«Найти идею», Генрих Альтшуллер

Знаменитая книга о знаменитой теории. Каждый из нас хочет научиться найти идеи, но чаще ждем пока идея найдет нас.

Альтшуллер разработал алгоритм и теорию по поиску идей, но с одним условием — ежедневная практика сделает тебя генератором сверхтоповых идей.

«Найти идею», Генрих Альтшуллер

Истинная победа — когда вся жизнь прожита в нарастающем творческом режиме

Введение

Генрих Альтшуллер — известный советский изобретатель. Автор ТРИЗ—ТРТС (теории решения изобретательских задач — теории развития технических систем) и ТРТЛ (теории развития творческой личности), писатель-фантаст.

Люди думают, что решать задачи по законам - учиться шаблонному мышлению. Альтшуллер же говорит об обратном.

Обычное мышление из-за психологической инерции идет шаблонными путями. Знание законов позволяет сознательно уходить от шаблонов, законы подталкивают к нетривиальным, «диким» мыслительным операциям, свойственным очень талантливым изобретателям.

Альтшуллеру понадобилось 20 лет и 40 тысяч авторских свидетельств и патентов для структурирования алгоритма поиска новых решений. Он не считал, что понятие «творчество» основано только на атрибутах: озарение, интуиция, прирожденные способности и счастливый случай.

В своей теории и школах он обучал, как сделать бессознательный процесс в точную науку путем ежедневных тренировок и решений задач.

Сравнение топовых методик поиска идей

Мозговой штурм

Мозговой штурм базируется на теории Фрейда, где сознание представляет собой тонкое и непрочное наслоение над бездной подсознания. Сознание запрограммировано привычными представлениями и запретами. Поскольку для создания чего-то нового нам нужно проходить сквозь привычное и запретное, выдумывание нелогичных и крайне фантастичных идей создавались группы фантазёров, где членам было запрещено даже эмоциями на лице показывать скептику.

«Вся соль мозгового штурма, вся его сила — в запрете на критику. Но здесь же и его слабость: для развития и видоизменения идеи нужно выяснить ее недостатки, то есть нужна критика».

Синектика

Главный недостатoк мозгового штурма — страх критики. Дж. Гордон избавился от него создав постоянную группу, где члены этих групп привыкают к совместной работе и перестают её опасаться. Постепенно увеличивается взаимопонимание и идеи схватываются с полуслова.

Теоретические основы синектики весьма несложны. Творческий процесс познаваем и поддается усовершенствованию: надо изучать записи решения задач, регулярно тренироваться на самых различных задачах.

По мнению Гордона существуют 2 вида механизма творчества: «неоперационные процессы» («неуправляемые») — интуиция, вдохновение.И операционные процессы - использование разного вида аналогий. Для творческого процесса важно умение превращать непривычное в привычное и, наоборот, привычное — в непривычное.

Аналогии

Рабочими механизмами для выработки свежего взгляда на задачу являются аналогии:

1) прямая — любая аналогия, например из природы.

2) личная (эмпатия) — попытка взглянуть на задачу, отождествив себя с объектом и войдя в его образ.

3) Символическая — нахождение краткого символического описания задачи или объекта.

4) Фантастическая — изложение задачи в терминах и понятиях сказок, мифов, легенд.

Синектика — предел того, что можно достичь сохраняя принцип перебора вариантов. Во всяком случае, синектика близка к такому пределу.

После взрыва на генерировании идей многие компании начали брать за правило мысль: «Идеи должны генерировать все: от президента и председателя правления, до курьера и уборщиц».

Чем больше предложений, тем лучше.

А на банальных заседаниях рождаются банальные идеи, — пишет Тосабура Наката, создатель шариковой ручки. Оригинальные идеи рождаются благодаря оригинальным заседаниям.

Технические системы развиваются закономерно. Закономерности познаваемы. Их можно превратить в точную науку развития технических систем. Здесь и проходит граница между методами перебора вариантов и современной Теорией Решения Изобретательных Задач.

ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

Для специалиста по ТРИЗ азбучная истина: нельзя принимать на веру формулировку, в которой предлагают задачу.

Первоначальную формулировку проблемы принято называть «Изобретательской ситуацией».

В школе и вузе инженер привыкает к тому, что условиям задачи следует безоговорочно доверять. В изобретательской задаче всё иначе: в процессе решения может выясниться, что найти надо не X, a Y и для этого нужны не А и Б, а В и Г.

На практике, правильно сформулированных изобретательных задач не бывает. Если абсолютно правильно сформулировать задачу, она перестанет быть задачей: её решение сделается очевидным или же будет ясно, что задача не поддается решению при имеющимся уровне науки и технике.

В ТРИЗ принято делить задачи на 5 уровней:

Первый уровень:

Решение таких задач не связано с устранением технических противоречий и приводит к мельчайшим изобретениям.

Второй уровень:

Задачи с техническими противоречиями, легко преодолеваемыми с помощью способов известных применительно к родственным системам.

Третий уровень:

Противоречия и способ его преодоления находятся в пределах одной науки, т.е. механическая задача решается механически, химическая - химически.

Четвертый уровень:

Синтезируется новая техническая система.

Пятый уровень:

Изобретательская ситуация представляет собой клубок сложным проблем.

Цель ТРИЗ: Опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме (под экранным мышлением имеется ввиду представление объекта задачи. Многоэкранность — представление надсистемы — лес, подсистемы — листок, подподсистема — клетка листка и так далее).

Важные понятия:

1. При решении задачи следует ориентироваться на идеальны ответ. Такой ответ не всегда достижим в полной мере, но необходимо добиваться максимального приближения к нему. Составленную по определенным правилам формулировку идеального ответа называют идеальным конечным результатом (ИКР)

2. Для приближения к ИКР необходимо максимально использовать имеющиеся ресурсы - вещественные и энергетические. Данные по условиям задачи и вещества и поля, а также «даровые» вещества и поля принято называть вещественно-полевыми ресурсами (ВПР)

Максимальное использование ВПР для максимального продвижения к ИКР - такова, в самом общем виде, формула победы над задачей.

Административные противоречия (АП) — нужно что-то сделать, а как сделать — неизвестно.

Такие противоречия лишь индикатор к создании изобретательской задачи.

Технические противоречия (ТП) — отражают конфликт между частями или свойствами системы.

Современная ТРИЗ предусматривает анализ причин ТП и переход от технического к физическому противоречию

Сочинение сказки — одно из многих упражнений РТВ. Весь аппарат ТРИЗ рассчитан на сильную, хорошую управляемую фантазию. Надо изменять до неузнаваемости исходную задачу.

Начальные занятия строятся на применении ТРИЗ к задачам «Придумайте фантастическое решение» или «Придумайте фантастическое украшение для персонажей Кубрика». Также, учеников ТРИЗ приохочивают к научно-фантастической литературе (НФЛ) — неисчерпаемому сборнику упражнений для развития воображения.

НФЛ дает способность попутно развивать воображение, приглушать психологическую инерцию, делать мышление гибче, готовить ум человека к восприятию «диких» идей, без которых немыслима современная научно-техническая революция.

Хорошие результаты могут быть достигнуты только при высокой культуре мышления

Алгоритмы решения изобретательских задач (АРИЗ)

АРИЗ-85-В:

1. Анализ задачи.

2. Анализ модели задачи.

3. Определение ИКР и ФП

4. Мобилизация и применение ВПР.

5. Применение информационного фонда.

6. Изменение и/или замена задачи.

7. Анализ способа устранения ФП.

8. Применение полученного решения.

9. Анализ хода решения.

