Сергей Петров: «Жить в России и не делать бизнес — тратить время зря»
Серийный предприниматель Сергей Петров рассказал, как сделал несколько бизнесов в Пензе вместо того, чтобы уехать в США.
Бриф на разработку брендинга канализаций частного дома показался бы креативщику скучным и бесперспективным.
Создатель франшизы "BioSolutions" обошелся без брифа — сам придумал крутой брендинг для локальных очистных сооружений (ЛОС). Просто добавил в конце аббревиатуры мягкий знак и вместо громоздких конструкций и пугающих аббревиатур получил прикольного персонажа, который, к тому же, продает. Лось выскакивает на главной странице сайта и предлагает сыграть в игру в обмен на скидку. Просит вытащить его из канализации, ведь “оголтелый” (цитата) хозяин не потрудился установить септики...
“Завтра в 11 приедет бригада, экскаватор чуть раньше... да, конечно... Счастливо, до завтра!” Сергей кладет трубку.
— Не могу уйти от оперативки. Сегодня обработал двух клиентов: рутинные операции, которые заняли три часа моего времени.
— Сам общаешься с клиентами?
— Да, не могу никому это доверить. Мой клиент — это не только деньги, но и контакты. Частные дома строят бизнесмены или крупные руководители. Не хочу упускать возможность познакомиться с интересным человеком.
— Расскажи, как ты пришел в этот бизнес?
— В 2011 году ушел в армию, чтобы проверить, на что я способен. После планировал в Штаты. В студенчестве ездил по программе обмена, понравилось, захотелось жить и работать там. Но все пошло не так, как я планировал.
Однажды меня вызвал капитан и сказал: “Собирайся домой, даю тебе отпуск — пять дней. Твоя мама заболела, возможно, ты больше ее не увидишь”.
Эти пять дней дома я не мог спать. Перекроил все планы на жизнь. Понял, что ничего нет дороже семьи, и я просто не могу уехать. Решил остаться в родном городе и заниматься тем, что будет приносить мне удовольствие.
Вернувшись из армии, пошел работать в лизинге. Мне нравилось, но я видел потолок карьеры здесь, в маленьком городе.
Вдруг однокурсник предложил идею. Давай, говорит, канализации делать. Есть знакомый в Риге, он расскажет, как. Мы связались с рижским бизнесменом, решили, что он дело говорит. Поняли, что в Пензе есть рынок, и он свободен.
Мой отец тоже предприниматель. Я представил бизнес-план ему и его партнеру и получил займ — свой первый миллион рублей. Так в 2012 году мы с другом открыли ООО.
— Странно, что идея заниматься бизнесом пришла извне. Отец не воспитывал в тебе предпринимателя?
— Отец всегда говорил мне, что я абсолютно обычный человек, а мои успехи — норма. С одной стороны, это лишало меня уверенности. Планируя переезд в Штаты или даже Москву, я думал: “Да кто я такой, чтобы куда-то ехать?” С другой стороны, это всегда мотивировало делать больше.
Отец меня не хвалит даже сейчас, хотя я давно перерос его. Запускаю мультифраншизу, а он говорит: “Ничего, нормально”.
— Как ты понял, что твой локальный бизнес "тянет" на франшизу?
— Мы закрываем вопрос с канализацией в частном доме, делаем человеку одной головной болью меньше. Никто не решает вопрос с полным строительством дома: чтобы сдал проект команде, заплатил, а потом сразу въезжай и живи. А люди готовы за это платить. Клиент, с которым я разговаривал по телефону — состоятельный человек. Час его времени дорого стоит. Он вынужден сам решать вопросы строительства своего дома, потому что никто не может этого сделать за него. Огромная проблема роста людей — невозможность делегировать. Частично мы от нее избавляем.
— Сейчас популярна тема "умного дома". Имеет ли канализация к этому отношение?
— Фактически, мы уже предлагаем решение для “умного дома”. “Умный дом” это когда бытовые вопросы решаются без участия человека. Установить ЛОС в частном доме, значит снять с себя эти заботы. Даже никакую кнопку нажимать не придется.
— У тебя есть еще один бизнес, не связанный со строительством. Расскажи, как так получилось?
— В конце 2015 года у меня были свободные деньги. Хотел купить годную франшизу, но ко мне с идеей пришел друг, и сразу же мне ее “продал”. Предложил сделать частную медицинскую лабораторию. В процессе он отвалился, потому что никак не участвовал в создании и развитии. Теперь “Первая медицинская лаборатория” — мой второй бизнес. Планирую это направление расширять, цель до конца года — привлечь инвестиции. Насчет франшизы пока не уверен.
— Чем занимаешься в свободное время?
— У меня нет свободного времени. Все 24 часа я делаю бизнес. Когда выступаю на мероприятии — работаю, знакомлюсь с людьми — работаю. Даже завидую тем, кто в найме. Можно уйти с работы и переключиться. Я недавно начал борьбой заниматься, уже обсуждаю со своим тренером бизнес-идею. (Смеется.)
— Где брать энергию и мотивацию, чтобы делать бизнес 24 часа?
— На мой взгляд, это не сложно. Когда есть цель, появляется и энергия, и мотивация. Моя главная мотивация - деньги. Когда начинал бизнес, я не думал, как кайфовать от жизни. Сначала надо заработать, а потом кайфовать. Я думал, что буду есть завтра. Первые три года это меня очень мотивировало. (Улыбается.) Так же и сейчас, причем, не только у меня. Предприниматель не художник, его вдохновение — деньги. Показатель того, что ты из себя представляешь — твой средний чек.
— Много общаешься с другими бизнесменами?
— Да. Человек, который достиг успеха в какой-то сфере, проверил огромное количество гипотез. Его опыт бесценен. Это позволяет по-новому посмотреть на собственный проект.
— Ты сказал, что в предпринимательском сообществе все меряются средними чеками. Можно ли дружить с состоявшимися предпринимателями, если делаешь стартап или вынашиваешь идею?
— Идеи никого не волнуют. В сообществах вращаются люди выше и ниже рангом, но у всех есть предпринимательский бекграунд, который их объединяет. Одно дело — родить идею, другое — вывести ее на прибыль.
— Как вывести идею на прибыль?
— Брать и делать. На мой взгляд, Россия, тем более, не столичные города — идеальное место для своего дела. Жить здесь и не делать бизнес — тратить время впустую. Свободных ниш много, сервиса — мало. Люди не избалованы, получить их лояльность не так сложно. Если делаешь дело хорошо, будешь зарабатывать и нормально жить. Если кроме старания у тебя есть еще и специальные навыки, технологии — потянешь на крупный бизнес.
Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».