Как я перестал бояться и полюбил стратегический консалтинг

Автор Telegram-канала «Большая Русская Тройка» и стратегический консультант консалтинговой компании — о зарплатах, нагрузках и мифах о своей работе.

Материал подготовлен совместно с авторами каналов о карьере Your Career и Your Job.

Работа в стратегическом консалтинге в России слишком мистифицирована. Сюда стремятся выпускники экономических факультетов, о работе здесь ходят различные небылицы. Нередко это приводит к тому, что люди идут сюда с совершенно другими ожиданиями. Я решил развеять часть мифов и объяснить своё видение этой индустрии.

Дисклеймер: мнение сугубо оценочное, а мой опыт в консалтинге не позволяет делать далеко идущих выводов. Тем не менее оно может показаться вам интересным.

  • «Большая тройка» — название трёх крупнейших международных консалтинговых компаний: McKinsey, BCG, Bain.
  • Второй эшелон — чуть менее известные и крупные, но всё же международные компании: ATKearney, Roland Berger, Oliver Wyman (ещё есть российская консалтинговая компания — Strategy Partners).

Впервые о консалтинге я узнал на первом курсе. Я не учился на целевом факультете, тем более не думал связывать свою жизнь с корпорациями. И поэтому сначала даже не понял, о чём идёт речь, когда моя подруга с экономического факультета стала мне рассказывать про какую-то «большую тройку».

На мой вопрошающий взгляд она ответила что-то в духе: «Ты не знаешь про McKinsey? Да у нас же каждый первый мечтает туда попасть». Я подумал, что «ну и дураки», и забыл об этом разговоре.

Такая популярность консалтинга среди студентов вызвана (помимо действительно интересной работы и достойной зарплаты сразу после университета) хорошей рекламной кампанией фирм «большой тройки» на целевых факультетах.

Начиная с сентября, в РЭШ, МФТИ, ВШМ, на экономфаке ВШЭ, МГУ и МГИМО приходят консалтинговые компании и по нескольку раз в месяц рассказывают о том, как круто работать в стратегическом консалтинге: о поездках на шахты Сибири или в Лондон, презентациях перед гендиректором или советом директоров, а также о выпускниках фирмы, которые сейчас уже высоко забрались.

Компании приводят с собой недавних студентов, которые восторженно рассказывают, как изменилась их жизнь. И что даже с 16-часовым рабочем днём можно выжить — ведь нам из [university_name] это уж точно под силу. Это подкупает. Никто больше в России так систематически не работает со студентами. Неудивительно, что итоговый конкурс на начальные позиции среди выпускников университетов составляет около 200 человек на место.

К консалтинговому хайп-трейну добавляют пиара также десятки кейс-чемпионатов, которые проходят каждый год. Все они сулят прохождение отбора в компании «большой тройки» или второго эшелона без скрининга резюме или прохождения теста.

Их рекламные плакаты обещают карьеру «от студента до генерального директора», которая начнётся именно с этого кейс-чемпионата. Определённая правда в этом есть: эти чемпионаты позволяют понять, понравится ли тебе работа в консалтинге. А если ещё и выиграешь — то фирмы тебя точно заметят. Но не стоит их переоценивать, подготовиться к отбору они не помогают.

Поэтому даже не являясь ЦА консалтинговых компаний, я постоянно слышал о консалтинге на протяжении всего своего обучения: в него хотели попасть и усердно готовились мои знакомые, там уже работали мои друзья, однокурсники светились на кейс-чемпионатах. К последнему курсу я сдался и решил проверить на себе, что же это такое.

Попасть в консалтинг намного сложнее, чем захотеть это сделать. Входящая воронка на начальные позиции — больше 2000 человек за одну полугодовую кампанию отбора. При этом после скрининга резюме, теста на логику и математику и трёх-четырёх собеседований («интервью») остаётся всего 5-10 человек. Они и получают оффер.

Сложность прохождения отбора создала отдельную систему подготовки к «поступлению» в фирмы «большой тройки». Существует множество статей и гайдов по тому, какие книги читать для подготовки к интервью, как правильно писать сопроводительное письмо, как правильно решать кейсы на интервью и как не завалить остальные этапы отбора.

Почти во всех университетах столицы есть свой кейс-клуб, где студенты могут найти партнёров для подготовки к интервью. Существуют отдельные закрытые чаты и группы для тех, кто готовится к отбору в консалтинг. Все условия, в общем.

Само же создание системы подготовки, появление шаблонов и большой конкурс очень сильно подняли планку успешного прохождения отбора в «большую тройку». Ещё шесть-семь лет назад реально было попасть в стратегический консалтинг, вообще не готовясь.

