{"id":7016,"title":"\u0423\u0433\u0430\u0434\u0430\u0439\u0442\u0435 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0430 \u043f\u043e \u0437\u0432\u0443\u043a\u0443 \u043e\u0442\u043a\u0440\u044b\u0432\u0430\u044e\u0449\u0435\u0433\u043e\u0441\u044f \u043f\u0438\u0432\u0430 \u0438 \u043f\u0435\u043d\u0438\u044e \u043a\u0438\u0442\u043e\u0432","url":"\/redirect?component=advertising&id=7016&url=https:\/\/vc.ru\/special\/sound&placeBit=1&hash=6ca24c77fedb0a01bd41595a6fbd498b5375a294c2e3b54a129aa318671b77a3","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как устроен Tencent

Заместитель директора по стратегии и анализу Mail.Ru Group Андрей Молчанов продолжает разбирать китайских интернет-гигантов. В новом выпуске — Tencent, самая похожая на Mail.Ru Group компания в мире и, более того, владелец 7,4% акций российского холдинга.

Короткая финансовая справка

Компания была основана в уже далеком 1998 году. Основу бизнеса составляют игры и социальные сети. Выручка за 2017 год составила $37 млрд — на 56% больше, чем в 2016. Маржинальность по EBITDA — 41%.

На момент написания статьи капитализация Tencent — $455 млрд. За последние 12 месяцев акции выросли на 27%. Помимо игр, основные драйверы роста: рекламные сервисы, онлайн-платежи и инвестиции — у компании мощное M&A-подразделение, за 2017 год было 70 сделок с медианным размером $78 млн.

Разберёмся со структурой бизнеса по направлениям и посмотрим, как развивалась компания.

Структура выручки

Так выглядит распределение выручки за первый квартал 2018 года. В скобках указан рост по сравнению с аналогичным периодом год назад.

  • Реклама в QQ и WeChat, а также в браузере, магазине приложений и рекламной сети — 10% (+69%).
  • Реклама в медиасервисах: видео, музыка, newsfeed-приложения и портал — 4% (+31%).
  • IVAS: виртуальные предметы и стикеры в социальных сетях, подписка на видео и музыку — 15% (+35%).
  • PC-игры — 19% (на прежнем уровне).
  • Мобильные игры — 20% (+68%).
  • Мобильные игры внутри социальных сетей — 10% (+68%).
  • Другое (в основном платежи и облачные сервисы) — 22% (+111%).

Как мы видим, половина выручки приходится на игры. Отмечу, они не только помогают деньгами другим направлениям, но и сами поддерживаются трафиком из них.

Социальные сети и мессенджеры

QQ и QZone

QQ — по сути, аналог ICQ, первый проект Tencent, запущенный в 1999 году. Зарабатывает на рекламе и IVAS — дополнительных платных сервисах вроде VIP-статусов, подсветки аватарок и так далее. В 2002-2003 годах вводили платную регистрацию, но вовремя сообразили отказаться. Небольшую копеечку приносит лицензирование сувениров вроде кружек и футболок с пингвином-логотипом QQ; кстати, у Rovio, автора Angry Birds, на это приходятся весьма существенные 16% выручки.

QZone — запущенный в 2005 году аналог MySpace, на котором можно выкладывать фотографии или вести блог. Позже к нему привязали учётные записи мессенджера QQ, и получилась социальная сеть. Главное принципиальное отличие — список контактов в мессенджере приватный и, соответственно, в QZone тоже: список контактов меньше списка друзей и никаких функций вроде общих друзей. Сейчас является подразделом QQ.

QQ выглядит как обычный мессенджер, QZone прячется на последней вкладке

В 2010 запускали отдельный QQ International — локализованную упрощённую версию без игр и IVAS, но с функцией автоматического перевода чатов для общения с китайскими пользователями. Несмотря на всю красоту идеи, заметного успеха она не имела.

Сейчас QQ позиционируется как развлекательный мессенджер. Аудитория до сих пор огромна, но падает: месячная активная аудитория — 806 млн у QQ (–6% за год) и 562 млн у QZone (–11% за год).

