Масштабная трансформация
Сбербанка в прямом эфире
LIVE
Офтоп
Egor Zolotukhin
6200

Плюсы и минусы русскоязычного Google Assistant на примере m-commerce приложения «Петрович»

Разбор возможностей нового голосового помощника.

В закладки

В конце июля в московском офисе Google прошёл закрытый хакатон, приуроченный к запуску Assistant на русском языке. Мы (Heads and Hands) в качестве партнёров присутствовали на мероприятии и одни из первых смогли применить его возможности на проекте «Петрович». Было интересно, как голосовой помощник справится с ассортиментом в более 17 тысяч строительных товаров в 22 каталогах.

Мы решили выполнить через голосовой интерфейс основные функции приложения, такие как: «сделать заказ», «оформить заказ», «узнать статус заказа», «поиск ближайшего магазина» и «строительный калькулятор».

«Окей, Google! Хочу поговорить с Петровичем!» — с такой фразы начинается взаимодействие с сервисом

Сделать заказ

Прежде чем сделать заказ, нужно найти интересующий товар. Здесь мы столкнулись с первыми сложностями. Если мы точно знаем, что ищем, например «Евроцемент М500», то такой простой и конкретный товар найдётся быстро. Как только мы начинаем делать обобщённые запросы, например, «нужен цемент», Google Assistant начинает задавать дополнительные вопросы, которые должен предусмотреть разработчик.

Если эти вопросы и сценарии не были проработаны, то голосовой помощник заходит в тупик и выдаёт множественные результаты поиска в графическом интерфейсе (так называемая «Карусель»), что уже выбивается из общей концепции и не так удобно.

Проработать все сценарии для всех категорий и подкатегорий товаров (особенно когда в ассортименте более 17 тысяч наименований) — это трудоёмкий и дорогостоящий процесс, не всегда оправданный с финансовой точки зрения. Также есть категории товаров, которые нужно видеть перед покупкой. Например, отделочные материалы: обои или плитка. В этом случае полностью заменить графический интерфейс в пользу голосового помощника невозможно.

Оформить заказ

А вот оформить заказ через голосовой интерфейс оказалось значительно удобнее и естественнее, чем через графический. Мы проработали сценарий быстрого оформления без регистрации. Голосом диктуем свои данные: имя, фамилию, адрес доставки и контактный телефон. Google Assistant быстро отрабатывает такие запросы и переводит заказ в следующий статус, где уже оператор финально подтверждает его.

Узнать статус заказа

С помощью голосового помощника узнать статус заказа просто: вызываем приложение и спрашиваем: «Окей, Google! Что с моим заказом номер ТСЭ00368304 в "Петровиче"?». Получаем ответ: «Ваш заказ в пути». Это намного быстрее, чем заходить в личный кабинет через графический интерфейс приложения или сайта.

Поиск ближайшего магазина

Для реализации поиска ближайшего магазина мы написали специальные действия по геолокации. Проработали сценарии со временем работы отдельных магазинов, в которых по запросу «Где ближайший "Петрович"?» голосовой помощник отвечает: «"Петрович" на Энгельса, 157. Открыт до 21:00. От вас ехать 20 минут. Проложить маршрут?».

В ситуации, когда вам срочно нужно в строительный магазин за пачкой недостающего цемента, такой подход оказался удобнее и быстрее привычного поиска через графические интерфейсы приложения или сайта.

Строительный калькулятор

Удобной и полезной фишкой стал строительный калькулятор на основе голосового интерфейса. С его помощью можно посчитать, сколько коробок или штук того или иного материала (например, ламината) вам нужно, чтобы хватило на ремонт. Эта функция значительно упрощает и ускоряет все расчёты.

Например, площадь комнаты 25 м², в одной пачке ламината 2,2 м², и вам нужно посчитать, сколько купить пачек. Голосом спрашиваете у помощника: «Сколько нужно пачек ламината для комнаты в 25 м²», и Google Assistant вам ответит: «12 штук». Ничего вводить на экране не нужно. Всё происходит естественно, как спросить у живого человека, который хорошо дружит с математикой.

***

В большинстве сценариев Google Assistant действительно значительно упрощает взаимодействие с m-commerce приложениями и делает их намного удобнее и эффективнее.

Голосовой помощник также незаменим в ситуациях, когда вы не можете взаимодействовать с приложениями через графический интерфейс. Например, когда вы за рулём, на беговой тренировке или когда делаете ремонт в своей квартире, а ваши руки сильно заняты.

