Смесь из психологических практик и советов по бизнесу — это адовый коктейль

Мнение основателя Roem.ru о скандале вокруг семинара Тони Роббинса.

По соцсетям пошла вторая волна отзывов о Тони Роббинсе: что не так всё было плохо, что люди были довольны, что Роббинс выложился по полной, что зачем нужно считать чужие деньги, что хотя он и говорит очевидно, но это помогает, а значит, смысл есть, многие ходят по 10-20 раз и счастливы.

В конце концов, насильно никто на коуча не тащил, поэтому в чём кипиш-то?

Знаете, я человек избалованный академическим подходом. Академический подход предусматривает отсылки к трудам, на которых базируется текущая работа, использование экспериментов для проверки гипотез и в целом некоторую конкуренцию идей и возможность последователям встать на плечи сегодняшних исследователей.

Роббинс работает иначе. Он вводит свою терминологию. Ни в одной из его книжек, которые я скачал на Kindle, я не нашёл слова «аффирмация», например. На его сайте слово «аффирмация» упоминается считанные разы (Google it). Почему? Потому что используется слово “incantation” (заклинание).

То есть психологический термин заменяется на более эмоционально заряженный. Вместо разговора с психологом, который объясняет, как жизнь устроена и что с тобой происходит, мы получаем ситуацию, когда человек слепо применяет ноу-хау, причём не специфичные для своей ситуации, оплачивая это всё по такому тарифу, за который психолог может заниматься с ним несколько месяцев.

С учётом того, что Роббинс обещает принести больше осознанности в жизнь адептов, это всё попахивает обманом. Мало шансов на то, что человек разберётся, что с ним происходит, и дальше куда-то пойдёт своей дорогой в случае с Роббинсом.

Возможны несколько сценариев.

  • Вы что-то усвоите, как-то примените, оно пойдёт вам на пользу, на чём ваше виртуальное общение с Роббинсом закончится
  • Вы что-то усвоите, как-то примените, оно пойдёт (вроде бы) на пользу, будете ходить ещё. Вопрос: насколько полезно неспецифичное вмешательство в вашу деятельность? В ваше состояние?
  • Вы осознаете, что Роббинс чем-то владеет, но это неэкспортируемая техника, и вам придётся решать свои проблемы с начала, с более академическим специалистом.

Если врач несёт ответственность за свои действия, руководствуется какими-то кодексами, упрощённо описываемыми «не навреди», то вполне возможно, что Роббинс вредит — и вредит сильно. Потому что цель психолога — чтобы пациент дальше пошёл сам. У Роббинса такой цели нет, он замыкает своих адептов в своей терминологической вселенной со своими ноу-хау. Он же коуч, а не доктор, что вы ещё хотите?

Бизнес — это очень просто. Если у человека есть проблемы психологического плана, их решает психолог. Если он не очень хорошо разбирается в бизнесе, с этим помогут более опытные бизнесмены, хотя бы бизнес-консультанты. Замес же психологических практик и типа советов по бизнесу — это адовый коктейль, остерегайтесь их употребления.

Это легальное мошенничество, тонкий обход по краю того поля, где деятельность должна быть лицензируема и регулируема, ничего другого тут нет.

Легальный мошенник может быть респектабельным, богатым, авторитетным, но лучше он от этого не станет.

2929
45 комментариев

У меня складывается впечатление, что в России никто не читал книгу "Экономика впечатлений" Пайна и Гилмора. Впечатления - это бизнес-тренд. Роббинс просто яркий пример. Он продает впечатления. Люди идут к нему не решать проблемы, не учится, не получать информацию или консультацию. Все это совершенно другой жанр.

Это событие с массой психологически-сильных состояний, где твоя энергия соединяется с энергией толпы и тебя вштыривает. Это эмоции, которые нельзя испытать другим образом. И люди за этим и идут. Это энергия подкорковых структур мозга действующая вопреки мыслям, идеям и логике.

Само собой этот формат подходит не всем. Людям логического склада это кажется бредом, мошенничеством и профанацией. Они просто по другому на это смотрят и им это не нужно. Для меня например, это тоже диковато. Я сам ни на концерты, ни на футболы (которые очень близки по жанру) не хожу.

Но идея лицензирования - это бред, давайте лицензировать художников, музыкантов, писателей. Чтобы они чего-нибудь не того ненакреативили.

А вот за недобросовестную рекламу можно и нужно наказывать. Но если человек не понимает разницу между психологом и шоуменом, то здесь и законодательство мало чем поможет.

16
Ответить

Это событие с массой психологически-сильных состояний, где твоя энергия соединяется с энергией толпы и тебя вштыривает. Это эмоции, которые нельзя испытать другим образом. И люди за этим и идут. Это энергия подкорковых структур мозга действующая вопреки мыслям, идеям и логике.

Да, да и да. Для меня в своё время стали откровением эмоции на концерте Металлики. Полный стадион, 65 тысяч человек. Вштырило как никогда до того. Взрослый мужчина, не склонный к экзальтации, ага

2
Ответить

Ну то есть вместо толковых методик он продает "впечатления" когда к нему приходят за методиками. Это как в магазине ты хочешь купить колбасу, но тебе продают какую то хрень из химотходов и бумаги с ароматизаторами мяса. Ты собирался просто утолить голод а в результате получил "впечатления" обнимая унитаз всю ночь

Ответить

Если бы это честно позиционировалось как шоу и впечатление, думаю ни у кого вопросов бы не возникло. Но сколько людей пошло бы на шоу за такие деньги?

Ответить

должна быть лицензируема и регулируемаЧиновник умный, а люди глупые. Давайте создадим ещё один Росгоспсихбизнадзор и ещё добавим налогов.

12
Ответить
1
Ответить

И если уж запрещать и лицензировать невинного в общем-то Робинса, то давайте может с религиями разберемся?

9
Ответить