WeChat

Аналог WhatsApp: mobile-first мессенджер, привязанный к номеру телефона. Есть Moments — фотолента друзей. Реклама отображается только в ней, причём её крайне мало (только недавно увеличили лимит до двух показов одному пользователю в день), есть где наращивать выручку.

WeChat, кстати, доступна версия на английском

В отдельный раздел WeChat Wallet интегрировано около 15 online-to-offline сервисов: такси от Didi и байкшеринг от Mobike, бронирование ресторанов от Meituan, билеты в кино и так далее.

Ещё есть официальные аккаунты. Они бывают двух типов: subscription и service. Первые предназначены для получения новостей бренда и работают примерно как подписка на сообщество «ВКонтакте»: главные отличия — ограничение по количеству постов (один пост в день) и то, что сообщения от всех таких сообществ собираются в отдельную ленту.

Service-аккаунты — что-то вроде чат-ботов для различных сервисов: можно проверить баланс или задать вопрос мобильному оператору, зарегистрироваться на самолёт, встать в очередь на местных госуслугах и так далее. Такие профили отображаются вместе с обычными чатами, но отправлять свой спам могут не чаще четырех раз в месяц. Ещё есть enterprise-аккаунты, на которые, по замыслу, должны подписываться только сотрудники самих корпораций, но это не самый частый случай.

В начале 2017 года внутри WeChat запустили платформу мини-программ. В отличии от полноценных iOS и Android-приложений, для мини-программ установлено ограничение 2 МБ. Зато их не нужно устанавливать, а пользователь по умолчанию залогинен и может использовать платежи. По сути, мессенджер полноценно конкурирует с Android за то, чтобы быть экосистемой приложений. Последние объявленные числа: разработано 580 тысяч мини-программ, их совокупная дневная аудитория — 200 млн.

Запущенный в 2011 году, уже в 2015 году WeChat обогнал QQ по мобильной аудитории, а в 2016 году и по совокупной. Сейчас его месячная аудитория составляет более 1 млрд пользователей (на 11% больше, чем год назад). При этом общее число интернет-пользователей Китая 770 млн, то есть мессенджером пользуются и в соседних странах.

Платежи: WeChat Pay, QQ Wallet

В 2013 был запущен WeChat Wallet, в 2014 — QQ Wallet внутри соответствующих приложений.

Основная идея такая же, как у Apple Pay, проксирующего привязанную банковскую карту, но есть и свой внутренний баланс, пополняемый опять же с карты или переводами от друзей или родителей. Платить можно (1) контактам из списка друзей, (2) внутри поддерживающих приложений, как и у Apple Pay, и (3) в офлайне с помощью QR-кодов — нужно сосканировать код продавца или дать ему сосканировать свой, и после этого подтвердить транзакцию. Touch ID и Face ID поддерживаются, но и без них всё прекрасно работает по паролю.

Wallet внутри WeChat

Кроме ожидаемых функций, есть, например, совместные счета в групповых чатах с отслеживанием того, кто из участников не заплатил, а также Reward Code для сбора пожертвований или чаевых в офлайне. Говорят, хорошо зашла новогодняя акция: перевод друзьям можно было завернуть в виртуальный подарок — красный конверт, в котором китайцы традиционно дарят друг другу бумажные деньги, причём дарить можно было группе, а деньги случайно распределялись по людям.

Известно про 600 миллионов пользователей, платящих хотя бы раз в месяц, и 600 миллионов транзакций в день во всей системе. Основной конкурент — Alipay: сейчас на него приходится 53% переводов, а на Tencent — 40%, причём соотношение растёт в пользу Tencent. Естественно, конкуренция не могла обойтись без субсидий: кроме понижения комиссий, в феврале 2015 года за неделю оба раздали по сотне миллионов долларов деньгами и ещё по несколько сотен купонами.

Большой объём данных о платежах просто обязан был привести к выдаче кредитов и управлению финансами. Этим занимается запущенный в 2015 году WeBank. Он деконсолидирован, то есть его выручка и долги на балансе не ложатся на Tencent и не расстраивают инвесторов.