Также сама технология голосового помощника на русском языке за счёт своей новизны (первое время после выхода на рынок) будет пользоваться повышенным спросом и привлекать внимание потребителей и потенциальных клиентов.

Главные плюсы для m-commerce приложений

Оформлять и следить за статусом заказа через голосовые интерфейсы нового Google Assistant удобнее привычных способов. А такие дополнительные проработанные функции, как «Поиск ближайшего магазина» или «Калькулятор», добавляют новой ценности для потребителя и являются удобными инструментами для решения рутинных задач.

Главные минусы для m-commerce приложений

Полностью заменить графический интерфейс голосовым помощником не всегда получится. Речь о случаях, когда вы продаёте сложные неоднозначные товары или услуги или ваш товар покупают, опираясь на его внешний вид (например, элементы декора в интерьере). Однако тут голосовой помощник может выступать в качестве консультанта и помочь с выбором или рассказать о товаре или услуге.

С помощью голосового помощника гораздо удобнее работать с более простыми категориями товаров. Например, заказать суши или пиццу проще голосом, чем вручную. А ещё можно легко подобрать подарок бабушке на день рождения.

А ещё голосом удобно повторять заказы или продлевать подписки: «Окей, Google! Закажи мне пиццу как обычно!»

Перспективы

В этой статье мы наглядно разобрали лишь некоторые возможности Google Assistant на базе приложения «Петрович». Сценариев взаимодействия с m-commerce проектами через голосового помощника может быть огромное множество, и большинство из них будут действительно полезными, а порой просто незаменимыми.

«За голосовыми интерфейсами будущее. Мне кажется, они плотно войдут в нашу жизнь, как в своё время вошли смартфоны. И сделают её значительно проще и удобнее», — комментирует запуск Google Assistant в России Илхом Назаров, руководитель проектов Heads and Hands.

{ "author_name": "Egor Zolotukhin", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 16, "likes": 51, "favorites": 46, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 42997, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 01 Aug 2018 14:26:04 +0300", "is_special": false }
0
16 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
4

У Петровича и так есть отличный голосовой помощник – называется кол-центр, где если что могут и на вопросы о продуктах ответить.
Хотя тот факт что Google начал тюнить словари под заказчика – это круто.

Ответить
16

С помощью голосового помощника узнать статус заказа просто:

спрашиваем: «Окей, Google! Что с моим заказом номер ТСЭ00368304

Ах как просто. Номер заказа, наверное, предварительно переписываем на бумажку?

Получаем ответ: «Ваш заказ в пути»

И с этого места уже звоним в колл-центр, потому что номер водителя требуется ...

Ответить
5

"За голосовыми интерфейсами будущее."
Ага, эту фразу повторяют как мантру уже более 20 лет, а воз только недавно немного поехал скрипя колесами, как Siri появилась. Пока, правда, толку от нее примерно в районе ноля. Может лет через 10 что-то толковое и получится, не раньше.

Чтобы хоть немного приблизиться, нужно хотя бы поисковый движок научить понимать человеческие запросы, типа:
дрель акумуляторная 18 вольт
хорошая дрель на батарейках
бошевская дрель на 12 вольт

А уже потом можно пробовать и голосовой поиск.

Ответить
0

Гугл спокойно справляется с приведенными запросами.

Ответить
0

Гугл, может, и справляется, а Петрович, да и другие e-commerce пока очень далеки от понимания поисковых фраз на таком уровне. Да что там, для многих из них даже 18v != 18 вольт.

Ответить
0

Оно будет работать, когда общение будет происходить, как с обычным человеком, а не машиной: "так хуе-мое, пожрать надо закажи че-нить!"

Ответить
4

по работе довольно часто приходится взаимодействовать и с ними, и с их конкурентами (оби, материк, леруа мерлен) - если честно, весь петрович, от и до, это пример стандарта четкой работы на всех стадиях, от и до. притом что у мерлена куда больше фин возможностей и опыта работы, в том числе на разных рынках в разных странах, они даже рядом не стоят с этой компанией. начиная от электронных очередей, единого ЛК в аппсе и на сайте, сканирования доков на въезде и выезде, заканчивая показами релейтед на сайте и рекламными трекерами юзеров в сетях. в строительном бизнесе это примерно как сбербанк или тиньков против юникредита.

Ответить
1

Денис, верно, Петрович _работает_, пока остальные что-то мутят с маркетингом, концепцией, скидками в 35% при наценке в 3 раза .. и конечно "Извините, в данный момент указанного товара нет в наличии, когда придет не знаем, заказать не можем, зачем все это - непонятно .. Ой, я что, последнее тоже вслух сказала?"

