Репрезентация на высоком уровне: как компании вкладывают свои ценности в искусство

Искусство — в первую очередь, это самовыражение. Через искусство не только человек, но и компания сможет донести свои ценности как до клиентов, так и до команды. Ксения Шаравьева, руководитель направления по внутренним коммуникациям и бренду работодателя в Авито рассказала о корпоративной культуре и о том, как искусство может способствовать эффективной репрезентации бизнеса.

Репрезентация на высоком уровне: как компании вкладывают свои ценности в искусство
Ксения Шаравьева
Руководитель направления по внутренним коммуникациям и бренду работодателя Авито

Сейчас искусство становится все популярнее: как минимум 60% молодых людей интересуются искусством. Бизнес тоже не отстает: тренд на инвестиции в арт-объекты среди крупных компаний растет. Некоторые из них собирают коллекции мировых шедевров, другие — поддерживают молодых художников и покупают их работы или приглашают украсить офис, а третьи — выступают спонсорами и помогают организовывать различные мероприятия, посвященные искусству. В таком случае искусство — не только инвестиции и престиж, а в том числе и общественные инициативы, что повышает лояльность со стороны клиентов и сотрудников.

Подобные инициативы поддерживают крупные российские компании. Вот несколько примеров:

  • Недавно Ингосстрах стал генеральным партнером Большого театра, и теперь они совместно развивают проекты, приобщающие людей к театральному искусству. На 2022 год у страховой компании и Большого запланировано множество мероприятий — партнеры предлагают жителям страны “Просто быть в искусстве”.
  • Яндекс.Карты совместно с мультицентром “Контора пароходства” запустили маршруты для прогулок по Тюмени. Один из них посвящен уличному искусству, а другие — достопримечательностям вдоль реки Туры.
  • Сбербанк поддержал привоз картины “Мадонна делла Лоджиа” Боттичелли в Россию и помог организовать выставку, посвященную эпохе Возрождения, в Приморской государственной библиотеке.
  • МТС сотрудничает с Третьяковской галерей уже несколько лет. Так, в прошлом году они организовали выставку цифровых объектов на тему “Искусство в космическом пространстве” — их создавали талантливые дети вместе с известным художником Ростаном Тавасиевым.

Как компании закладывают корпоративные ценности

Корпоративная культура бывает разных типов: от культуры доминирования, где лидер — главный, до культуры согласия, где все решения принимаются сообща. И сейчас многие соискатели обращают внимание на то, каких ценностей придерживается организация. Например, 60% кандидатов смотрят именно на корпоративную культуру компании, а 66% миллениалов рассматривают бизнес, как путь к общению и источнику энергии. К тому же, соискателям важны в том числе репутация и рабочая атмосфера — эти факторы отметили более 40% респондентов.

Ценности — фундамент корпоративной культуры, без которого она не сможет эффективно развиваться. Например, в Авито мы стараемся придерживаться таких идей: забота о людях внутри и снаружи, инклюзия и разнообразие, свобода творчества. Так, когда у компании есть цель и важные идеи, то это повышает лояльность клиентов и располагает к доверительным отношениям с ними. К тому же, сотрудники будут чувствовать себя значимыми и причастными к большому общему делу, если будут придерживаться основных ценностей. Есть разные способы делиться своими ценностями: во внутренних рассылках, видеороликах, на тимбилдингах и важных встречах, рассказывать о них в СМИ. Однако одно из самых эффективных решений — выразить свои идеи и цели с помощью искусства, то есть ярко и необычно. Например, можно разрисовать стены за ресепшн, в переговорных или поставить в офисе современные арт-объекты или, наоборот, классические скульптуры. И не обязательно изображать логотипы: ценности, в первую очередь, это история о людях.

Так, при виде какого-либо предмета искусства на входе или во всем пространстве офиса клиенты, нынешние или будущие сотрудники будут более мотивированы на сотрудничество, поскольку сразу же поймут, какой посыл в мир отдает компания. Например, если бренд придерживается устойчивого развития, то элементы искусства могут быть из переработанных материалов.

