Я был очень молод и только начинал работать в консалтинге, когда одна компания обратилась ко мне за помощью с решением проблемы на одном из своих заводов. И я отправился на встречу с руководителем предприятия. Завод — это вовсе не игрушка, и я знал, что могут возникнуть трудности.
Завод производил тяжелые стальные бамперы для грузовиков, и главным узким местом был сварочный участок. Завод был завален заказами, и они работали на полную мощность круглосуточно семь дней в неделю. Места в цеху уже не хватало, и у них были планы расширить здание, добавить еще 3 сварочных участка (к трем имеющимся) и тем самым удвоить текущие мощности.
Руководитель предприятия сразу сообщил мне, что они достигли 93% эффективности на участке сварки, намекая мне, что этот показатель мне уже ни за что не улучшить. Но мой опыт показывал, что на любом заводе всегда можно высвободить по крайней мере еще 25% мощностей. Кроме того, я был молод и достаточно нахален, чтобы без предварительного изучения ситуации сказать этому ветерану с 30-летним производственным опытом, что для его завода эта цифра также справедлива. Он, должно быть, подумал, что у меня совсем плохо с математикой. И потому еще раз повторил, что они уже достигли 93% эффективности, и, таким образом, ни о каких 25% речь идти не может.
Я нисколько не смутился и, наконец, убедил его показать мне сварочный участок. Каждый раз, когда я собираюсь посетить производство, я пытаюсь представить в уме простую картинку: на что похож результат их работы. Другими словами, что я ожидаю увидеть, если работа действительно близка к своей максимально возможной производительности. Поскольку я абсолютно не технарь, картинкой, которую я себе представил, пока мы шли по цеху, был «синий свет».
Я был вполне уверен, что если сварочная горелка не включена и не излучает причудливый синий свет, значит, сварщики ничего не делают. Таким образом, я решил для начала засечь, сколько времени горит синий свет на каждой из трех сварочных станций. (Да я знаю, что это еще не индикатор оптимальной производительности, но как вы увидите, это был отличный способ в данном случае).
Добравшись до сварочного участка, мы в течение нескольких минут просто молча наблюдали. Первое, что я увидел, был один из сварщиков, который выключил свою горелку, снял маску и отправился к своему напарнику на соседний стенд. Он дождался, пока его заметят; второй сварщик также погасил дугу и снял свою маску. Вместе они вернулись на стенд первого парня, сняли тяжелый готовый бампер со сварочного стола, уложили его на тележку и поместили очередную заготовку бампера на сварочный стол. Затем второй сварщик вернулся на свой стенд.
После этого я наблюдал, как первый сварщик начал снимать защитное пластмассовое покрытие с бампера в местах, которые он должен был сваривать. И это заняло у него довольно много времени. Затем он собрал все нужные детали, зафиксировал их на бампере, взял свою горелку и варил не больше 30 секунд, после чего бампер был готов. Я посмотрел на часы. Мы были на стенде почти 5 минут, из которых он варил всего 30 секунд.