Кузнец своего счастья

Интервью с увлечённым человеком, мастером своего дела, кузнецом станции Клявлино Самарской области Корнеевым Сергеем Ивановичем.

Корнеев Сергей Иванович
Корнеев Сергей Иванович

Сергей Иванович, сложно пройти мимо вашей кузни и не заглянуть в «святая святых».

Рад гостям!

Известно, что сердце автомобиля — мотор, а сердце кузни?

Кузня — единый организм. Без горна и наковальни невозможно представить процесс ковки металла.

А ещё — живой огонь.

Как вы считаете, есть ли у металла душа?

У металла и кузнеца — одна душа на двоих. Точно так же, как гончар чувствует текстуру глины, её жирность и мягкость, а краснодеревщик — красоту дерева. Кузнец должен чувствовать металл, его душу.

Кстати, в кузнецы я пришёл довольно поздно, в сорок с копейками лет, не имея при этом специального образования. Но я всегда чувствовал тягу к металлическим вещам, обращал внимание на дизайн, цветовое решение, оригинальность замысла кованых изделий.

Иногда человеку приходится искать себя всю жизнь. Я также пробовал себя в разных сферах деятельности: работал водителем, пожарником, охранником. Теперь твёрдо могу утверждать: кузнечное дело — моё призвание.

На Руси кузнецы всегда были на привилегированном положении. Хороший кузнец был на вес золота. Как у вас родилась идея открыть кузню?

Однажды в организации, где я работал, сократили вакансию охранника. Я остался без средств к существованию.

Наша железнодорожная станция — небольшая, всего около 6000 человек. Кроме двух школ, больницы и нескольких административных зданий, здесь нет крупных предприятий. Что делать безработному мужчине, у которого за плечами — семья?

Кто-то едет на Север, кто-то спивается.

И в этот трудный момент жизни я вдруг вспомнил про давнюю мечту — иметь собственный кузнечный цех.

Не останься я тогда без работы, кто знает — сбылась ли когда-нибудь моя мечта?

Получается, вы — предприимчивый мужчина?

Получается, так.

Обычно кузнец — уважаемый и обеспеченный человек. Относите ли вы себя к таковым?

Меня многие знают не только в нашем райцентре, но и за его пределами. Заказы поступают и с соседних районов — Камышлинского, Кошкинского, Похвистневского, Лениногороского.

Всё познаётся в сравнении, и на уровне среднестатистического горожанина, возможно, я буду выглядеть не так респектабельно.

Однако кузница помогает мне учить сыновей, иметь машину, содержать хозяйство и иметь добротный дом.

Скорее я обеспеченный человек, нежели наоборот.

Моё мнение — нужно быть благодарным за всё, что ты имеешь.

Подсвечник и журнальный столик
Подсвечник и журнальный столик

Чей образ наиболее ярко отражает ваше внутреннее «я»: Гефеста, древнегреческого бога ремесла, Вакулы, гоголевского персонажа, или хитроумного Левши, подковавшего блоху?

Меня за глаза многие зовут Вакулой.

И мне этот образ ближе, потому что Гефест был всё-таки богом, а Левша работал с более мелкими деталями.

Обеденный стол
Обеденный стол

В 1200 годах до нашей эры человек приручил железо — научился его плавить.

Смогли ли вы приручить металл? Ощущаете ли единение с ним?

Моя крепкая дружба с металлом длится более пяти лет. Согласитесь, не слишком маленький срок.

Тем не менее, считаю, что стою лишь у истоков ремесла. Мне многое ещё предстоит узнать, освоить, изучить. Не зря говорят — «нет предела совершенству». Думаю, слово «приручить» в данном случае — не самое подходящее. Мы с металлом состоим в тесной дружбе.

Качели
Качели

Есть ли прямая связь между характером кузнеца и материалом, с которым он работает?

Конечно, есть. Чем бы человек ни занимался, он непроизвольно впитывает, вбирает в себя черты и качества того, с чем соприкасается.

Не помню, кому принадлежат слова: «Бытие определяет сознание». Именно так.

Кто кого закаляет больше — вы металл, или он — вас?

Вы, наверное, удивитесь: металл — меня. От него исходит довольно ощутимая сила.

Мне кажется, благодаря металлу и огню я стал сильнее, выносливее. Может, поэтому кузнецы — народ молчаливый, слов на ветер не бросают.

Когда я занимаюсь ковкой, не люблю, чтобы кто-то стоял за спиной, наблюдал за процессом; чтобы отвлекали разговорами. В кузне происходит своего рода таинство — единение металла, человека, огня…

Поэтому четвёртый будет лишним.

Мангал в пиратском стиле
Мангал в пиратском стиле

Какие этапы работы включает в себя кузнечное ремесло?

Всё начинается с идеи, замысла. Очень часто идея приходит ночью. Лежишь, например, уснуть не можешь, а в голове возникают образы…

И когда появляется новая интересная идея, хочется бежать в мастерскую и немедленно приступить к её воплощению. Пожалуй, творческие люди все такие — горящие, или, говоря проще — больные на голову.

Какие приёмы художественной ковки вы используете?

Их довольно много, но основные могу перечислить: осадка, гнутьё, насечка узора, скручивание, сборка.

Чего металл не любит и не допускает по отношению к себе?

Металл не любит, чтобы к нему относились неуважительно. Иначе он выдаст не то, что вы от него ожидали. Любая работа, если сделана с любовью и качественно, ласкает взгляд, тешит душу.

В работе с металлом не должно быть спешки, неаккуратности. Знак качества — это главный принцип, которому я следую в работе.

Комплект для чаепития
Комплект для чаепития

Кованый металл требует лаконичности. Делаете ли вы рисунки, заготовки или шаблоны?

Обязательно. Кстати, мой отец неплохо рисовал. Видимо, от него по наследству передались некоторые навыки. И это очень выручает в работе. У меня в кузне стоит массивный металлический стол, на котором я делаю эскизы, чертежи, расчёты.

Например, увидел в каком-нибудь фильме металлическую оградку и захотелось сделать что-то подобное.

Полностью никогда не копирую — не люблю этого. Впрочем, любой художник привносит всегда что-то своё. Поэтому вначале я делаю набросок в тетради, чтобы не забыть, а затем в мастерской набрасываю чертёж изделия в натуральную величину.

Какие кованые изделия вы делаете, и какие из них наиболее популярны у населения?

Очень трудно перечислить всё, что я умею. Это и мебель, и ворота, и кашпо для цветов. Также популярны детские качели, сундуки, оградки на кладбище. Однажды на заказ делал пушку с ядрами, для украшения приусадебного участка.

Приходилось делать сейф для оружия и дерево для молодожёнов, куда они вешают «замочки счастья». Для Управления Культуры в прошлом году изготовил целый музей под открытым небом.

Кованые ворота
Кованые ворота

Какая категория сельского населения — ваш наиболее частый заказчик?

Это население со средним достатком и выше среднего.

Когда-то я начинал с простых и недорогих изделий. Сейчас хочется сделать что-то более изысканное, а это значит — более дорогое. Тот уровень мастерства, на котором я сейчас нахожусь, теперь не позволяет опуститься на ступень ниже. Некоторые изделия стоят не дёшево и могут ждать своего покупателя год, но меня это не огорчает. «На любой горшок всегда найдётся своя крышка!»

Велика ли конкуренция?

Когда я начинал, а было это более пяти лет тому назад, конкуренции не было вовсе. Я, к своему счастью, занял пустующую нишу. Сейчас у меня появились конкуренты, но пока мне спокойно — у меня есть имя, и повторюсь — «знак качества».

Велика ли разница в цене на услуги городского кузнеца и кузнеца из села?