Игры

Tencent — крупнейшая игровая компания в мире. Оценка их игрового бизнеса больше, чем у Activision, Blizzard, EA или Ubisoft. Всего в портфолио 40 PC-игр и 100 мобильных; какие-то разрабатывают сами, какими-то просто оперируют (локализация, маркетинг, поддержка) в Китае за долю от выручки.

League of Legends, главная игра для PC, аналог DotA; покупать разработчика начали ещё в 2008 году

Кроме полной покупки Riot Games (League of Legends), владеют, например, 40% Epic Games (Fortnite, Unreal), 38% Supercell (Clash of Clans), по 5% Activision Blizzard c Ubisoft и 15% корейского разработчика PUBG.

Honor of Kings — самая популярная мобильная игра в Китае, мобильная DotA; разработана внутри Tencent

Главный канал распространения мобильных игр — свой лидирующий магазин Android-приложений (Google Play в Китае заблокирован). Кроме того, у Tencent доли с опционами до 51% в двух крупнейших игровых стримингах, аналогичных Twitch (Huya и Douyu) и ещё один свой: потенциально они тоже смогут помогать дистрибуции.

Медиасервисы

Tencent Video

Китайский аналог Netflix. Ноздря в ноздрю конкурирует с недавно вышедшим на IPO iQiyi от Baidu, Youku Tudou из портфеля Alibaba от них немного отстаёт. У всех трёх проектов примерно похожая история: они начинались как аналоги заблокированного в стране YouTube, то есть социальная сеть с видеоконтентом от пользователей.

Со временем начали добавлять сериалы, доступные только платящим подписчикам: у Tencent Video, например, эксклюзив с HBO — китайцы тоже любят «Игру Престолов». Ну и, конечно, от производства оригинального контента никуда не деться.

Обратите внимание, это мини-программа Tencent Video для WeChat

Зарабатывают на подписках платящих пользователей и рекламе неплатящим. Подписка дешёвая, порядка $3 в месяц, в конце года было 56 млн подписчиков. Есть оценка выручки — $2,7 млрд с ростом 75%. Но, конечно, все сервисы глубоко убыточны: отчисления правообладателям контента и расходы на производство своего съедают всю выручку, а конкуренция не даёт повышать цену.

Отдельно здесь же можно отметить Tencent Now — неигровой live streaming, зарабатывающий на подарках, вроде нашего VK Live. Впрочем, этот сервис заметно отстаёт от лидеров, включая Inke, в котором у Tencent 1%.

Tencent Music Entertainment

Отдельная компания, оперирующая тремя приложениями, похожими на нашу «Музыку ВКонтакте»: QQ Music, Kugou, Kuwo. Вместе они занимают 78% рынка. Еще 16% приходится на NetEase Cloud Music, лицензирующего права у самого China Music Corporation. Все музыкальные сервисы пока зарабатывают в основном на рекламе, а не на подписках. Ну и в сами приложения, как и положено в Китае, напиханы социальная сеть, live streaming, короткие видео и даже знакомства.

Собираются на IPO, ходят слухи про оценку $30 млрд. Кстати, владеют 7,5% Spotify, а Spotify — 9% TME.

China Literature

Позволяет читать электронные книги с оплатой за месяц или по главам. Бизнес-модель — пересечение модели LitRes, продающего чужие книги, и самиздата: из 10 млн работ только 140 тысяч лицензированы у издательств, все остальное — авторы, зарегистрировавшиеся на платформе и публикующиеся прямо на ней.

Понятно, что соотношение опубликованных и читаемых, а тем более покупаемых книг должно сильно отличаться в пользу лицензируемых, но в инвесторских отчётах именно самиздат преподносится как основа бизнеса. Соответственно, есть редакционная команда, большинство популярных авторов подписывают на эксклюзив, а на основе интеллектуальной собственности снимаются фильмы и разрабатываются игры с соответствующими роялти.

С точки зрения пользователя, China Literature состоит из девяти отдельных, не связанных друг с другом сайтов и приложений. Какие-то действительно отличаются фокусом (направлены на подростков или, например, работающих матерей), а с какими-то получилось исторически — компания образовывалась в результате слияний и поглощений. Помимо этих продуктов, читать и покупать книги можно прямо в мессенджерах и браузере Tencent.

