Что такое exit strategy и зачем стратегия нужна IT предпринимателю?

Рассказывает Алексей Комаров, управляющий партнер площадки по продаже бизнеса «IT Бизнес Брокер».

Что такое exit strategy и зачем стратегия нужна IT предпринимателю?

Каждый предприниматель хотя бы раз задумывался о выходе из бизнеса. На это могут быть разные причины: желание инвестировать в другой проект, усталость или нехватка ресурсов для развития.

Для того, чтобы извлечь максимальную выгоду и не потерять деньги, экзит лучше планировать заранее. Наличие грамотной стратегии повысит оценку интернет-бизнеса и позволит выйти из него быстрее.

Что это такое?

Стратегия выхода (exit strategy) - это заранее продуманный план развития бизнеса, направленный на изъятие инвестиций из проекта в момент его максимальной капитализации. Такая стратегия необходима вне зависимости от того, идет ли речь о крупной компании или о бизнесе с одним владельцем.

Зачем нужна стратегия?

  • Если вы ищите инвестора, то наличие внятного плана по возврату вложенных средств значительно повышает шансы эти средства привлечь;
  • В IT тренды быстро меняются, и наличие четкого плана на случай спада или кризиса в вашей нише будет преимуществом;
  • Осознанно развивая бизнес с ориентиром на конкретный вариант выхода, вы повышаете его прибыльность и управляемость в моменте;

Виды стратегий, применяемые в IT

1. Ликвидация

Ликвидация - это прекращение работы бизнеса без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Или, проще говоря, закрытие проекта.

При ликвидации имущество компании может быть продано по остаточной стоимости. Речь о ликвидных материальных активах, таких как оборудование, материалы, товарный остаток и т.д.

Это самый простой и быстрый вариант выхода из бизнеса. Собственники выбирают стратегию ликвидации, если по каким-то причинам не могут продолжать работу и хотят выйти из бизнеса в сжатые сроки.

Слабая сторона этой стратегии - минимальный или отрицательный ROI. Сумма возвращенных средств, скорее всего, будет меньше вложенных в бизнес.

Это происходит потому, что материальные активы из-за амортизации оцениваются дешевле, чем изначально были приобретены, а товарный остаток (в случае, например, ликвидации интернет-магазина) обычно продается дешевле себестоимости.

Интеллектуальная собственность, такая как, например, программный код, будет утрачена. Сам по себе сайт, фирменный стиль компании и клиентская база в отрыве от бизнеса не представляют ценности. Поэтому при ликвидации интернет-бизнеса процент возврата инвестиций низкий.

Кроме быстрого закрытия бизнеса с распродажей активов, существует и долгосрочная стратегия ликвидации бизнеса, когда владельцы на протяжении нескольких лет постепенно выводят оборотные средства, например, через высокие дивиденды. Деньги в развитие проекта при этом не вкладываются, обороты и доля рынка уменьшаются, что через некоторое время приводит к закрытию бизнеса.

2. IPO

Initial Public Offering - это публичное размещение акций компании на бирже для неограниченного круга инвесторов. IPO позволяет владельцам бизнеса получить значительные денежные средства, продав часть компании по высокой оценке.

Этот вариант подходит только для крупных, состоявшихся компаний, работающих на международных рынках - в законодательстве разных стран существуют серьезные требования к капиталу компаний, выходящих на биржу. Кроме того, IPO может быть недоступно для компании, если бизнес был переоценен на предыдущих раундах инвестирования.

В целом процедура IPO занимает много времени и стоит больших денег, значительную часть которых нужно заплатить вперед, еще на этапе подготовки.

3. Продажа бизнеса

Ваш интернет-бизнес может купить частный инвестор, другой бизнес, корпорация или даже бывший сотрудник. Причины для покупки бизнеса могут быть разными, но его оценка при сделке всегда будет выше, чем стоимость активов, которую можно выручить при ликвидации. Покупатели платят за отлаженные бизнес-процессы, основанные на лояльных пользователях, популярном бренде и обученных сотрудниках.

Продажа бизнеса позволяет предпринимателю рассчитаться с долгами - в зависимости от структуры сделки, к покупателю переходят не только активы, но и обязательства перед третьими лицами.

Бизнес можно продать частично: сделка по продажа доли будет интересна предпринимателям, которые готовы развивать бизнес вместе с партнером. Принимая решение о продаже доли учитывайте возможную потерю автономности - принимать решения и планировать бюджет придется совместно.

Негативная сторона этой стратегии - вероятность ухода сотрудников и части контрагентов. Наконец, новый владелец может не справиться с управлением, и бизнес, в который вы вложили много сил и времени, будет закрыт. Бывает и так, что закрытие бизнеса является целью его покупки конкурентом.

Кроме того, для продажи интернет-бизнеса нужно запастись терпением - самостоятельный поиск покупателя, переговоры и согласование условий сделки может занять несколько месяцев.

На первом шаге к продаже интернет-бизнес важно правильно оценить. Это позволит получить максимальный доход от сделки, оставаясь при этом в рамках рыночных ожиданий покупателей. Бесплатную предварительную оценку интернет-бизнеса можно получить, заполнив анкету на сайте IT Бизнес Брокер.

Начать дискуссию