Интернет завален советами, как стартапу сделать нечто уникальное, как создать минимально жизнеспособный продукт, как охмурять инвесторов и обслуживать клиентов. Масштабированию клиентских и товарных процессов предприниматели уделяют огромное внимание...Причина №1А вот финансами большинство стартапов управляют по остаточному принципу: данные хранятся в нескольких разрозненных табличках в Excel, а то и вовсе в голове руководителя. Бюджетирование кажется отвлекающим. Зачем напрягаться, если операций в месяц всего с десяток?По данным CB Insights, 47% стартапов закрываются не потому, что у них плохие продукт, команда или бизнес-модель, а из-за плохого управления экономикой и итогового кассового разрыва, который они не смогли устранить.Бюджетирование на самой ранней стадии нужно, чтобы привыкать планировать расходы, вырабатывать в себе финансовую дисциплину, готовить финансовые процессы к росту: упрощать и стандартизировать. Неподготовленные к масштабированию финансовые процессы - первый шаг на пути к непониманию экономики, к кассовому разрыву и банкротству.Причина №2Стартапы проваливают не только из-за плохого управления финансами. Изначальная неопределённость при работе над продуктом может привести к появлению двух и более его вариантов, когда каждое направление оказывается отдельным, хотя и близким проектом. Особенно это актуально для случаев, когда с помощью второго проекта стартап в какой-то момент перекрывает кассовые разрывы для всего бизнеса.Например, компания занимается разработкой платформы для банков и однажды удачно проводит серию платных выступлений (семинары, вебинары и пр.) по этой теме: мало кто сможет устоять и не начать развивать это направление параллельно.Классический для стартапов котловой метод управления проектами (все доходы-расходы в одной каше) элементарно спрячет тот факт, что единожды выстреливший проект может тратить всё больше и больше времени руководителей и команды, а денег приносить всё меньше и меньше. И чем тут поможет бюджетирование? Сохранять фокус на главном, выставлять приоритеты деятельности, снова сконцентрироваться на той самой платформе для банков. Или полностью перестроиться и сконцентрироваться только на втором направлении бизнеса.Причина №3Пока проекты небольшие, над детализацией планирования и думать не хочется. Но порой стартапам выпадают такие возможности, которые они оказываются просто не способны оценить. Команда неверно оценивает объём работ или соглашается на условия, которые разом вгоняют бизнес в кабалу и убытки, откуда они уже не выберутся. Как говорил один персонаж: «Тренируйся лучше на кошках». Учитесь планировать состав и объёмы работ, отслеживать точность своих прогнозов с самых первых проектов. Вместе с повышением качества планирования придёт и знание экономики процессов. Тогда к Голиафу вы сможете выйти хотя бы с подходящей пращой. Или начнёте думать, как с ним можно справиться не в лоб.Частный пример причины №3 - подписаться под венчурные инвестиции при требованиях в 30% роста каждый месяц. Детальное бюджетирование и знание экономики процессов позволит лучше определиться со временем и возможностями масштабирования.
30% роста ежемесячно? Какой ненормальный на такое соглашается?
К сожалению, такие случаи встречаются. Сама знаю примеры.
Недавно известный хантер Алёна Владимирская подробно описывала подобные истории: https://bit.ly/2ydxeqd
Оптимистичные и переоценивающие стартаперы. Очевидно)