Почему арт-объекты в офисе — must-have

Мировые компании используют подобную практику, поскольку верят, что подобные решения способны улучшить климат в коллективе и атмосферу. Кстати, повышение производительность, комфорт на рабочем месте и забота о ментальном здоровье сотрудников — достаточно частые ценности во многих компаниях. И искусство как раз в этом поможет: уже есть много исследований, которые доказывают, что искусство положительно сказывается на эффективности сотрудников и помогает снижать стресс. Например, этому могут поспособствовать изображения природы — они повышают уровень спокойствия, а классическая музыка на фоне улучшает мозговую активность.

Помимо этого, картины, скульптуры и фотографии в офисе станут катализатором общения между сотрудниками — часто предметы искусства располагаются в местах общественного пользования, поэтому там собираются кадры из разных подразделений. Учитвая, что искусство всегда субъективно, то арт-объекты могут вызвать дискуссии или, наоборот, общее восхищение. Так, сотрудники, которые общались друг с другом изредка и то по рабочим вопросам, могут стать хорошими друзьями, найдя интересную тему для разговора. Это способствует улучшению атмосферы в офисе и климате в коллективе. К тому же, искусство в офисе носит еще и образовательную функцию — компания таким образом расширяет культурные горизонты команды, открывая перед ними малоизвестных художников или мировые шедевры.

И самое главное — совсем неважно, сколько предметов искусства находится в офисе. Например, если это небольшое пространство, то будет достаточно 5-7 объектов в разных частях здания. Однако в некоторых случаях достаточно и одного арт-объекта, который действительно несет в себе ценность, особенно, если передает историю и цели компании.

Еще немного кейсов: российские компании, которые поддерживают искусство

Hutton Development

Премиальный застройщик поддерживает современное искусство и приглашает художников украсить жилые и офисные комплексы даже на этапе застройки. По словам компании, подобные эксперименты должны освежить городской ландшафт и познакомить населения с талантливыми мастерами. Так, Hutton Development пригласил перспективных молодых художников Наталью Гончарову и Виктора Полякова, чтобы они освежили пространство рядом со строящимися комплексами.

“ЮниКредит Банк” и “Газпромбанк”

Согласно справочнику коллекций корпоративного искусства, в мире около 800 компаний, у которых есть свои коллекции. В России же таких игроков, по официальным данным на 2018 год, всего лишь четыре. И среди них как раз “ЮниКредит Банк” и “Газпромбанк”. Так, например, в коллекции “ЮниКредита” русское искусство 20-30-х годов прошлого столетия — их банк приобрел у наследников художников по символическим ценам. “Газпромбанк”, в свою очередь, сфокусировался на современном отечественном искусстве — в его коллекции скульптуры, живопись, фотографии и видео. Сейчас во владении банка более 1000 арт-объектов.

Авито

Перед компанией стояла задача — донести корпоративные ценности до сотрудников московского офиса в такой форме, чтобы это вызывало интерес. Мы решили пригласить художницу Вику Вейсбрут в офис на Лесной с просьбой изобразить корпоративные ценности Авито и пришли к идеальному решению — арт-стена, которая отображала бы нашу культуру.

Так, весь процесс создания стены занял 12 ночей — Вика Вейсбрут расписывала ее после окончания рабочего дня. Нестандартный запрос художница реализовала в собственном творческом стиле. Затем на основе этого арта мы разработали дополненную реальность — при наведении камеры телефона на одного из персонажей на стене сотрудники могут прочитать, какую ценность он отражает. Например, Человек-паук, который с помощью паутины сводит мост, символизирует девиз “Действуй масштабно и смело”.

На этом в Авито не останавливаются, команда продолжит развивать арт-проекты, чтобы доносить корпоративные ценности через прекрасное.

Сбер

Дизайнеры специально отказались от корпоративной символики и логотипов и отдали предпочтение нестандартному стилю. Так, они взяли за основу популярные районы Москвы — ВДНХ, Арбат, Красную площадь, Сокольники и др. — и в их стилистике оформили пространство — переговорные и комнаты для отдыха. Например, в некоторых помещениях дизайнеры поместили фотообои в стиле стрит-арта и цитатами из композиций Виктора Цоя. Это говорит о любви компании к истории, музыке, поэзии и графическому дизайну, словом, к Москве и России.

Сейчас заинтересованность компаний в различных социальных инициативах — один из самых важных факторов, которые влияют на позиционирование бизнеса и его репутацию. И искусство — отличный способ показать как свою заинтересованность в поддержке творчества, так и ценности, которых придерживается организация.

66
Начать дискуссию