"Культура ест стратегию на завтрак": как открыть ресторан для детей и родителей

Интервью сооснователя сети ресторанов Ribambelle Юлии Федоришиной о том, как развлекать детей и устраивать праздник родителям.

Директор по корпоративным коммуникациям Mail.Ru Group Ольга Зыряева говорит о финансах с предпринимателями и инвесторами.

Ольга Зыряева
Ольга Зыряева

Как возникла идея сделать детский клуб, в котором будет хорошо и детям, и родителям?

Это звучит очень банально, но идея появилась из собственного опыта. До 2011 года ведь не было приятных мест, куда можно прийти и с детьми, и с друзьями, чтобы всем было одинаково комфортно. У меня тогда уже был первый ребенок, и каждый поход в детские кафе был испытанием для моей нервной системы. Сейчас рынок сильно изменился: сложно представить, что всего шесть-семь лет назад было совсем не так.

Как вы строили свой бренд?

Мы моим партнером по бизнесу, с самого начала решили тратить деньги не на рекламу, а на качество. Качество ведь очень дорого стоит: это подбор правильных людей, их обучение, мотивация, корпоративная культура. Мне очень нравится выражение «культура ест стратегию на завтрак»: имеется в виду, что коллектив должен понимать и разделять вашу стратегию, а также должен быть подготовлен к ее реализации. А корпоративная культура – это постоянная работа, результаты которой невозможно оценить. Ну и простые денежные затраты на качественные продукты, костюмы, игрушки в игровом городке никто не отменял. Мы решили, что будем работать над качеством, и все рекламные бюджеты тоже на качество тратить. Как мне кажется, именно это позволило нам выстроить тот бренд, который у нас сейчас есть. Да, у нас были периоды, когда мы тестировали, как работает реклама. Вот недавно опять углубились в digital marketing: да, это будущее, никто с этим не спорит, но нужен ли он нам и в каком виде — для нас это уже не такой очевидный ответ. Качество, в которое мы вкладываемся, работает на 100%. Самое важное, сложное и простое одновременно – это сделать все, чтобы гости возвращались и возвращались.

Юлия Федоришина, сооснователь сети ресторанов <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fribambelle.ru&postId=40981" rel="nofollow noopener" target="_blank">Ribambelle</a>
Юлия Федоришина, сооснователь сети ресторанов Ribambelle

"Ресурсы ведь ограничены: потратишь деньги на маркетинг — не потратишь их на что-то другое, поэтому надо взвешивать пользу лично для твоего бизнеса".


Качество, в которое мы вкладываемся, работает на 100%. Самое важное, сложное и простое одновременно – это сделать все, чтобы гости возвращались и возвращались.

Вокруг чего строилась концепция: первичен ресторан или детские развлечения?

Концепция именно в том, что оба направления для нас одинаково важны. Мы тратим силы, время и деньги на развитие, на обучение, на аренду, в конце концов, в равных долях.

Как вы оцениваете рынок детских развлечений в Москве?

За эти шесть лет, которые Ribambelleсуществует в Москве, рынок значительно улучшился. И я точно знаю, что мы повлияли на этот результат. Мы были первыми, кто показал, что детям тоже нужно качество, что взрослые готовы за него платить. Это был очень важный сигнал рынку.

Какие ниши перегружены, а какие свободны?

Слушай, ну, честно говоря, не хочу людей в заблуждение вводить. Не знаю. Мы всегда считали, что идеальным качеством можно победить конкуренцию, поэтому мы всегда были сфокусированы на себе. Я думаю, что ниша качественных (их еще называют премиальными) концептов не перегружена. Я это вижу по нашим гостям: мы открыли год назад третий Ribambelleв «Метрополисе» — 1200 квадратных метров, и он тоже полный в выходные дни!

Я считаю, что свободна ниша качественных активностей outdoor, но сама бы не взялась за такой проект — все-таки погода у нас не всегда располагает к активностям на улице. Не знаю, за сколько лет окупится такой проект с финансовой точки зрения.

Замечаете ли вы какую-либо сезонность на вашем рынке?

Однозначно. Из года в год в июле-августе многие дети уезжают из Москвы. Мы каждый год используем это время для переосмысления, своего рода перезапуска. В это время и сотрудники могут отдохнуть, потом возвращаются с новыми идеями. Мы к новому сезону всегда обновляемся: новые программы, новые услуги, новое меню работает однозначно.

Какой вид детских развлечений у вас самый затратный?

Наш игровой городок. Он большой по площади и мы, во-первых, платим аренду, во-вторых, у нас же очень много аниматоров: мы их всех учим, они всегда выходят с программами и подготовлены к работе с детьми. Их костюмы, реквизит, игрушки – все это дает качество наших услуг. Кстати, сначала многие возмущались, что городок платный, ведь привыкли к бесплатным игровым «комнатам-уголкам». Но когда поняли, что могут сидеть и спокойно болтать с друзьями два часа, а ребенок занят, да не гаджетами, а активной игрой, возмущаться перестали. Качественно и бесплатно не бывает. Точнее, бывает, но это уже или благотворительность, или бизнес для развлечения открывают. У нас не такая история, мы себе не могли и не можем позволить такую дорогую игрушку.

Сколько в среднем родители готовы тратить на совместный досуг с детьми?

Самый неинтересный ответ сейчас дам – по-разному. В Нижнем Новгороде у нас 1500–2000 рублей на семью, в Москве, конечно, больше. У нас рестораны все разные, и гости разные, и даже образ мысли отличается в зависимости от локации, честное слово. Но в среднем около 3000–4000 на семью.

Как планируете масштабироваться?

Мы запустили свою франшизу. Первый ресторан по франшизе открылся в Нижнем Новгороде, второй откроется скоро в Астане, третий – на Новой Риге в начале 2019 года. Это из тех, кто уже точно. Про остальные точки говорить рано, мы всегда в процессе переговоров.

Что вам приносит больше прибыли: ресторанная часть или детские развлечения?

Однозначно ресторанная. Но приходят за детской.

Надо ли делать детское меню дешевле?

Детское меню обычно не такое дорогое, потому что у него себестоимость меньше. Ведь курица дешевле мяса или краба, которые есть во взрослом меню. Мы точно в детском меню не экономим на себестоимости, в нем только те блюда и продукты, которые полезны и которые любят наши с Ойгуль дети. Все мои друзья заказывают у нас котлеты и пельмени домой, потому что знают наш подход.

Какие тенденции на рынке семейного досуга? Куда он будет идти? Какие бизнесы в этом направлении лучше открывать?

Сейчас много тематических парков открывается: Остров Фантазий, DreamWorks, Kidzania и несколько аналогичных проектов, которые ее скопировали. Я думаю, в этом направлении будет все развиваться, потому что маленьким проектам очень сложно качество обеспечивать. Просто трудозатраты и денежные вложения не окупаются, если на маленький масштаб работать.

Вы ориентировались на какие-либо заграничные примеры семейных досуговых центров?

Мы честно не хотели изобретать велосипед, и прежде, чем начинать заниматься и просчитывать наш проект, съездили в крупные мировые столицы посмотреть, что там есть. Мы много видели интересного для детей, но нигде не было уютного ресторана с вкусной едой для родителей. Так что всю концепцию мы действительно придумали сами, но отдельные кусочки мы подсмотрели и улучшили.

Как планировать и бюджетировать развлечения с детьми, если их больше трех?

Ты меня как маму спрашиваешь? Чем больше детей, тем сложнее: интересы у всех разные, настроение, темперамент. Именно поэтому все наши клубы разные и даже названия разные. В первом Ribambelle есть творческая студия для тех, кто любит делать что-то своими руками и проводить время в спокойном режиме, есть городок для тех, кто любит ролевые игры и поактивничать, кулинарная студия – для любителей приготовить себе и родителям. Таким образом, дети могут выбрать в одном месте совершенно разные по энергетике активности. Во втором Ribambelle Green у нас добавилась детская площадка на улице и пруд с черепашками.

" В третьем Ribambelle in the City появилась зона для тинейджеров: наши старшие дети выросли, и мы увидели, что таким ребятам совсем скучно, когда семья с маленькими детьми хочет к нам прийти".

Для четвертого Ribambelle тоже есть уже идея что добавить, но пока нет правильной площадки – ищем.

Через какой период после открытия вы вышли на прибыльность?

Мы всегда сразу выходили, буквально в первые месяцы. Мы сначала хорошо готовились и инвестировали не только в ремонт, но и в людей. Хотя с первым проектом во «Временах года» было не так, мы открылись совсем сырые и неопытные и много наделали ошибок. Я очень благодарна нашим гостям, которые дали нам второй шанс и не разочаровались, и, конечно, моей команде. У нас многие ребята работают с первого года открытия, мы многое прошли вместе!

Есть ли инвесторы в вашем проекте?

Пока мы с моим партнером по бизнесу Ойгуль сами инвесторы. Сейчас ведем переговоры, есть у нас несколько заинтересованных сторон, но пока не очевиден результат. Мы привыкли вести бизнес так, как его вели много лет, и это принесло нам успех. Не хочется экспериментировать с новой моделью управления.

А полностью продать бизнес сможешь?

"Я же открывала этот бизнес, когда приехала с МВА, а там хорошо натаскивают на то, что из любого бизнеса должен быть план выхода".

Нас так заворожил проект, который мы придумали, что мы никогда это не делали своей стратегией, но всегда выстраивали бизнес-процессы так, чтобы все это работало и без нас. Так что при хорошей цене можно будет подумать на эту тему.

11
Начать дискуссию