QQ Reading, одно из приложений China Literature; обсуждать отдельные моменты книги можно прямо в нём

Полгода назад вывели всю конструкцию на IPO, текущая капитализация — $8,7 млрд, причем выручка растет на 60%, а компания прибыльна.

Short Videos & Newsfeed

Также у Tencent есть два приложения с новостными лентами: QQ News и Tiantian Kuaibao. Принцип формирования такой же, как в «Яндекс.Дзене» — на основе машинного обучения, а не подписок. В первом контент чуть больше похож на нормальные новости, второй — скорее таблоид с развлекательными статьями. Конечно, аналогичная лента есть в браузере, как и у «Яндекса». Наверное, стоит отметить, что QQ News по аудитории (но не по потраченному времени) обгоняет даже Toutiao.

QQ News, отдельная вкладка для видео

Также, несмотря на значительные инвестиции в Kwai, развивают свое аналогичное приложение WeiShi — умную ленту с короткими видео от пользователей вместо статей.

Другое

Помимо этих проектов, Tencent владеет IaaS-сервисами (похожие на Amazon Web Services или AliCloud), вторым по популярности браузером после UCWeb, почтой и порталом вроде Mail.Ru. Ещё есть популярные десктопные и мобильные наборы утилит для очистки места, оптимизации реестра и так далее: на них не зарабатывают, но всё равно могут себе позволить не закрывать.

Инвестиции

Очень многие направления, особенно те, что генерируют убытки, Tencent предпочитает не развивать внутри: вместо этого компания покупает 5%-25% бизнеса.

Так, например, получилось с направлением eсommerce: c 2006 года они развивали различные проекты сами, но постоянно проигрывали Alibaba. В итоге передали все активы в рамках сделки с самым успешным конкурентом — JD.

При такой структуре Tencent не консолидирует бизнес и не учитывает их выручку и EBITDA в своей отчётности. Это отдельные компании, заслуживающие отдельных статей, поэтому пока просто перечислю основных игроков «команды Tencent»:

  • eсommerce: JD, Vip.com (аналог KupiVip), Younghui SuperSpecies (сеть офлайн-супермаркетов);
  • Local services: Meituan (смесь Delivery Club и Groupon), 58.com («Юла»), Lianjia (агентство недвижимости вроде RedFin);
  • Media&Social: Maoyan (билеты в кино), Kwai (короткие видео), Douyu и Huya (игровые видеостриминги), Sogou (поисковик), Zhihu («Ответы Mail.Ru»);
  • Transportation: Didi (такси), BitAuto (автоклассифайд), Mobike (байкшеринг);
  • Health: WeDoctor (запись ко врачам и телемедицина).

***

Я также веду колонку о самых важных инвестиционных новостях Китая, подписывайтесь в Facebook или «ВКонтакте».

{ "author_name": "Андрей Молчанов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 23, "likes": 41, "favorites": 51, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 41767, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 20 Jul 2018 11:06:00 +0300", "is_special": false }
0
23 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Спасибо за материал

10

Комментарий удален

Либо у вас есть деньги для выхода на рынок, либо у вас нет денег для выхода на рынок. Можно мне тоже "заместителя директора по стратегии и анализу"?

0

Поразила капитализация в 30 EBITDA. Недавно я читал пост какого-то чувака, брокера по продаже интернет бизнесов в России. Он пишет, что в России интернет проекты готовы купить только за 10 месячную прибыль (т.е. существенно меньше 1 EBITDA)

1

Amazon торгуется с мультом EV/EBITDA больше 50.

Для тех темпов роста, которые показывает Tencent, мультипликатор в 30 не выглядит чем-то совсем не адекватным.

Позиция "чувака-брокера" валидна только для мини-проектов вроде очередного интернет-магазина.

6

Под интернет-проектами подразумеваются статейники, зарабатывающие на продаже ссылок и на адсенсе/рся? Тогда да - их продают за 10 месячнцю прибыль.

А нормальные сервисы для людей оценивают дороже и по другим алгоритмам. Tencent - разноплановый гигант, его нельзя впихнуть в рамки "капитализация компании = N лет месячного дохода".

0

В России никто ничего не покупает!!! Даже за месячную прибыль невозможно будет продать!