Мне вспомнилось огорчённое лицо незнакомой женщины на художественной выставке — она увидела набор для камина в моём исполнении. Оказалось, женщина купила почти такой же в городе, но дороже в семь (!) раз.

На самом деле, цены очень разнятся — мои изделия дешевле городских в 4–8 раз.

Мангал «Виноградная лоза»
Мангал «Виноградная лоза»

Кузнечное дело — довольно грязная работа. Как относится супруга к вашему ремеслу?

Супруга понимает, что кузница — наша кормилица. Но стирать ей приходится гораздо чаще, чем обычной хозяйке. Что поделаешь — в каждой профессии есть свои издержки и нюансы. Ещё один такой нюанс — приходится часто менять рабочую одежду на предмет износа.

После работы в кузнице, соприкосновения с краской и огнём одежда быстро приходит в непригодность. Моя супруга — мой тыл, моя поддержка и опора.

Кашпо для цветов
Кашпо для цветов

Испытываете ли вы гордость за плоды своего труда?

Теперь — да. На первом этапе освоения кузнечного ремесла радовался простым в исполнении изделиям.

Теперь я стал требовательней к себе, и не довольствуюсь достигнутым результатом. Хочется делать всё лучше и лучше. Появилась своеобразная жадность к работе. Металл, безусловно, требует самоотдачи.

Есть ли толика разочарования в собственном деле и в чём она заключается?

Безусловно, есть, потому что хочется достигнуть большего. Оглядываешься назад, смотришь на изделия и думаешь: неужели это сделал я? Можно было добавить (или убавить) то-то и то-то.

Думаю, многим, занимающимся творчеством, знакомо это чувство разочарования. Хотя прекрасно понимаю — всё начинается с азов, с малого. И горшки всё-таки обжигают не боги, а люди.

Беседка
Беседка

Когда к вам обычно приходит Муза, вдохновение?

Бывает такое гармоничное состояние души, что всё идёт как по маслу. Мне в работе всегда нужен определённый настрой. Это как у музыканта, берущего в руки смычок.

Стараюсь прислушаться к себе — что хочется сделать именно сегодня? Бывают случаи, когда делаю конкретно на заказ, а бывает — для души.

Журнальный столик и корзина для розы
Журнальный столик и корзина для розы

Расскажите, как вы отдыхаете.

Я — спокойный человек, и виды отдыха предпочитаю соответствующие. Очень люблю природу, рыбалку. В лесу, на речке — вот где частенько черпаю идеи для творчества. В моих работах можно разглядеть и улитку, сидящую на пеньке, и стрекозу на листе камыша, и гриб, и паука. Всё это, конечное, сделано из металла.

Есть ли у вас единомышленники?

Здесь я родился, завёл семью. Именно они поддерживают меня во всех начинаниях. Если бы жена не поддержала меня в тот момент, когда я решил основать кузницу, ничего бы не было. Такие масштабные решения принимаются сообща, а не в одиночку.

В любое дело нужно вложить средства, чтобы потом что-то получить. А средства эти, согласитесь, — из общего кошелька.

В какой конкретной помощи вы, как кузнец, нуждаетесь?

Город — это большие возможности. Мне бы очень хотелось перенять секреты мастеров кузнечного дела, чаще выезжать за пределы района. Удалённость от города в 250 км мешает в осуществлении многих планов. Например, таких, как реализация продукции в магазинах города, хочется расширить рынок сбыта.

Несколько раз, благодаря Отделу культуры, посчастливилось побывать на выставках декоративно-прикладного творчества. Было интересно пообщаться с людьми, посмотреть на великолепные работы из бересты, глины, лозы. Иногда ко мне в кузню на экскурсию приходят дети. Им интересен процесс обработки металла, особенно мальчишкам.

В гостях у Корнеева
В гостях у Корнеева
В кузнице
В кузнице

Необходимо ли современному кузнецу быть физически сильным и выносливым?

