{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Экосистема: польза для стартапов и других участников

фото - shutterstock.com

Управляющий партнер фонда Startup Lab pre-seed VC решил рассказать о том, как стартапу сэкономить пять лет на развитии, какие цели преследуют создатели акселераторов, и в чем плюсы и минусы модели Y-Combinator.

Экосистема на западе и в РФ

Под экосистемой понимается окружающая стартап развивающая среда, в которую могут входить различные элементы: фонд, акселератор, корпоративные клиенты, обучающие программы, партнерские сети, системы внутреннего взаимодействия между фаундерами и менторами.

Внутри этой среды стартапы могут вести себя по-разному. На западе, например, они довольно самостоятельны, занимают проактивную позицию и сами формируют запросы к другим участникам экосистемы, в России же наиболее успешные экосистемы нацелены на контроль стартапа. Если провести простую аналогию, то можно сказать, что взаимоотношения со стартапом на Западе строятся по модели “сын - отец-наставник”, а в России по модели “сын - нянька”. Отечественный рынок инновационных проектов только начинает двигаться в западном направлении, зарождается аналогичная система ценностей, где во главе угла - ответственность за свои действия, и понимание того, что только ты несешь ответственность за свой проект.

Что можно сделать?

Воспитывать в стартапах самостоятельность вместо того, чтобы их опекать. Например, чтобы попасть в экосистему Startup Lab сквозь механизм акселератора, нужно проявить проактивную позицию, страсть к своему продукту и четкое понимание реальности.. В качестве теста перед командами ставятся промежуточные цели, достижение которых поможет им пройти отбор. Таким проектам в дальнейшем не нужен жесткий контроль, мы не заставляем их писать отчеты, не доминируем, а пропагандируем friendly style.

Что конкретно акселератор и экосистема дают стартапам?

  • Ускорение, которое может проявится как в быстром росте, так и в разрушении. Попадая в “питательную среду”, проект проходит многие стадии своего развития быстрее, и это в любом случае хорошо. Если продукт жизнеспособный, акселерация только подтолкнет его в нужном направлении; если нет, то максимально сократит мучительную стадию угасания, сэкономив годы для других, возможно, более удачных начинаний (согласно отзывам фаундеров, экономия составляет до 5 лет).
  • Знания. Возможность учиться как через общение с менторами, успешными предпринимателями, другими участниками стартап-комьюнити, так и самым непосредственным образом - в ходе тренингов и образовательных программ. Экосистема помогает правильно ставить цели и искать способы их достижения, прививает бизнес-мышление.
  • Ресурсы: связи, финансирование, экспертизу узко-отраслевых экспертов.
  • b2b проекты могут запустить пилот в структурах крупного бизнеса, получить возможность стать постоянным партнером для корпораций.
  • Выход на международные рынки.

Плюсы и минусы модели Y-Combinator

Американский Y-Combinator, по сути, стал той моделью, по которой впоследствие стали работать акселерационные программы в разных странах. Рассуждая о нем мы, по сути, анализируем явление в целом. Среди несомненных плюсов этого формата можно выделить:

  • Очень сильное сообщество, которое может помочь решить любую проблему, найти любой контакт или сотрудника.
  • Доверие инвесторов. Проекты, успешно завершившие акселерационную программу Y-Сombinator, могут получить несколько тысяч предложений от потенциальных инвесторов
  • Инвестиции и партнерские скидки. Несмотря на то, что инвестиции составляют $120 000, проекты акселератора получают партнерские скидки на различные сервисы, которые могут доходить до нескольких миллионов долларов.

Из относительных минусов можно назвать тот факт, что в ходе Y-Combinator “скончалось” определенное количество стартапов, которые не были должным образом подготовлены к участию в акселераторе. Неизвестно, какой процент из них был изначально несостоятельным, а какой все-таки имел шанс на развитие.

Таким образом, Y-Combinator создал прецедент на венчурном рынке. Впервые огромное количество маленьких стартапов получили не просто инвестиции, но и обучение, консультации и связи. Так, появилось большое профессиональное сообщество, участие в котором автоматически создавало дополнительные мотивации к успеху путем внесения конкурентной составляющей.

Что получают организаторы акселераторов?

С профитом, который получают организаторы, все не так просто. Если мы говорим о таких масштабных программах, как Y-Combinator, то это, в том числе, непосредственный финансовый выхлоп. Небольшой акселератор вряд ли стоит рассматривать с точки зрения прямого дохода. Мы в Startup Lab, например, не ставим перед собой такой цели. Наша задача - не заработать на стартапах, а построить значимую экосистему с участием крупных корпораций и перспективных стартапов, и уже внутри искать возможности для заработка из разных источников.

Если говорить от первого лица, раскрывая собственную мотивацию - считаю, это нужно сделать - то мне, например, нравится заниматься анализом внутренних процессов как в корпорациях, так и в стартапах, искать способы повышения эффективности и целенаправленного развития. Простите за пафос, но - мне был хотелось создать такой акселератор, который позволит проектам кратно расти и выходить на новые рынки, создавать крутые продукты и менять этот мир к лучшему. Если я смогу внести свою лепту в этот успех, при этом общаясь в драйвовой творческой среде, завязывая перспективные контакты, - это и будет то, что я называю счастьем.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда