Оффтоп NullGravity
1 486

Менеджер продукта в корпорации: каким он может, а каким должен быть

В закладки

Региональный менеджер Nullgravity Дмитрий Панкрушев - об обязательных качествах продакт менеджера.

Пошаговая инструкция «как быть эффективным продакт-менеджером» редко сама по себе бывает успешной, то есть достигающей цели. Уместно будет переиначить знаменитую фразу Толстого из «Анны Карениной»: «Все неуспешные продакт-менеджеры похожи, каждый успешный продакт-менеджер успешен по-своему». Попробуем разобраться, какие свойства и атрибуты важны для создания прибыльного продукта.

БОЯСЬ ПРОИГРАТЬ, ВЫ НЕ СМОЖЕТЕ ВЫИГРАТЬ

Если вы работаете продуктологом в крупной корпорации, прогнозируемые потери зачастую перевешивают инновационность на весах принятия выбора. Разумеется, чем больше компания, тем больше риски. Но если продакт-менеджер планирует вывести свой продукт на новый уровень — он или она все же должны умеренно рисковать. Где же золотая середина умеренности риска?

Что это вообще такое? Мы говорим о смене цветовой гаммы на сайте маркетплейса или о добавлении нового метода оплаты с помощью криптовалюты Ether? Именно тут конкретный человек решает, и от его или ее убедительности зависит смена вектора продукта. Ведь в корпорации решения принимает не кто-то один: ты убеждаешь в правильности решения высокопоставленных менеджеров.

Самое сложное — найти общий язык с бизнес-подразделением. Особенно когда речь идет о новых бизнес-процессах, создаваемых для удовлетворения потребностей рынка, а понимания того, как сделать этот процесс правильно, — нет. Самое интересное для меня — находить элегантное решение для таких задач и претворять его в жизнь. Необычайно люблю итеративность процесса: как ремесленники, изготавливающие идеальную пару туфель, подгоняют колодку под клиента точнее и точнее, раз за разом примеряя ее.

Рахиля Ибилдаева
Product Manager, Казпочта

Гарантируют ли крупные бюджеты скорые большие прибыли? Не всегда. И все же, имея достаточно средств, компания может легко обеспечить масштабирование вашей идеи. Если вы смогли доказать топ-менеджменту работоспособность задумки, то наверняка получите желаемые инвестиции. В этом случае продакт-менеджеры компаний-гигантов получают больше возможностей, чем продуктологи из условных стартапов. Если идея стоящая, то, помимо финансовых ресурсов, вы получаете ресурс интеллектуальный. Масштабирование, выход на новые рынки, работа с новой аудиторией… В большой компании для каждого случая есть команда экспертов.

МАЛЕНЬКИЕ НЕ ЛЮБЯТ БЮРОКРАТИЮ?

В корпорациях существуют политики и процедуры на все случаи жизни. Даже на те, которые вряд ли произойдут. Все расписано и бюрократизовано донельзя, потому налаживание процессов вряд ли станет головной болью энтерпрайзного продакт-менеджера. Сотрудники раздражаются от сотни процедур и процессов, задавая себе вопрос — зачем? Но бюрократия бывает здоровая и нездоровая. Просто позаботьтесь, чтоб у вас был первый случай. Пусть это будет Scrum или Kanban, с минимумом проволочек. Методы Agile, несмотря на шквал критики, работают, и работают успешно. Для примера рассмотрим кейс с нашим клиентом Leroy Merlin.

Наша команда в Nullgravity отвечала за разработку мобильного приложения, но при этом Leroy Merlin уже имели двух вендоров. Первый подрядчик отвечал за веб-версию магазина и за передачу информации из сети в API мобильной версии. Второй подрядчик отвечал за API, на базе которого работает мобильная версия. Вроде бы ничего особенного, но команды подрядчиков работали по двум разным методологиям: первые предпочитали Kanban, вторые — исключительно Scrum. Разумеется, это сильно влияло на коммуникацию между командами, и не в лучшую сторону. Все разработки для мобильного приложения должны были пройти через веб-команду: они принимали функционал, проводили код-ревью и передавали на API. Команды не могли подстроиться друг под друга: завершение спринта мобкоманды не совпадало с готовностью команды, которая выкладывала изменения на бэке.

Команда первого подрядчика пыталась подстроиться под вторую команду — они убрали спринты. При этом прогнозировать загрузку команды веба и даты выходов новых фич все равно было сложно. Нужен был координатор коммуникации, и эту функцию на себя взяли мы — Nullgravity.

Выяснив детали процессинга задач у обеих команд, мы решили вернуть спринты: так было проще прогнозировать загрузку и деливери. Проведя огромное количество встреч, обсуждая разные варианты удобного для всех взаимодействия, мы в итоге сэкономили сотни часов коммуникаций и убрали риск сорванных релизов.

Команда по вебу таки осталась работать по Kanban, выделив при этом отдельный ресурс, который в любое время мог провести код-ревью нашего инкремента. Проведя код-ревью, ребята могли определить дату деплоя заранее. Команда по разработке API вернулась к спринтам. Таким образом мы смогли построить финальный процесс методом проб и ошибок. А по-другому редко может быть! Нет какого-то четкого фреймворка, который можно взять и «натянуть» на любую ситуацию.

Всегда ищите варианты взаимодействия с текущими процессами внутри компании. Главное — не делайте процесс ради процесса, а только ради конкретного результата.