Ответить
5

из последнего - покупка бочки в леруа мерлен. на остатке в нужном магазине 2 штуки, в другом магазине сети - 50 шт. заказ через интернет возможен с получением в любом месте. збс, думаю, они сделают перемещение значит, ну потому что понятно же, что 1 шт. на остатке = 0. просрали, помяли, и тд. оформляю заказ, деньги СНАЧАЛА списываются с карты, потом звонит менеджер и говорит вы знаете, деньги мы вам вернем, на остатке одна штука и найти ее в отделе продавец не может. я говорю ок, поменяйте в заказе магазин тогда, я в другом заберу. "нет, в другом невозможно, у них свой отдельный интернет магазин, хотя сайт у нас общий, перезаказывайте, мы возвращаем деньги". ок, думаю, поеду я в тот магазин, куплю в старом добрым оффлайне. приезжаю, бочек нет. у вас, говорю, 50 штук на сайте на остатке, готовые к заказу. да, они по складу есть, но мы их не оформили в торговый зал, приезжайте завтра. ААААА!!!111

Ответить

Комментарий удален

0

просто иногда задумываешься, большая компания, хорошие ресурсы, задачи, которые непосредственно генерируют прибыль. как же можно так лажать)

Ответить
4

Ну если Гугл ассистент сможет понимать великий могучий так же как и Яндекс навигатор акценты стран СНГ то вот это будет разговор

Ответить
2

Сколько нужно пачек ламината для комнаты в 25 м²

Строительный калькулятор - штука полезная, но здесь бы я не смог довериться "голосовому помощнику". Во первых, комнаты редко бывают идеально квадратные или прямоугольные, идеально 5 на 5 метров. Во-вторых, как-то не помню на пачке ламината указание площади .. там размеры досок и их количество. Может, стали добавлять? Но если и так, это почему-то не помогало .. не помню почему.
В-третьих, помню отлично что _прикинув_ площадь комнаты, состоящей из нескольких прямоугольников разного размера, действительно получали значение приблизительно значение в кв.м. - которое делили на площадь _1 доски_. получали кол-во досок - и кол-во пачек, к которым добавляли страховочную +1 пачку, если получалось "в обрез".

Тоже самое было с обоями, с краской, со всем другими материалами, для которых надо делать расчеты. На выходе либо Ваш калькулятор будет добавлять 10% "на всякий случай), либо клиент будет добавлять 10% на всякий случай - и в итоге либо недобор материала, либо перебор 20% ... замучаешься все это программировать и доносить до клиента при расчетах, еще и в голосовом интерфейсе.

А так конечно может за этим будущее - в Андроидах некоторых есть лазерный дальномер - можно считать площадь комнаты почти автоматом (вплоть до построения схемы помещения)

Ответить
2

С помощью голосового помощника узнать статус заказа просто: вызываем приложение и спрашиваем: «Окей, Google! Что с моим заказом номер тэсээнольнольтришестьвосемьтринольчетыре в "Петровиче"?».

вообще легко, я так каждый день делаю.

Номер заказа видимо любой пользователь помнит, а не видит в приложении, внутри которого текущий статус заказа видимо не показывается

Ответить
1

«Окей, Google! Что с моим заказом номер ТСЭ00368304 в "Петровиче"?»

Я бы сделал это примерно так: обзывал бы заказы в зависимости от их состава. Если заказали туалет, называть заказ "туалет". Если таких заказов много, обзывать "туалет55". Можно добавить цвет или бренд - «Окей, Google! Что с моим заказом номер "Туалет Бош 33" в "Петровиче"?».

Если в заказе дофига позиций, можно называть их животными - красный слон, например. Это все запомнят.

Если заказываете что-то для ремонта тещиного дома, называть заказы "змея34".

Короче есть куда думать.

Ответить
0

Извините, "змея34" уже занято, можно использовать "змея 940621852"

Ответить
0

На самом деле, в Google Assistant можно реализовать авторизацию через OAuth. Эта фраза превратится в "Окей, Google! Скажи статус моего заказа в Петровиче?"

Ответить

Комментарии

{"hash":"665a0311","params":{"id":"SwbPKTew1Qs","service":2,"title":"\u0421\u0411\u0415\u0420 \u041a\u041e\u041d\u0424 \u2014 \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u0430\u044f \u043f\u0440\u0435\u0437\u0435\u043d\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f","isLegacy":true}}