Вы знаете, теперь это не обязательно. Современное оборудование намного облегчило труд кузнеца. Возможно, по старым советским фильмам вы помните образ кузнеца? Это был крупный мужчина. Играя мускулами и отирая со лба пот, он что было силы стучал молотом по наковальне.

Сейчас — другое время, новые технологии.

Вы, Сергей Иванович, фантазёр?

Конечно. Без фантазии я ничего не смог бы сделать. Что такое фантазия? Это умение представить предмет, создать что-то новое. Точно также, как фантазия нужна композитору, поэту, она нужна и математику, и биологу. И, конечно, кузнецу.

Подставка для обуви, вешалка, зеркало, столик, банкетка
Подставка для обуви, вешалка, зеркало, столик, банкетка

Что для вас является мощным стимулом в работе?

Для меня стимул — это огромное желание сделать красивую, практичную вещь. И чтобы эта вещь удовлетворила и мои запросы, и запросы покупателей.

Какой солдат не мечтает стать генералом? И какой подмастерье не мечтает стать мастером? Естественным стимулом также является желание заработать.

Какие бы советы вы дали начинающим кузнецам?

Самое главное — ничего не бояться. Верить в себя и свои возможности.

Помню, как-то недавно смотрел репортаж про одного пожилого кузнеца. Этот мужчина в лихие девяностые остался практически без средств к существованию — его изделия почти никому не стали нужны. Но он выстоял, остался предан своему делу. Сложный период в жизни прошёл, и он вновь стал востребован.

Сейчас, благодаря интернету, можно освоить любое ремесло, было бы желание.

С каким материалом вы сочетаете кованый металл?

Я сочетаю металл и с деревом, и со стеклом — смотрится прекрасно.

Качели
Качели

Приходится ли вам преодолевать себя?

Да, приходится. У каждого бывают и взлёты, и падения. Иногда вдохновения нет, но заказ «горит», его нужно сделать вовремя. Я — человек обязательный, по-другому и быть не может, иначе люди перестанут доверять. Так можно растерять клиентов.

Ваша «лебединая песня» — самое любимое изделие, выполненное в технике «художественная ковка».

Я остался доволен следующей своей работой: журнальный столик со стеклянной поверхностью, функцию ножек исполняет металлический пенёк с дубовыми листьями, веточками, желудями, улитками, грибочками… Вообще, тему природы можно обыгрывать бесконечно.

Перечислите, пожалуйста, инструменты и оборудование, необходимые для художественной ковки.

Самое необходимое — горн, наковальня, плазморез. Также я использую клещи, зубило, набор молотков. И многое другое.

Верите ли вы в то, что каждый человек — кузнец своего счастья?

На сто процентов. Как кузнец это подтверждаю.

Есть ли в вашем арсенале награды, дипломы за участие в художественных выставках и фестивалях?

Да, у меня есть дипломы и грамоты за участие в выставках декоративно-прикладного творчества города Самары.

Верите ли вы в то, что каждый день меняете этот мир к лучшему?

Верю. Особенно тогда, когда по глазам заказчика вижу — он остался доволен. Когда работа удалась, я также испытываю моральное удовлетворение.

Например, едешь по улице и видишь ворота, которые отлично вписались в местный ландшафт. Или почтовый ящик, сделанный в виде скворечника. Или флюгер в виде кошки.

На это действительно приятно смотреть.

Хватает ли вам и вашей семье на «бутерброд с маслом»?

Да, хватает. Я благодарен жизни за всё, что имею: моя мастерская, приносящая прибыль, моя семья, мои друзья.

Каждое ваше изделие — в единственном экземпляре?

Практически, да. Очень не люблю повторяться. Конечно, какие-то элементы перекликаются, но в основном каждая вещь — уникальна и неповторима.

Самый счастливый момент в вашем творчестве — это…

Когда клиент говорит: «Большое спасибо», и я вижу, что эти слова — от души. Тогда я понимаю, что не зря стоял столько времени у наковальни, дышал копотью и краской. Как ни крути, а слово «спасибо» — волшебное.