Помимо умения искать и находить решения для задач клиентов и бизнеса важно умение менять планы. Не думаю, что перспектива убить проект, измотать людей просто для того, чтобы соблюсти план, интересна кому-то в свободном мире. «Меняйся или умри».

Способность менять планы даже в последний момент и не потерять «равновесия» развивается как и мышцы — с практикой.

Рахиля Ибилдаева
Product Manager, Казпочта

ЭКСПЕРТЫ, ЭКСПЕРТЫ, ВОКРУГ ОДНИ ЭКСПЕРТЫ

Продакт-менеджер в небольшой компании или в стартапе зачастую исполняет не только свои прямые обязанности. На некоторых этапах могут добавиться таски бизнес-аналитика, UX/UI-дизайнера, или другие. Внимание рассеивается на кучу мелких задач, и данный сетап заставляет огорчаться, несмотря на гибкость и поворотливость.

Другое дело — продакт-менеджер в энтерпрайзе. Любая идея находит отклик хотя бы на этапе proof-of-concept. А если proof состоялся, вы получаете поддержку и экспертизу профессионалов из практически любой области. Отдел маркетинга из ста человек уже льет трафик. Десяток экспертов вместе с вами уже летят на все существующие в мире конференции «на тему», где вы сможете приумножить связи. Да и вообще: для корпорации и аутсорс — не проблема! Если нет нужных профессионалов in-house, их найдут на стороне. Перекупят.

Единственное, о чем следует помнить в таком случае — синхронизация с вашими коллегами. Вам критично важно общаться со всеми, начиная от отдела customer support, где знают о болях и радостях клиентов, заканчивая отделом маркетинга, ребята из которого помогут с ориентацией в демографии пользователей и другими вопросами. 70% вашего времени должно уходить на общение с командой — как разработки, так и продвижения продукта — а также на общение с конечным пользователем. И пускай это будет нелегкой задачей, требующей дополнительных усилий, помните: у вас есть самое главное для создания успешного продукта. Ресурс! И материальный, и человеческий.

ТЕХНИЧЕСКАЯ И ДРУГАЯ ПОДДЕРЖКИ

Продуктолог корпорации не может позволить себе не вникать в процессы и нюансы продукта. Да, нужно оставаться стратегом, но не забывать быть частью каждой из команд. Особенно если речь идет о поддержке клиентов. Здесь самым правильным подходом будет погружение в процесс поддержки и прямое общение с клиентами. Один из главных плюсов — у больших компаний есть постоянно растущая база клиентов, на основе которой можно проводить анализ потребителя. Обладая обширной клиентской базой с несколькими «точками доступа» — будь то онлайн-поддержка, сервисный центр или фирменный магазин — корпорация дает вам возможность с разных сторон оценить опыт ваших пользователей. Общайтесь с ними напрямую! Хотя бы раз в неделю желательно выделять время и не только мониторить фидбек ваших пользователей, но и артикулировать пользователям ваш личный ответ.

ЗНАКОМЬТЕСЬ И РАСШИРЯЙТЕСЬ

Я говорю о том самом нетворке, который строит каждый профессионал, начиная от СЕО и до менеджера по коммуникации с общественностью. Продакт-менеджер, по словам топовых ребят из Силиконовой Долины — это «мини-СЕО» продукта. А разве хорошему управленцу не пригодится опыт других? Особенно негативный, ведь учиться на чужих ошибках и разумнее, и приятнее. Хотя редко получается.

Создайте собственный блог, зайдите на релевантные платформы, познакомьтесь с нужными людьми. Если вы из крупной корпорации, вам, вероятно, интересен опыт коллеги из компании поменьше. И наоборот.

НА ОШИБКАХ УЧАТСЯ, И В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ — НА СВОИХ

Общаясь в неформальной обстановке с одним из крупных управленцев продуктовой компании, я узнал, что многие компании у нас перенимают опыт западных коллег, а именно — берут на работу людей с послужным списком проваленных проектов. Да-да, вы правильно прочитали. Боссов интересуют истории неуспеха ничуть не менее, чем истории успеха. Ведь если у продукта не получилось взлететь, вы, как его управляющий, получили самое главное — опыт, как делать не надо. Потому не бойтесь совершать ошибки, и понимайте, что иногда это неизбежно.

БУДЬТЕ ДУШОЙ ПРОДУКТА

Чтобы создавать инновационные прибыльные продукты, нужно иметь смелость, настойчивость и харизму. Придумав идею для продукта, имейте смелость, чтобы воплотить ее в жизнь. Встретившись с новыми вызовами — масштабированием, внедрением новых технологий, выходом на малознакомый рынок — будьте настойчивы и не сдавайтесь. Что же касается харизмы...

Вы, именно вы должны вдохновлять людей на создание продукта. Если провести аналогию с музыкальной группой: фронтмен всегда считается душой коллектива. И как бы хорошо не играли музыканты, бездушная музыка, песня без воодушевляющего солиста не будет пользоваться успехом. Потому сияйте и заражайте сиянием и верой других. Потому что никто, кроме вас!

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "NullGravity", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": 16, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 38947, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 29 May 2018 12:30:01 +0300" }
{ "id": 38947, "author_id": 174659, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/38947\/get","add":"\/comments\/38947\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/38947"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

1 комментарий 1 комм.

Популярные

По порядку

1

Вроде на русском языке, а неприятно читать. Деплой и деливери на латинице пишутся. Смутное ощущение, что банальщина преподносится в обёртке из шелухи. Я не ошибся? )

Ответить

Комментарий удален

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления