Большие дела маленького города

«Машиностроение — производство средств производства», — так называет сферу своей деятельности генеральный директор Александровского завода кузнечно-прессового оборудования, предприниматель Николай Владимирович Храпов. И пусть предприятие находится в маленьком провинциальном городе Владимирской области — это не мешает работникам творить большие дела: продукция "АЗКПО" уникальна для всей России. О работе и роли машиностроения в современном мире мы побеседовали подробнее.



Анна Белокопытова
Большие дела маленького города

— Сколько лет вы работаете в данной отрасли?

— В 1984 впервые пришел на Балакиревский механический завод, работал в отделе механизации и автоматизации конструктором. Попал туда по распределению, после окончания Владимирского политехнического института. Затем около десяти лет занимал должность директора на Балакиревском (поселок Балакирево Влад. области — прим. автора) предприятии «Проминтех», некоторое время после этого был техническим директором Александровского радиозавода. Генеральным директором «АЗКПО» работаю с момента основания завода, ровно 15 лет.

— Профессиональные навыки конструктора помогают вам сейчас?

— Конечно. Что главное для конструктора? Нестандартное мышление. Я не нахожусь постоянно в рабочем цехе, но иногда случается посмотреть на что-то свежим взглядом и подсказать, как улучшить, в чём доработать. Для руководителя важно понимать собственное дело, разбираться в том, что является его рабочей сферой, как и для конструктора.

— Когда вы учились в школе, институте, планировали стать генеральным директором?

— В 10 лет я посмотрел фильм «Директор», он тогда был моим любимым, рассказывал о заводе имени Лихачёва, первом директоре завода. В душу запало: «Хочу быть руководителем, хочу построить завод, сделать что-то, что будет нужно людям». Правда, об этом фильме и детской мечте вспомнил уже после того, как стал директором. Главным образом хотелось создавать что-то отличное от уже созданного. Так и появилась цель, а за целью — дорога.

— На стене вашего кабинета висит надпись: «Меняйтесь раньше, чем вас заставят это сделать». Это ваше жизненное кредо?

— Стараюсь, чтобы было именно так. Это вырезка из журнала «Генеральный директор», в каждом номере которого печатались высказывания известных в промышленной и экономической сферах людей. Конкретно эта цитата — Джека Уэлча, когда-то генерального директора «General Electric».

— Расскажите о работе «АЗКПО», продукции, главных партнерах.

— Основное производство — листогибочные машины, их семь видов. Это занимает примерно 80 процентов всего объема производства.Гильотинные ножницы, но их, конечно, производим в гораздо меньшем размере. В 2014 году начали программу технологических линий по созданию фасадных кассет — комплектов оборудования, состоящих примерно из десяти разных станков. В них входят совершенно новые оборудования, которые до этого мы никогда не производили. В 2016-2017 годах таких технологических линий наше предприятие сделало три. Поставили в Вологду, Нарьян-Мар и в Ростов-на-Дону.Часто к нам обращаются за изготовлением специального гибочного оборудования. Недавно такой станок, со специальной подгибкой углов для трансформатора, отправили в Барнаул. Сейчас выполняем заказ для Ковровского предприятия. По линии импортозамещения работаем в оборонной промышленности: там запрещено покупать оборудование за рубежом. Например, сотрудничаем с концерном «Алмаз-Антей» — им поставили три станка, Балтийским судостроительным заводом и др.В настоящее время занимаемся изготовлением фундаментных опор для строящегося в Александрове ледового дворца.Выставляем свою продукцию на промышленных выставках, региональных и федеральных. В 2015 году она попала в список «Сто лучших товаров России». Участвовали в международной выставке «Станкостроение».

— Вспомните самые необычные заказы.

— Был один заказ, не совсем по нашей теме. В 2009 году наступил кризис. Если в 2008 мы делали 7-8 единиц оборудования в месяц, то в 2009 — одну за три месяца. Спрос упал катастрофически. Мы искали новые способы сбыта продукции, стали производить фундаментные болты. Получили заказ от Ковровского сталепрокатного завода, выполняли месяца четыре. Работали тогда с некоторыми технологически сложными вещами впервые, но справились. Этот заказ стал одним из спасительных.Производили установки дробления льда для снегоплавильного завода в Москву, тоже интересная работа получилась.

— Как вы считаете, современное российское машиностроение не уступает зарубежному?

— Нашему, отечественному машиностроению трудно развиваться из-за существующей системы налогообложения. Большие налоги на средние зарплаты, как следствие — сокращение числа сотрудников. Всё это на фоне практически полного отсутствия помощи от государства и растущей недоступности кредитов в последние годы.Вкладывать в развитие промышленности, которая всегда являлась экономической основой, никто не хочет. Гонятся за нефтью и газом, как будто больше в стране ничего не существует.Для примера можно взять тот же Китай, шагающий семимильными шагами вперед. Почему? Потому что там минимальные налоги для промышленности, плюс субсидии от государства. Китайцы очень умело продвигают свою продукцию у нас. Европейские страны такого не позволяют: у себя держат только свое. Конечно, мы на пути к прогрессу, по сравнению с тем, что было, и это заметно. Но движемся не так быстро, как нужно.

— Подбор сотрудников осуществляете вы? На что в первую очередь обращаете внимание?

— На способности, профессионализм. Сначала беседую, узнаю, в какой степени человек осведомлен о своем деле. Из качеств характера — энтузиазм, любовь к труду. Работать с горящими глазами важно не только в машиностроении — в любой сфере. Работник должен хотеть что-то менять, привносить свое, новое, интересное.

— Поддерживаете молодых специалистов?

— Поддерживаем всегда, но в итоге сотрудничество редко получается. Приходят к нам ребята на практику, в конечном счете приобретают хороший опыт, чему-то учатся, становятся действительно специалистами. И уезжают в Москву. Нехватка молодых кадров ощущается. Всегда возникает вопрос: кто же будет потом, после нынешнего поколения работников?

— Как вы отдыхаете после тяжелого рабочего дня?

— Мое хобби — рыбалка. Люблю собирать грибы, выращиваю виноград. Летом с семьей ездили на Селигер, в Нилову пустынь, там удалось найти редкий сорт. Приживется или нет, пока не знаю.Еще одно увлечение — история (родился в семье учителей, папа преподавал историю, жена по образованию тоже историк). На мой взгляд, человек всегда должен смотреть дальше, расширять свой кругозор.

— Ваши пожелания коллегам?

— Держать нос по ветру, с оптимизмом смотреть на всё. Без позитивного восприятия действительно будет сложно.

Николай Владимирович — предприниматель #навсюголову и на всё сердце, потому что только при совпадении двух этих сил получается результат. Результат, нужный стране.

Машиностроение — совсем не модный красочный бизнес. Но без этого, зачастую, невидимого фронта многого в нашей жизни попросту не существовало бы.

Большие дела маленького города
11
Начать дискуссию