0

В азиатских компаниях хорошо развита диверсификация прибыли. Компании стараются занять как можно больше ниш, чтоб не зависеть от одного направления дохода

1

ну да, на западе ведь все иначе - у гугла вон только поиск и все, и совсем-совсем нет других сфер деятельности

0

Всё просто, у гугла 90% дохода - реклама, для которой они покупают разные сайты проде YT и прочего, один закон ограничивающий рекламу и акции корпорации полетят на дно.
Возьмем примером тенцент, у них идет доход от продажи игр (свой стим), разработка мобильных игр, акции игровых компаний, облако, розничные магазины, финансовые услуги, переводы, кредитование, электронная коммерция, аренда такси и других средств передвижения, платные услуги и комиссии на сайтах с бесплатными объявлениями.

5

спасибо за график, добавлю его в свою коллекцию - я да же не думал что бизнес инсайдер может ТАК манипулировать своими читателями

в этом графике все перемешалось, но особенно заметно это в случае с майкрасофт - задайте себе вопрос этот график он про типы источников дохода или про сервисы которые эти доходы генерирует? почему-то у майкрасофт все поделено на сферы деятельности, а у гугла (алфавита) показывают тип источника дохода - если бы график не манипулировал зрителем то у майкрасофт все было бы поделено не на сферы деятельности компании, а было бы как-то так: "доходы от продажи софта", "доходы от подписки на софт" и тд, то есть виндоуза и оффиса не было бы, а на их месте были бы доходы от их продажи. Гугл же получает прибыль от рекламы не абстрактно, а из разных источников - со сторонних сайтов, из поиска, из рекламы в гугл плей и тд но у гугла все это смешано в одну кучу, а у майкрасфта почему-то нет.

1

Но у гугла 1 канал дохода - продажа рекламы.
Есть аналогичный график и у более популярной компании. https://www.statista.com/statistics/266471/distribution-of-googles-revenues-by-source/
70% доходов гугла генерируют их сайты, а не сторонние.
Год назад был яркий пример манипуляций гуглом:
"Корпорация Alphabet (она же Google) всего за несколько дней потеряла в капитализации более $35 млрд из-за того, что ряд крупных рекламодателей заявили, что временно прекращают сотрудничество с видеосервисом YouTube."

0

реклама это тип дохода, если гуглу принадлежит гугл плей, и в приложениях гугл плей размещают рекламу гугла, то доход гуглу приносит реклама или гугл плей? ответ - смотря как на это смотреть. Почему-то в этом графике на гугл смотрят с точки зрения типа дохода, а на майкрасофт с точки зрения сферы деятельности, хотя, в таком случае, график майкрасофта должен состоять из дохода от продажи и подписок на софт

1

Потому что майкрософт проживет без любого из этих подразделений, а гугл не зарабатывает ни на чем, кроме своей рекламной сети.
Вот реализуют и запустят то, о чем говорили в 15 году "Европейские мобильные операторы хотят блокировать онлайн-рекламу с помощью специального ПО." Google сразу станет убыточной компанией.

У компании А есть завод и два варианта развития:
1. Выпускать 100 единиц продукции, которые будет брать один покупатель и судьба предприятия будет зависеть от него.
2. Выпускать те же 100 единиц продукции, но продавать их 5 разным покупателям.
В какой ситуации риски выше?

Была недавно ситуация с Imagination Technologies... Компания развивалась, акции росли, был один крупный клиент Apple, они обеспечивали все устройства Apple графикой. В один прекрасный день Apple заявили "отказываемся от сотрудничества", в тот же день Imagination Technologies упали почти на 70 %, компания продала половину подразделений китайцам, чтоб хоть как-то выжить.

