Sharing Economy: есть ли будущее у самокатов в Китае?

Sharing Economy или экономика совместного потребления, в авангарде которой находятся американские Uber и Airbnb или китайские Didi и Mobike, представляет собой один из главных трендов последнего десятилетия. В основе этого тренда лежат простые экономические законы и холодная бизнес-логика, а не отрицание владения чем-либо или стремление к сокращению потребления.

Платформы совместного потребления могут обеспечить доступ к новым рынкам и группам клиентов за счет снижения денежных затрат для потребителей, которые хотят использовать актив, но не могут позволить себе владеть им или хотят использовать его в течение короткого периода времени. Кроме того, такие платформы способны увеличить покупную стоимость совместно используемых активов, поскольку покупатели часто готовы платить больше за те товары, которые могут генерировать доход за счет совместного использования.

Одной из главных мировых экспериментальных площадок для sharing economy стал Китай. В 2016 году глава компании Baidu Робин Ли заявил, что такой тип экономики соответствует социалистическим ценностям страны. А государственный исследовательский центр экономики совместного потребления сделал прогноз о том, что на эту сферу будет приходиться 10% китайского ВВП к 2020 году. В Китае взять в аренду на короткое время можно все или практически все: зонты, портативные аккумуляторы, баскетбольные мячи, стиральные машины, караоке-автоматы и пр. Одним из символов экономики совместного потребления здесь являются велосипеды. Всемирно известные компании Ofo и Mobike уже стали "единорогами" и подмяли под себя рынок Китая - по данным NY Times обе компании управляли 50 млн поездок ежедневно в 2017 году. Пока в тени двух главных игроков находится компания Hello Bike, которая действует при поддержке Ant Credit (считай Alibaba). Компания Hello Bike решила начать с размещения велосипедов в городах второго и третьего уровня и постепенно двигаться в самые крупные города: Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и Шэнчжэнь.

Возросшая скорость жизни и стоимость времени вынудили китайцев передвигаться быстрее обычного. Каждое утро сотни людей берут в аренду желтые или оранжевые велосипеды, чтобы доехать до метро. Использование велосипеда на расстоянии от 1 до 5 км стало обыденным делом для китайцев. Казалось, что Ofo и Mobike ждет светлое будущее, но реалии жизни спустили единорогов с небес - высокие цены на ремонт, свалки из тысяч неиспользуемых велосипедов, порча и воровство не позволили компаниям стать прибыльными. Пару лет назад этот рынок был горячим - в одно время на нем действовало около шестидесяти компаний, однако в настоящее время на рынке наблюдается консолидация. Mobike был приобретен Meituan Dianping, а долго боровшийся за независимость Ofo стал частью Didi.

Китайские эксперты и инвесторы находятся в поиске нового продукта, которые станет массовым и популярным среди граждан за одну ночь. Есть ли другой вид транспорта в Китае, который может сравнится в популярности с велосипедами?

Одной из альтернатив велосипедам могут быть самокаты. Если говорить о США, то самокатами там пользуется большое количество людей. В подтверждение популярности самокатов можно привести следующее обстоятельство: недавно компания по прокату велосипедов и самокатов Lime привлекла 335 млн долларов инвестиций от GV и Uber. А конкурент Lime - компания Bird привлекла 300 млн долларов от Sequoia Capital. Обе компании уже успешно примерили статус "единорогов".

А какова ситуация с самокатами в Поднебесной? Нужно признать, что рынок находится в стадии зарождения и только формируется. Китайцы пользуются электрическими самокатами Xiaomi и других компаний, однако пока они не стали массовым явлением. При оценке рынка проката самокатов в Китае, в частности электрических, эксперты называют ряд препятствий для его развития:

  • Сложность привлечения капитала в данный сегмент экономики совместного потребления;
  • Запрет в Китае на движение по дорогам на электрических самокатах;
  • Отсутствие культуры самокатов и невысокое желание клиентов платить за такую услугу;
  • Высокая стоимость производства по сравнению с велосипедами и пр.

Однако у обычных самокатов в Китае все же есть потенциал. На них можно двигаться по дорогам и тротуарам, они просты в переноске и дешевы при производстве. Безусловно, компании могут столкнуться с проблемами кражи или порчи самокатов (как это случилось с велосипедами), поэтому нужно будет организовать правильное обслуживание, отслеживание и хранение.

CEO Samocat Sharing Василий Быков
CEO Samocat Sharing Василий Быков

На первый взгляд, рынок Китая не настолько приветлив к самокатам, но, возможно, проектам следует изменить свою бизнес-модель. Для примера можно привести российскую компанию Samocat Sharing, которая успешно развивает свой проект в Европе и России. Согласно рейтинга mail.ru проект вошел в ТОП-10 самых перспективных стартапов России.

Компания работает по составной бизнес-модели - это не только услуги по прокату электрических и простых самокатов, но и возможность приобретения станций самокатов. В таком случае физическое лицо или компания могут начать зарабатывать на прокате самокатов. Пока нельзя утверждать, что выход в Китай для компании Samocat Sharing пройдет гладко, однако у компании есть все шансы быть первой на этом огромном рынке, что, как известно, немаловажно в сфере технологических проектов.

2 комментария

управляли 50 млн поездок ежедневно в 2017 годуА население Китая 1.4 млрд. Солидные 3.5% рынка, это конечно круто, но видимо обувь (2.8 млрд ног!), или например ролики, производить еще выгоднее .. хотя и конкуренция больше :)
Плюс конечно "общее - это ничье" в Азии, против "общее - это наше, общее" в Европе - это две большие разницы.

1
Ответить

Тут как считать - путешествия на велосипедах и машинах в Китае составляют две трети всех поездок мира. Неплохая доля рынка.
Сравнение с обувью тоже спорно - взгляните на компанию номер один в мире по производству обуви - Nike - ее капитализация ниже чем у той-же Didi.
Ну и за «общее - это ничьё» никогда не слышал за 13 лет в жизни в Китае.

1
Ответить