Если бы вновь встал выбор — стать кузнецом или выбрать другое ремесло, что бы предприняли?

У меня есть ещё запал, я не разочарован в кузнечном ремесле. Напротив, мне хочется приобрести новое оборудование, делать новые интересные вещи.

Ваши планы на будущее, Сергей Иванович?

Очень нужен покрасочный цех. Без него — как без рук, особенно зимой. Надеюсь, скоро он у меня появится — работы в этом направлении уже ведутся.

Позвольте поблагодарить вас за содержательное интервью. В память о нашей встрече — стихотворение, посвящённое кузнечному делу и лично вам.

Огонь животворящий

Кузнец, раздуй же горн —
Сейчас ты Прометей,
Познавший суть и таинство огня;
В каскаде искр и всполохах теней.
Как на ладони — магия твоя;
Гляжу на свет, впадая в лёгкий транс —
Чистилище огня сильнее нас!
Смотрю на то, как мечется огонь,
Беснуется и набирает силу,
Как плавится железо пластилином,
И по щекам бежит холодный пот,
И майка к телу всё сильнее льнёт…
Я вижу: клещи мощью челюстей
Сжимают плоть горящего металла —
Она в утробе горна млела ало;
И как со свистом движутся меха,
Калёный воздух подавая горну…
Тверда, как сталь, у кузнеца рука,
Но жар уже течёт лавиной к горлу;
И снова раздуваются меха!
Огонь клокочет яростно и страстно,
Как будто это — гребень петуха,
Он налит кровью, он — пурпурно-красный…
Смотрю и наслаждаюсь вновь —
В чистилище огня кипит любовь!
Дробится звоном тело наковальни —
Ей гулко отвечает тишина,
И россыпь ослепительных ударов,
И мощных звуков — новая волна;
Под сводом кузни птицей бьётся эхо —
И кузнецу, и прочим на потеху;
На всю округу — молота трезвон,
Как будто в храме — колокольный звон!
Живым аккордом полнятся сердца…
И на лице угрюмом кузнеца,
Сквозь гарь и копоть,
Медленно и зыбко,
Вдруг проступает юлагостно улыбка…
Уже который день, и час, и год
Он в кузне счастье, словно сталь, куёт.

Автор стихотворения — Колмогорова Наталья Ивановна.

Кузнец своего счастья

Самарская область, станция «Клявлино».

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

2222
11 комментариев

Не пойму, почему минусуют материал люди?
Вам не хватает ванильного смузи в кузнице? Или нужно, чтобы было официальное приложение в AppStore?
Да, не IT, но всё-таки бизнес. И даже поинтереснее некоторых IT-стартапов.

3
Ответить

Благодарю Вас за отклик! Рада, что понравилось. Меня минусы не смущают. Главное, на мой взгляд, удалось раскрыть характер ремесленника, познакомить читателя с его проблемами, планами и нюансами работы.

2
Ответить

Люди не любят лонг риды, это же не книга с Биографией.
Также статья выглядит несколько рекламной, что люди редко приветствуют.
Нет никаких "вау" моментов или чего-то что захватывает (или хотя бы веселит) читателя, поэтому большинство прочитало дай бог до середины и часть из них минусануло.
Статья в целом добрая, но слишком затянутая, без единой нити и цели повествования ведущей к "приятному послевкусию" и\или желанию поделиться с друзьями.

Ответить

Несколько затянуто. Приятно видеть настолько адекватного и творческого творца. Ну и интернет (социальные сети) вам в помощь для продажи собственных изделий и нахождения заказчиков.

Ответить

Иван, большое спасибо за отклик, но о хорошем и талантливом человеке можно писать бесконечно)

Ответить

Примерно таким адским стилем написаны заметки Довлатова в газете "Советская Эстония". Рубрика "Человек и профессия".

Ответить

Спасибо за прочтение, Мамонтий Хачапуридзе.

Ответить