1

вы говорите о рисках, а я о том что график неправильно построен - если бы этот график назывался "риски из-за рекламных доходов" или "рекламные доходы в крупных ит компаниях" - то я бы вообще ничего не сказал, но график называется "источники доходов" - а значит он должен объективно показывать эти источники, а не показывать у одной компании один тип данных, а у другой - другие

а на счет рисков - бизнес гугла это не реклама, а данные

0

Можно еще поспорить, но сам гугл в своём официальном отчете для инвесторов указывает данные, которые и были использованы для графика. Можете написать их финансистам письмо, что они в корне неверно смотрят на источники дохода корпорации, если есть сомнения.
Последний финансовый отчет гугла с теми же 2 источниками дохода "Реклама и другое".
https://abc.xyz/investor/news/earnings/2017/Q2_alphabet_earnings/
https://abc.xyz/investor/pdf/2018Q1_alphabet_earnings_release.pdf

1

Вопрос не в том что какая-то из компаний сделала свой отчет не правильно, вопрос в том что на графике эти отчеты показаны вместе, что бы их сравнить - но сравнивать там нечего ибо они показывают разную инфу. Их невозможно сравнивать - но это создает иллюзию что якобы можно.

0

Простыми словами, по вашему мнению, корпорации как майкрософт и гугл не знают, как делать финансовые отчеты и как правильно указывать свои направления и источники доходов?

0

они делают свои отчеты по разному, и тупо в лоб их, по этому, нельзя сравнивать - а бизнес инсайдер именно это и делает

2

Кстати, да. Было бы неплохо подобную инфографику про Tencent.

0

Вот и по тенценту.

1

Правда в Китае полу-капитализмо-комунизм. Население в 10 раз больше РФ. И нет никаких проблем заставить население пользоваться только твоими сервисами. Хотя по дизайну, качеству и функциональности они могут быть из середины 2000х. Web всё стерпит, мобильные игры тоже. Новостные порталы тоже. Были бы люди и законы, заставляющие пользоваться только твоими сервисами - а там и результат будет.

0

А зачем отдавать эти сферы и рабочие места другим странам? У них ИТ отрасль дает работу миллионам людей внутри страны. В Корее доминируют местные сервисы (Lime, Naver), в Японии так же, свои сервисы пользуются большой популярностью (Viber, NicoNico, Rakuten).

0

Очень понравились ограничения по спаму для services и subscriptions

0
Читать все 23 комментария
Как мы запустили MVP, получили первые продажи за 1,5 месяца и сэкономили 1 млн рублей

Рассказываем, как команда Minisol за 1,5 месяца помогла клиенту превратить идею в перспективный стартап и сколько стоил каждый этап.

«Ситидрайв» выставил штраф в семь тысяч за свой поломанный Smart

Люблю каршеринг всей душой, даже если дорого и даже если Smart. История такая: в пт (15.10.21) вечером арендовала у «Ситидрайва» на сутки Smart м267но799 (других авто рядом не было), чтобы съездить в Конаково к бабушке.

Дефицит цифровых кадров в России и их подготовка

Весь мир переходит в цифровую среду. Пока в ежегодном глобальном рейтинге конкурентоспособности Россия занимает 43-е место, но задерживаться на нем не намерена. Для этого правительство запустило программу «Цифровая экономика РФ», которая будет поддерживать цифровую экономику в стране и подготовку необходимых кадров.

«Российский рынок акций был и остаётся одним из самых привлекательных в мире»

Виталий Исаков, директор по инвестициям УК «Открытие» («Открытие Инвестиции»).

IKEA не может доставить оплаченный товар

Обожаю товары из IKEA. Простые, стильные, иногда дешевые. Но вот с её доставкой у меня не заладилось c самого начала. Пользовался ей раза три и каждый раз проблема. То не довезут позицию, то перенесут. Но в этот раз всё зашло слишком далеко.

11 лучших PFP NFT

https://t.me/JoyCryptoNfts

Прокрастинация: как перестать откладывать на потом и 4 способа которые мне помогли

Каждый раз, когда я начинаю думать о сложной или неприятной задаче, я чувствую внутреннее сопротивление. Например, когда нужно практиковать английский, писать сценарий или работать над сложным проектом.

Netflix оценил выгоду от «Игры в кальмара» почти в $900 млн Статьи редакции

В 40 раз больше суммы, которую онлайн-кинотеатр заплатил за сериал.

Объявлены победители Finlanding
Будущее наступит во вторник на OneRetailConf
«Spotify: История продукта». Как мы разработали алгоритмы музыкальных рекомендаций

Из онлайн-библиотеки — в сервис персонализированных рекомендаций.

null