Сейчас же на это надо потратить от 100 до 300 часов своего времени. Поэтому вокруг процесса подготовки уже несколько лет существуют платные курсы и личные тренеры, которые помогают подготовиться к отбору. Очень часто это сами консультанты или бывшие консультанты.

Всё вышеперечисленное сакрализует работу в консалтинге. Работа в «большой тройке» обрастает множеством мифов и неверных ожиданий, которым поддаются студенты лучших университетов страны. Поддался им и я. Попробую рассказать о тех мифах и неверных ожиданиях, которые могут роиться в голове у подающегося в консалтинг.

Мифы

1. В консалтинге много платят. И да и нет.

В консалтинге платят неплохо для недавнего выпускника вуза. Сразу после бакалавриата или магистратуры ты приходишь на зарплату в 100-120 тысяч рублей с годовым бонусом 10-20%. Это действительно неплохо.

Но есть один нюанс: ты работаешь 65-80 часов в неделю. То есть на начальной позиции твоя зарплата составляет примерно 400-650 рублей в час. Не так уж и много выходит. Забавно, что при этом час твоей работы для клиента стоит около 9-10 тысяч рублей. Капитализм as is.

Через пять лет успешной карьеры можно дорасти до менеджера и получать уже около 500-600 тысяч рублей и бонус. При этом работы становится ещё больше, да и не все доживают.

После 10-15 лет в фирме совсем единицы дорастают до партнёров и зарабатывают уже около 3-5 млн рублей в месяц. Работают партнёры, конечно же, не меньше.

В общем, в консалтинге хорошая зарплата в среднем по рынку. Но если вы занимаетесь чем-то ради больших денег — вам не сюда. Куда больше можно заработать в собственном бизнесе.

2. Работа в стратегическом консалтинге — прямой путь в генеральные директоры крупной компании.

Раньше в России это было так. Но сейчас рынок куда более взрослый. В среднем около 2% выпускников фирм «большой тройки» становятся генеральными директорами крупных компаний. Ведь чаще всего это просто очень способные исполнители.

Возможности перехода из консалтинга в другие сферы действительно хороши. Обычно это переход на зарплату в несколько раз выше при меньших рабочих часах. В среднем такие опции начинают появляться через два-три года работы (тогда-то многие и отваливаются). Будущие работодатели ценят высокий интеллект и работоспособность бывших консультантов. Поэтому даже пара лет работы в фирме — сильный сигнал для рекрутера.

3. Уже на начальном уровне консультанты работают с топами в компаниях.

Это только отчасти правда. Консультантов действительно нанимают обычно гендиректора или собственники бизнеса, и все ключевые презентации проходят с их участием. Но эти презентации проходят обычно раз-два в месяц (и слава богу).

При этом роль консультанта-новичка обычно не выходит за рамки чего-то в духе «рассказать два слайда». В очень редких случаях команда консультантов работает со старшим клиентом каждый день. Чаще всего мы работаем с такими же молодыми и шутливыми.

4. Консультанты ни на что не влияют и не приносят пользы — только красивые слайды.

Один из самых распространённых мифов. В нём есть доля правды, но в целом это не так. Часто то, что мы делаем, отправляется в мусорную корзину. Более того, есть целые проекты, цель которых — подготовить слайды в стол. На таких проектах работать тяжело, так как ты с самого начала понимаешь всю бессмысленность твоего 12-16-часового рабочего дня.

К счастью, таких проектов немного. Рассказы ваших друзей о консультантах, которые сделали бесполезную презентацию и вообще «ну тупые», — скорее исключение, нежели правило. Чаще всего мы делаем вещи, которые полностью меняют бизнес-модель или создают стратегию чего-то совершенно нового.

В конце концов, если бы это всё было бесполезно — клиенты не платили бы систематически такие деньги за «ещё одну презентацию». Есть клиенты, которые уже более десяти лет постоянно нанимают одну и ту же фирму.

5. Консультанты постоянно работают по ночам и выходным.

К счастью, это не так. Такие случаи бывают, но это воспринимается как исключение, а не правило. Я в среднем работаю 65-70 часов в неделю с двумя выходными. Пока у меня ни разу не было ночной работы (хотя на нынешнем проекте будет), и я всего два раза работал в выходные. Несмотря на неплохое среднее значение, лучше всего о непредсказуемости моих часов говорит график ниже.

Распределение часов работы (частота)
Распределение часов работы (частота)

Часы очень сильно зависят от менеджера, проекта и твоего умения отбиваться от тупых задач. В 95% случаев диапазон попадания примерно таков: 50-90 часов в неделю.

6. Консультанты делают только таблицы и презентации.

Это тоже не совсем так. Очень много времени занимает общение, выбивание информации из клиента, планирование и разработка гипотез. В последнее время сюда иногда добавляется продвинутый анализ данных, кодинг и этнографические интервью. Работа разнообразная и интересная. И с каждым годом всё интереснее.

7. Работу в консалтинге невозможно ни с чем совмещать.

Я совмещаю с каналом и другим моим проектом. Знакомая менеджер ведёт параллельно стартап, а коллега ещё и учится в магистратуре. Всё возможно, если меньше отдыхать.

8. Консалтинг умирает, скоро аналитики больших данных или крауд-платформы нас всех съедят.

Это совсем неверно. Во-первых, консалтинг — это человеческий бизнес. Здесь всё завязано на личных отношениях клиента и партнёра. Эти отношения нужно уметь и строить, и поддерживать. Это сложно сделать через сайт или силами одних аналитиков данных (с их языка на бизнес-перещёлк всё равно нужны переводчики).

Во-вторых, уже сейчас компании «большой тройки» меняются и покупают отдельные компании по обработке больших данных. «Большая тройка» и стратегический консалтинг не умрут — они просто трансформируются.

9. Наконец, последний миф: в консалтинг можно только с экономическим или техническим образованием.

Хотя людей с таким бэкграундом больше всего, у нас есть бывшие журналисты, философы, музыканты и хирурги. Некоторые из них даже партнёры. Главное — чтобы человек умел структурно мыслить, дружил с данными и ладил с людьми.

Все эти мифы появляются из-за недостатка информации изнутри. Попробую коротко расписать те плюсы и минусы работы тут, которые я вижу.

Материальные плюсы

Помимо хорошей зарплаты, тебя всем обеспечивают. Во-первых, тебе выдают всё нужное для работы: iPhone с почти безлимитными звонками и интернетом, ноутбук, сумку, все необходимые шнуры и аксессуары. Я даже зашифрованную флешку себе взял.

Во-вторых, компания старается сделать так, чтобы ты как можно меньше отвлекался на нерабочие вещи. Это просто неэффективно, учитывая стоимость часа твоей работы. Поэтому у тебя есть ДМС, в офис приходит врач, работает химчистка, и домой ты ездишь только на такси.

Помимо всего этого, есть множество поддерживающих функций в фирме: от бронирования билетов и отправки документов до отрисовки слайдов по красоте. А всё потому, что время сотрудников, делающих это, дешевле твоего.

В-третьих, утка, несущая золотые яйца, должна быть здорова и умна. Поэтому есть бесплатный спортзал, а в шкафах хранится стратегический запас фруктов, завтраков и кофе. Поэтому же раз в полгода тебя отправляют на тренинги в Европу, где можно ещё передохнуть и завести друзей.

Наконец, из-за того, что консультанты почти что живут в офисе, у нас раз-два в месяц проводятся вечеринки с блэкджеком и алкоголем. Раз в год — выезд, где все обычно ужираются в течение трёх дней где-нибудь в тёплой стране. А совсем недавно мы всем офисом смотрели чемпионат мира. Даже пиво закупили под это дело.

В общем, компаниям «большой тройки» таки удалось построить коммунизм в отдельно взятой фирме.

Нематериальные плюсы

Самый главный плюс — это люди. Концентрация амбициозных, талантливых и работоспособных людей здесь сильно выше среднего. При этом почти каждый имеет нестандартный бэкграунд: от диджейского прошлого до собственного ресторана. Почти каждый в чём-то лучше тебя.

Смотря на этих людей, ты быстро учишься. Очень быстро. За три недели я прошёл от «как открыть PowerPoint» до создания небольшой сюжетной линии (любые слайды, которые мы делаем, должны складываться в историю). То же самое и со всем остальным. Консалтинг приучает быть лаконичным и чётко излагать свои мысли, быстро работать и искать лазейки. Рисовать слайды, в конце концов. А если ты не учишься — ты вылетаешь.

Плюсом для меня является разнообразие проектов. Сегодня ты продумываешь виды дебетовых карт для банка, а завтра разрабатываешь систему энергообеспечения в правительстве одной из соседних республик. Первые годы работы заскучать тут трудно. Такой стиль работы особенно крут, если не знаешь, что делать дальше со своей карьерой.

Кроме того, условно нематериальным плюсом является рост твоей стоимости на рынке труда. С самого моего выхода мне начали звонить отделы стратегии крупных и не очень компаний. Когда минусы перевесят для меня плюсы — обязательно им отвечу.

Материальные минусы

Их немного. Это траты на новые костюмы и рубашки и возможные проблемы со здоровьем. При этом проблем со здоровьем несложно избежать, если стараться не убивать себя и спать не меньше четырёх-шести часов в день. Это возможно, если ты сам этого хочешь.

А также не есть бесконечные печеньки в офисе и ходить в зал — и тогда «правило пяти» для тебя не сработает (что якобы за первый год настоящий консультант должен набрать пять килограммов).

Нематериальные минусы

Самый главный минус — количество часов, которые ты работаешь. Причём часто даже тогда, когда это совсем неэффективно и не нужно. Когда нужно доделать пять слайдов в приложении, на которые клиент всё равно не посмотрит к утру, — а ты сидишь и всё равно делаешь их. Потому что ты трудоголик и перфекционист (как и все вокруг). На этом всё тут и строится, а не на формальном контроле со стороны руководства.

С этим пытаются бороться через еженедельную оценку того, как тебе работается на проекте, кажется ли тебе, что команда приносит пользу клиенту и сколько часов ты сидишь в офисе. Раз в неделю общая статистика вывешивается на всеобщее обозрение. Все знают, куда идти не надо. Не всегда, правда, это помогает решить проблемы твоего проекта — чаще это просто повод для сплетен с коллегами.

Эмоциональному и физическому напряжению способствует и система up or out. Её смысл: либо тебя повышают, либо ты уходишь. А тебя повышают, только если ты развиваешься. Развиваешься ты или нет, оценивают твои руководители и ментор, которые ставят тебе оценку. Плохо выучил уроки — тебя выгоняют из класса. Поэтому ты постоянно пытаешься прыгнуть выше головы. Это сложный и интересный ритм, который не все выдерживают.

В результате после двух-трёх лет работы в консалтинге у большинства отмирает любая внешняя активность. Только работа и отблески личной жизни по выходным. Очень немногим удаётся совмещать, о чём я писал выше. Тут главное — иметь желание не бросать другие проекты и уделять время общению с дорогими тебе людьми.

В целом пока для меня плюсы работы в консалтинге перевешивают минусы. Я считаю, что по соотношению вознаграждение-риск это одно из самых выгодных предложений на рынке. Консалтинг — это работа по найму в её максимальном развитии: ты полностью отдаёшь себя, а за это получаешь хорошие условия и личностный рост.

Даже год жизни в таких условиях оставляет на тебе след консультанта. Именно поэтому процесс увольнения отсюда является максимально мягким. Тебе ищут новую работу и стараются не портить отношения. Фирма уверена в том, что ты ей ещё пригодишься. Консультанты бывшими не бывают.

От команды Your Career и Your Job: если вам интересна тема стратегического консалтинга, почитайте другие наши материалы на тему.

  • Рубрика «Офисное гетто» об одной из компаний «большой тройки» — BCG. Из текста вы узнаете об устройстве офиса BCG, рабочем климате и корпоративной культуре, прохождении отбора, перспективах роста и многом другом.
  • Интервью с другим нашим знакомым анонимным консультантом из «большой тройки».
1616
16 комментариев

«При этом проблем со здоровьем несложно избежать, если стараться не убивать себя и спать не меньше четырёх-шести часов в день. Это возможно, если ты сам этого хочешь»

Как это у людей получается? Если я сплю меньше 8 часов или не попадаю в режим, от меня пользы меньше чем от тумбы

10
Ответить
Комментарий удалён модератором
Комментарий удалён модератором

ну они нагоняют толпу консов, продают их за хорошие прайсы, те приходят часами высасывают всю инфу из менеджеров, потом вместе с ними сидят рисуют, даже дают формочку и рамочку для заполнениея, расчетов, им считают, им пишут, корректируют, когда приходит час икс, подают руководству мол самостоятельно все, ваши ребята даже репу не чесали...добавляют пару слов на английском в обычную реплику с умным видом, попивая кофе...хз это у них культ какой, руки трясутся, глаза бегают, и все по сути.
В общем лишь бы продать, а там разберемся, видел я этих консов, мозгов к мышлению только у единиц, остальные тупо роботы пользующиеся заготовками старожилов, и так круг за кругом они больше тупеют.
Сталкивался с тремя группами представителей из большой четверки, разносил всех их senior'ов(уровень среднячка, и около вышки), в две отказался идти, вариант - если ты молод, тогда иди, если ты уже бывалый спец..можешь быстрее и дороже вырасти...чаще перегоняешь, а потом они тебя хантят, под конкретные проекты)

1
Ответить

Я уважаю этих людей. Они монстры работоспособности! Но: а) они консультанты, что подразумевает меньшую осведомленность о бизнесе, который они пытаются чему-то научить, б) статья выглядит заказной и рекламной, что тоже заставляет задуматься и, с) техно прогресс очень ударит по ним, просто загуглите на английском.

4
Ответить

А можете подробнее про технопрогресс?

Ответить

Как можно более восьми часов беспрерывно и продуктивно работать? Именно работать на полную производительность.

2
Ответить