы его «нет» для вас было «да».

Например: «Маша, тебе сейчас, наверное, некогда сделать отчет. Да и вообще он, возможно, не нужен». Что скажет Маша? Она скажет: «Как это не нужен? Конечно, нужен. И я его сделаю немедленно».

Есть и еще один вариант. Я его для себя открыла еще до того, как узнала, кто такие «несоглашатели». Была у меня коллега Катя. И абсолютно каждое мое слово она встречала через протест, через «нет». Если я возражала, то вступала в спор, начинался разговор на повышенных тонах, а иногда и просто конфликт. Тогда мне ничего не оставалось кроме как заявить «Сделай – и все!» Я прибегала к самому неэффективному инструменту – прямому приказу и давлению авторитетом.

Но потом я нашла выход. Я поняла, что у Кати такой способ думать: она сначала говорит «нет», а потом уже думает. И я стала по-другому обсуждать с ней рабочие вопросы. Я стала давать ей время.

Например, когда мы обсуждали открытие магазина и я предлагала решение, спрашивала: «Катя, что ты об этом думаешь? Встретимся через час, обсудим?» И у Кати был целый час, за который ее «нет» превращалось в отличный план действий. Нам обеим стало легче работать друг с другом, потому что теперь наше время мы тратили не на бессмысленные препирания, а на продуктивную деятельность.

И еще один пример, совсем уникальный. По крайней мере, такой человек мне встретился только однажды. Андрей тоже был «несоглашателем», но при этом – активным спорщиком. И на какую бы тему мы с ним ни общались, всегда с пеной у рта доказывали друг другу справедливость каких-то фактов. Через полгода совместной работы я поняла, что так дальше нельзя. И перестала спорить. Точнее, я стала избегать общения с Андреем вообще. И в итоге Андрей перестал выдавать гениальные идеи.

Почему так произошло? Он был незаурядным сотрудником, а когда я ему дала понять, что он должен делать только то, что ждет от него руководство, ему стало неинтересно. И тогда я поняла: спор для Андрея – способ думать, именно в споре он рождает свои уникальные мысли, ему нужен адреналин для прорывных решений. И я стала ему помогать – наши споры вернулись в прежнее русло.

Но это пример уникальный. Прежде, чем провоцировать человека на спор, попробуйте предыдущие два способа работы с «несоглашателем».

Итак.

  • Постройте фразу так, чтобы его «нет» было вашим «да».
  • Дайте время «переварить» информацию, не спрашивайте сразу мнения или согласия.
  • Научитесь работать со спорщиком, если это действительно продуктивно.

Склонность к несоглашательству выявляется еще на собеседовании. И можно, конечно, таких людей не брать в команду. Но тогда вы рискуете создать подразделение «китайских болванчиков», которые будут заглядывать вам в рот и яростно кивать головой на каждое предложение. А вот тех, кто будет способен опровергнуть ваше мнение, поставить под сомнение принятые решения и благодаря этому совершить прорыв – таких не будет.

Так что вариант один: учитесь с ними работать и получать от совместного дела удовольствие!

44 показа
459459 открытий
12 комментариев

Ну и классическое, "Порожняк" (Фитиль). Про молодых и резвых, и старых, но опытных - вроде бы несоглашателей, но на самом деле спокойных специалистов на своем месте.

Ответить

Знакомо.

Ответить

Мудрость.

Ответить

Яростный сумбур изложения предполагает, что мы уже знаем чем занимается автор? По сути (как ее понял я) - любое предложение / приказ / просьба вне зависимости от уровня иерархии, откуда он поступил воспринимается
а) субъективно (кто это сказал - начальник, подчиненный, коллега?)
б) объективно (что именно сказали?)
 
У женщин к этой вилке обязательно добавляется вторая:
1. Эмоциональная (как это сказали, как при этом посмотрели, как отреагировали все остальные, что я испытала при этом)
2. Рациональная ("Что мне с того" (c) The Bell, а самое главное - что впоследствии этого - сделаю это, не навесят ли на меня разовое поручение в постоянные обязанности, и в принципе, не ловушка ли это какая-нибудь, не понижение ли моего статуса перед коллегами, да может кому-то уже поручали, а там две комнаты бумаг разбирать).
 
В итоге, мужик получив дельный совет от "врага", оценивает его полезность, и так или иначе использует (ну, скроет инфу о том кто ему помог, и только).
А у тетеньки невинная просьба - ну вот как у автора - может бабах-шарах и вызвать что угодно - жесткий отказ, истерику, ледяным тоном "Да, уже побежала, как будто других дел нет", или ну ок, выполнит что сказали, но потом шушукаться будет как этот козел (козлиха) на нее смотрела, и как она старалась унизить, или подставить, но как Галя-Валя умная Маша мало того что все сделала, так еще и выставила ту дуру полной, и все всё поняли. Так что ее зависть к макияжу/шмотке/повышению ха-ха-ха, стала всем понятна, и вот она победа в сложной позиционной войне за статус лучшей суки породы в офисе. Что женщина должна делать на работе, а что должна, но не будет - решается не должностными инструкциями, а сложным сочетанием баланса сил. В итоге, практикант(ка) какой(ая) нибудь пашет, искренне недоумевая, как ему/ей поручили разбирать две комнаты бумаг, если она ничего в них не понимает.
 
Короче говоря, там где лучше без эмоций, среднестатистическую женщину лучше просто ни о чем не просить. Исключение: женщины в роли "великолепный профессионал с комплексом отличницы" - они наоборот, бросаются выполнять любое задание, еще стараясь выполнить его быстрее и лучше. Не взирая на то, что его отменят через 15 минут, они успевают сделать его за 10. Потом - адаптируются к реалиям .. об этом кстати была неплохая статья на VC, только лень искать - про уход на фриланс из бесперспективного офисного рабства.

Ответить

Сергей, "всё-то ты знаешь, везде-то ты побывал" (из анекдота)

В статье рассмотрен весьма частный случай реакции некоторых людей и возможные причины этого, возможная реакция на такое поведение.
Вы же пытаетесь все слишком обобщить и свели к обсуждению поведения "мужики/бабы".

Ответить

В общем, вывод такой: собирай вокруг себя единомышленников; несогласных - в бан.

Ответить

Спасибо за развернутый комментарий! Интересные мысли вы высказываете, правда, совсем по другой теме.

Ответить