Ну и в заключении Альтшуллер делится о Шести качествах творческой личности:

1. Прежде всего нужна достойная цель - новая (еще никем не достигнутая), значительная, общественно полезная.

2. Нужен комплекс реальных рабочих планов достижения цели и регулярный контроль за выполнением этих планов.

3. Высокая работоспособность в выполнении намеченных планов.

4. Хорошая техника решения задач.

5. Способность отстаивать свои идеи.

6. Результативность.

Итог: прошелся по книге я поверхностно и абсолютно точно вернусь еще к ней несколько раз. Что осталось после нее? Много чего. И даже работая в ИТ, в нескольких практических и сложных задачах АРИЗ пригодился до уровня «отлично»

Основная идея «Великого Искусства» состоит в том, что структура любого знания определяется небольшим числом изначальных понятий. Комбинируя эти понятия, можно вывести все знания о мире"

1414
реклама
разместить
13 комментариев

Процесс изобретений жесток по отношению к талантам: он является по большей степени частью эволюции и лишь по меньшей – зависит от талантов.

В каменном веке умерли десятки Эйнштейнов, так и не получив возможности раскрывать свой талант – вместо этого приходилось выживать. Не каждый за свою жизнь сможет встретиться с удачей раскрыть полностью свой талант в силу внешних обстоятельств. Причём, бывает и обратная ситуация: человек очень энергичен и сам всячески "приближает свою удачу" за счёт активных действий, но, увы, оказывается, что таланта у него нет. И лишь малый (очень малый) процент рождается в нужное время в нужном месте и попадает в нужную череду обстоятельств для раскрытия своего таланта.

Конечно, в современном веке возможностей раскрытия таланта гораздо больше, чем в каменном, но процесс изобретений всё ещё остаётся эволюционным: добавились техногенные риски.

Генрих Альтшуллер, как мне кажется, является частью этой печальной картины: талант был, а раскрыть толком не удалось в силу внешних обстоятельств. Умудрился ещё и Сталину гневное письмо накатать, в результате чего ещё сильнее усугубил свои обстоятельства (был арестован в 1950 и попал в лагерь Воркуты). В итоге, человек вроде неглупый, но всю жизнь был вынужден бороться с режимом...

7

Как бы это просто не читалось, но я сторонник мнения, что чаще всего все в руках нашей воли

А то ваш комментарий уж слишком пессимистичный и обнадеживающий)

IMHO. Интересно, но слишком сложно. Ведь всё гениальное — просто. Придумать новую хорошую идею — это взять существующую вещь и сделать её лучше. Или проще. Чтобы придумать то, чего ещё нет в природе — нужно иметь широкий кругозор (если не записать на свой жёсткий диск хоть что-то, то и не из чего будет вытаскивать). Как говорил Джобс, соединить точки в один рисунок возможно только оглядываясь назад. Лично мне большая часть идей приходит во снах, цветных, длинных, там у меня целая вторая жизнь. Проблем с идеями нет, проблемы с реализацией и умением довести дело до конца. Всё равно, спасибо за усилия.

2

Ну, Вы, наверное, говорите про бессознательный процесс. Который развивается вне нашего контроля. Альтшуллер же хотел учить и открыть свою школу для, назовем это, креативных людей.

Соглашусь с вами в том, что важнее довести дело до конца, споткнуться или не поддаться лени. Придумать идею могут многие. Реализовать ее хорошо далеко не каждый

Книга Альтшуллера представляет собой попытку формализации процесса творчества. Сама по себе идея интересная, но книга на её основе не дотягивает до уровня самого творчества. При прочтении возникает ощущение, что формальная сторона вопроса по Альтшуллеру в виде законов и правил живет отдельно от плодов применения его собственной теории. Инженерные задачки порадовали. Советую к беглому прочтению :)

1

Не знаю насколько она дотягивает до Вами упомянутого "уровня самого творчества", но я даже в личной жизни встречал людей вдохновленными и практически заточенными этим трудом

1