Плюсы и минусы удаленной работы

Удаленная работа позволяет компании собрать высококвалифицированную команду и при этом не нести существенных расходов. Еще несколько лет назад такой переход был редкостью ― большинство специалистов не рассматривали удаленку в качестве альтернативы офисной работе. На сегодняшний день ситуация прямо противоположная ― удаленная работа становится все более востребованной и среди сотрудников, и среди владельцев компаний, так как дает массу преимуществ обеим сторонам.

Подробнее и на реальных примерах расскажет генеральный директор компании «Облакотека» Максим Захаренко.

Зарплата сотрудников

Большинство наших сотрудников работают удаленно из регионов России. При этом, так сложилось, что руководители почти всех подразделений живут в московском регионе. Удаленным сотрудникам мы платим нечто среднее между московской зарплатой в Москве и зарплатой в их регионе. Это и нам выгодно, и положительно отражается на лояльности сотрудников компании.

Экономия на офисе

У нас, конечно, есть офис. Офис небольшой ― даже московские сотрудники не могут одновременно в нём поместиться, если вдруг захотят поработать все вместе. Есть около 7 постоянных персональных рабочих мест и ещё около 5 для приходящих сотрудников. Наша общая численность на сегодняшний день составляет порядка 35 сотрудников, и я очень противлюсь какому-либо росту штата. Соответственно, мы не обеспечивали техникой и рабочими инструментами большинство сотрудников, что тоже экономия. Мы компенсируем некоторые затраты, но это несравнимые траты с полным «обмундированием» сотрудника.

Зачем же нам офис? Законодательство сформулировано таким образом, что совсем без офиса, куда могут в любой момент прислать правительственную телеграмму, никак нельзя, особенно в свете проходящих «чисток» недобросовестных компаний.

Бумажный документооборот

Необходимо осуществлять физическую подготовку и отправку документов. Несмотря на XXI век, процессы документооборота между компаниями и внутри компаний регламентированы по лекалам века XIX. Причем, если законодательно можно почти всё вести в электронном виде, то нормативно на уровне налоговых и т.д. по-прежнему применяется в основном бумажный документооборот. Я обозначил коллегам из бухгалтерии простой KPI: у нас есть один стеллаж для документов и второй стеллаж мы покупать не будем, то есть бумажные документы не должны превышать объем этого стеллажа, несмотря на рост количества клиентов. В связи с этим был развернут и осуществлен проект перевода ежемесячной отчетной документации с клиентами на электронный юридически значимый документооборот (ЭДО). Это были тысячи листов бумаги ежемесячно. Мы в добровольном порядке предложили этот режим VIP клиентам (10% из них согласились), но VIPов всегда не много в количестве, и они на сложность не влияют. Всех остальных мы стали переводить на ЭДО ― медленно и мягко, но уверенно. В результате достаточно долгого процесса, который длился почти полгода, около 90% клиентов и партнеров перешли на ЭДО.

Доступность для трудноустраиваемых сотрудников

Удаленная работа делает возможным трудоустройство трудноустраиваемых сотрудников. Например, я приветствую в качестве сотрудниц женщин с маленькими детьми. У нас таких много во всех подразделениях. Они могут практически бесконечно сидеть на больничных по уходу за ребенком, поскольку это почти никак не сказывается на результатах их работы, а больничные мы оформлять не просим.

Асинхронная жизнь сотрудников

Удаленка позволяет жить без лишних потерь. Дневной абонемент в фитнес дешевле круглосуточного. Все госструктуры работают в рабочее время и их можно посещать в удобное время, экономятся время и деньги на дорогу, а также на одежду и косметику. Можно совершенно спокойно посещать родственников в других городах и даже жить в режиме перелетных птиц. Я знаю, что у нас один сотрудник уехал зимовать в Сочи. В ближайшем будущем проверим, насколько мы будем интересны с таким подходом для миллениалов.

Упрощение коммуникации

Возможно, самый главный плюс ― нам хочется общаться лично. Мы действительно очень рады видеть друг друга, поиграть в дартс, лично обсудить неделовые новости. В связи с этим, планирование двухнедельных спринтов развития компании мы осуществляем в смешанном режиме, то есть руководство подразделений физически приезжает раз в две недели в офис, а кто не хочет, участвует в онлайне по S4B. 30% площади офиса — это переговорки и пространства для общения. Другими словами, по формату у нас не офис, а штаб.

Минусы работы

Есть, конечно, и минусы. Ключевой, наверное, это тонус сотрудника и социальная составляющая человека в целом. Все люди живут своими собственными циклами ― бывают моменты активности, бывает спад и т.д. Если человек предоставлен всё время сам себе, то это просто тяжело и может влиять на результат. Для любых моментов, когда захочется кого-то увидеть или просто поработать в офисе, у нас есть непостоянные рабочие места. Конечно, это только для сотрудников из московского региона. Именно поэтому мы стараемся встречаться лично как минимум каждые две недели. С другой стороны, есть интроверты, которым как раз и не хочется вылезать из своей берлоги вообще никогда.

Каких-то ещё существенных минусов в удаленной работе при максимальной автоматизации процессов, на самом деле не существует. Так можно отлично жить и работать, и показатели «Облакотеки» говорят, что компании вполне могут так существовать и достаточно быстро развиваться.

1414
6 комментариев

На сегодняшний день ситуация прямо противоположная ― удаленная работа становится все более востребованной и среди сотрудников, и среди владельцев компаний, так как дает массу преимуществ обеим сторонамКак мне показалось, сейчас наоборот всех с удаленки возвращают в офис))

4

Удаленная работа - это прежде всего вопрос менеджмента. У кого выведены показатели и коммуникации в системы (Helpdesk, CRM...), тому не важно где работает сотрудник. У кого устное или e-mail общение и нет системности, конечно, он не сможет следить за качеством работы. Можно даже так сказать, что кто вернул людей в офис, фактически расписался в собственной цифровой отсталости.

1

Комментарий недоступен

3

Интересная закономерность в умах российского менеджмента: "если человек хочет работать удаленно, надо предложить ему меньше денег". Вот почему у нас в стране рассуждают именно так? Почему на Западе сотруднику предлагают работать дома, т.к. это выгодно для компании (меньше издержек) и для сотрудника (рост дохода)?

1

Именно так, как Вы написали. Сотрудник в регионе получает у нас больше, чем его коллеги в регионе. Всё как на Западе :)

Тонус, мотивация, дискоммуникация - минусов таки достаточно, хоть я и люблю концепцию удаленки)