Оффтоп biznes analitik
221

Порядок, доведенный до автоматизма: как сделать склад двигателем торговли

Все по полочкам и ячейкам
В закладки

Пропускная способность играет в сфере ритейла едва ли не решающую роль, тем более в гипермаркетах формата DIY. С одной стороны, большой и постоянный поток клиентов – один из драйверов развития, с другой – настроены ли действующие бизнес-процессы под резкий скачок покупательской активности? Этот вопрос встал для компании «К-Раута» наиболее остро, когда гипермаркет решил провести в тестовом режиме масштабную акцию. Спрос вырос, но предложение затерялось на верхних полках складских зон. Бизнес-аналитик сети строительных гипермаркетов "К-Раута" Александр Скоробогатов – о том, как навести порядок на складе.

Экзамен на скорость

Для склада и логистической схемы гипермаркета первая масштабная акция на товары оказалась серьезной проверкой. И хотя сам процесс был стандартным — сотрудникам нужно было, как и всегда, комплектовать товары для доставки и непосредственной передачи клиентам в торговом зале — устоявшаяся система оказалась не готова к резкому росту заказов и активным онлайн-продажам. Скорость комплектации и отгрузки товаров снизилась до недопустимых значений. Покупатели ждали своих заказов дольше обычного, а сотрудникам торгового зала приходилось принимать на себя весь гнев «не дождавшихся».Тогда стало понятно – логистическая схема явно устарела.

Хотя предпосылки к этому, конечно, были. Складская программа, в которой мы вели учет товаров, уже не соответствовала масштабам гипермаркета: медленная работа и необходимость вносить и корректировать данные на стационарном компьютере значительно усложняли процесс. Страшно вспомнить, сколько времени они тратили на хождения от склада к компьютеру и обратно… Конечно, это сказывалась на скорости работы. Что может быть ужаснее для клиента, чем долгое ожидание товара? Или когда товар на складе вообще не могут найти? Бывало, что люди покидали магазин ни с чем. Хотя нет, у них наверняка оставались неприятные воспоминания о гипермаркете. И скорее всего, они больше не придут.

На складе должен быть порядок

Нужно было все менять. Мы понимали, что кроме реорганизации складских зон понадобится и новая программа, которая будет отвечать разработанным правилам логистики. Старый софт был написан сторонними разработчиками специально под наши требования, но эти требования отвечали логистике далекого 2008 года и канули в лету вместе с его разработчиками, но это совсем другая история…

Всему свое место

Итак, с чего мы начали. Анализ оборачиваемости и структуры склада привел к промежуточным выводам и действиям:

  • Закон Парето еще никто не отменял: 20% нашего ассортимента давали 80% оборота. Чтобы сотрудники имели доступ к самым высокооборачиваемым товарам без использования погрузочной техники, мы выделили на складе специальные места на нижних ярусах. Одна ячейка – один товар. Менее популярные товары разместили на верхних ярусах. В одной ячейке хранятся товары разных габаритов.
  • Путем анализа поставок мы вывели идеальную формулу заказов высокооборачиваемых товаров – они должны быть всегда в наличии, именно в том количестве, которого хватает до следующей поставки. Параллельно определили правила выделения необходимой площади под хранение каждого товара.
  • После каждой поставки мы стали анализировать запросы на доставку от клиентов и сразу комплектовать товар, минуя зону складирования (исключение – товары, имеющие сроки годности).
  • Мы сформулировали требования к инструменту для ведения адресного хранения: он должен не только позволять вести корректный учет реорганизованного склада, но и быть удобным в использовании, чтобы сотрудники могли работать как на стационарном компьютере, так и на мобильном устройстве.

Так были определены требования к продукту. Надо сказать, что в сторону кастомных решений мы даже не смотрели, потому что имели негативный опыт с разработчиками прежней версии – в какой-то момент остались без техподдержки, обслуживали программу своими силами и были сильно ограничены в возможностях. Поэтому решили однозначно — только готовый продукт.

Кто ищет, тот всегда найдет

Начался поиск… долгий и мучительный. Череда встреч, презентаций, оценок работ с компаниями, предоставляющих готовые складские решения. Но идеальный вариант на горизонте все не появлялся.

Проблема в том, что типовые складские программы обычно заточены под логистику распределительных центров. На хранение определяются либо паллеты с монотоваром, либо уже скомплектованные паллеты, которые будут отгружаться целиком. Точечная выемка и пополнение уже занятых ячеек с разносортным товаром организованы сложно, не интуитивно, поскольку не являются основным потоком операций распределительных центров. Зато есть множество функций, которые нам не нужны.

В работе склада гипермаркета важна точечная выемка

Заплатить мы должны были дважды – за коробочный функционал, большая часть которого нам никогда не потребуется, и за доработку части функционала, но не под наши потребности, а на ограничениях бизнес-логики существующей программы.

Месяц, два, шесть. Результатов нет. За время поисков мы начали по-другому смотреть на кастомные решениям. Как ни крути, ПО с нуля под наши требования. И раз мы однажды уже прокололись на этом, важно было найти надежного разработчика, готового не только принять наши требования, но и поддерживать продукт. Вздохнули, перекрестились, начали поиск.

Еще один месяц, несколько контактов, зацепка - Деасофт. Встреча. Общаемся. Смотрим недоверчиво – смогут или нет? Нам демонстрируют портфолио разработанных продуктов, рассказывают об особенностях взаимодействия. Лед тает. Мне понравился подход: невыполнимых задач нет, бывают непрозрачные требования. Передаем наши требования, прощаемся. Ждем коммерческое предложение и сроки. Ожидания оправданы. В бой!

На самом деле лед таял около полугода. Именно столько длились переговоры с “К-Раута”. Заказчик тщательно нас проверял, запрашивал документы, интересовался архитектурой системы, возможностями и ограничениями. Было заметно, что неудачный опыт работы с прежними разработчиками породил у компании недоверие к программам с нуля. Зато на этапе переговоров заказчик грамотно формулировал вопросы и требования. Так что из своего не совсем удачного опыта “К-Раута” что-то полезное тоже извлекла.

Петр Загребельный
Бизнес-аналитик компании "Деасофт"

Создание продукта

Работа по проекту шла продуктивно, на «притирку» потратили не более двух недель, а далее плотное взаимодействие, еженедельные отчеты, и главное, не пустые обещания, а промежуточный результат! Визуализация ПО, рабочие интерфейсы и функциональные клавиши, подробное ТЗ на разработку и т.д. Поэтапно мы создавали каждый блок уже работающего функционала – базовое взаимодействие, форматы поиска, отчетность. Тут надо отметить, что мы стремились впихнуть как можно больше «хотелок», поскольку гибкий подход Деасофт к разработке позволял это делать – гулять, так гулять! Но ребята из Деасофт помогли структурировать наши запросы, что-то отсеивали и оставляли только то, что делало наш продукт простым в использовании и одновременно функциональным. За это команде разработчиков отдельное спасибо.

Программа от компании "Деасофт"

У нас четкая структура взаимодействия с заказчиком. Мы сами ведем его по проекту, этапам и итерациям. От него только требуется знать собственные бизнес-процессы и отвечать на вопросы наших аналитиков. Уже на основе полученных данных мы выстраиваем структуру приложения, создаем прототипы, пишем ТЗ с подробным описанием функционала и бизнес-логики. Сама же разработка идет итерациями по две недели, мы собираем задачи и в конце отчитываемся о работающем функционале.

Петр Загребельный
Бизнес-аналитик компании "Деасофт"

При создании продукта мы изменили порядок нумерации ячеек, формат внесения и корректировки данных, прорабатывали сценарии использования, анализировали, насколько конечным пользователям будет удобно работать с программой. Закладывали логику, чтобы сама система подсказывала специалисту склада, в каких ячейках и в каком объеме лучше разместить товар.

Мы даже немного по-детски обрадовались, когда поняли, что больше не нужно носить с собой распечатанные списки товаров к сборке. Вся информация – на экране мобильного устройства. Номера ячеек получили штрих-коды, при сканировании которых сотрудник без ручного ввода сразу переходит к необходимому функционалу. Там же можно отслеживать товары, имеющие сроки годности или партийность. Все это значительно сократило время на обработку приходов товаров.

Время

На разработку мы закладывали шесть месяцев, но уже к четвертому получили боевой функционал и приняли решение запустить пилотную версию. Так проще обкатать все возможности и выявить баги.

Удается экономить время еще и потому, что мы не пишем функционал с нуля, используем уже готовые модули, которые в силу опыта были разработаны на других проектах. За счет этого на отстройку процессов уходит гораздо меньше времени.

Петр Загребельный
Бизнес-аналитик компании "Деасофт"

При внедрении софта протестных настроений у сотрудников не возникало. Сложности, конечно, были: реструктуризация склада и перераспределение мест хранения всего товарного запаса рядовому сотруднику видится, как бесцельное перекладывание товаров с одного места на другое. Но функционал новой программы персонал явно воодушевил. Пилотный запуск прошел успешно!

Итоги

По сути, мы получили пульт управления складами, еще и созданный по нашим пожеланиям.

  • Мощный апгрейд операционной деятельности: оптимизация цепочки поставок, сокращение времени на обработку приходов товаров на 15%, сокращение времени распределения товаров на складе на 20%, использование погрузочно-разгрузочной техники свелось к минимуму, что привело к сокращению парка (техника находится в аренде).
  • В 80% случаев клиент получает товар со склада уже через пару минут (раньше каждая отгрузка занимала от 10 до 30 минут, так как требовала привлечения погрузочной техники и перекладывания товара на поддоне).
  • Увеличение пропускной способности гипермаркета позволило проводить масштабные акции и привлекать значительный клиентский поток без риска невыполнения обязательств по отгрузке.
Программа от компании Деасофт

Что дальше? Мы продолжили работать с компанией Деасофт не только по линии технической поддержки логистической программы, но и по созданию нового софта для службы доставки. Нового, заточенного под наш бизнес.

#автоматизация #деасофт #бизнес

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "biznes analitik", "author_type": "self", "tags": ["\u0434\u0435\u0430\u0441\u043e\u0444\u0442","\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441","\u0430\u0432\u0442\u043e\u043c\u0430\u0442\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u044f"], "comments": 0, "likes": 8, "favorites": 13, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 44652, "is_wide": false }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15388' + '59599') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 44652, "author_id": 197842, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/44652\/get","add":"\/comments\/44652\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/44652"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

Комментариев нет 0 комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления