Оффтоп Dmitry Popovich
1 083

Почему большие данные есть, а мир так и не изменился?

Писал в корпоративный блог, но перечитал перед тем, как нажать на кнопку "Опубликовать", и рассказанный анекдот показался немного сексистским. А без него смысл ускользает. Поэтому публикую здесь на правах пятничных рассуждений.

В закладки

В 2008 Крис Андерсон, редактор Wired, опубликовал статью о том, как данные меняют науку. В статье была описана очень простая идея: поиск взаимосвязей придёт на смену поиску причинно-следственных связей. В далеком 2008 казалось, будто переход от данных к большим данным подтолкнет мир к тому, чтобы вместо поиска реальных причин заняться поиском моделей, полученных с помощью математики. Такие модели будут описывать мир точнее.

Фотография Anna Dziubinska с Unsplash

Казалось, традиционный путь исследователя, где ему надо сначала выдвинуть гипотезу, создать модель, а потом её проверить, быстро устаревает с приходом Big Data и облачных технологий.

На примере психологии. Зачем она нужна, если мы сможем отслеживать и прогнозировать поведение людей с потрясающей точностью, используя лишь математику?

“Петабайты позволят нам сказать: корреляции достаточно”.

Однако, в 2018, спустя 10 лет после статьи Андерсона, описанный подход кажется немного утопичным. Данных много. Но без гипотез, без причинно-следственных связей, они бесполезны.

Самый простой пример. Facebook знает о людях все. Но никак сегодня на этом не зарабатывает — деньги компании приносят вовсе не знания о своих пользователях. Напоминает старый анекдот, где два эстонца рыбачат на лодке и вдруг им в сеть попадает русалка. Один достает её из воды, осматривает и молча выбрасывает за борт. Второй смотрит на него с недоумением. Первый ему: “А как?”

Это всё напоминает процессы, которые происходят в мире бизнес-аналитики. Данных много даже у небольших компаний. Ещё есть открытые данные. Решения для их обработки доступны с точки зрения стоимости (в 2008 это было не так). На HeadHunter можно найти резюме аналитиков. Трудно, но можно.

Проблема лишь в поиске ответа на вопрос из анекдота: “а как?”

Наверное, у любой компании есть два пути. Первый — вместе с аналитиком данных нанять на работу ещё и бизнес-аналитика, который со временем превратится в CDO (Chief Data Officer). Либо не превратится — это путь сложный.

Но существует и простой путь. Он называется BI-самообслуживание (self-service BI). Надо лишь предоставить доступ к данным менеджерам и специалистам — чтобы они сами делали запросы и получали результаты (а) мгновенно, (б) визуализированные, (в) бесплатно, (г) не отвлекая коллег. Есть ощущение, люди не поймут и не справятся. Но это как раз и хорошо — пока один не понял и проигнорировал новый инструмент, другой разобрался, смог извлечь из него пользу и улучшил свои показатели. Первый шаг в сторону управления на основе данных сделан.

Научить работать с данными тех менеджеров и специалистов, которые сделают хотя бы первый шаг, будет очень просто.

Нет?

Статья Криса Андерсона в журнале Wired, в которой он переоценил возможности Big Data (англ.): https://www.wired.com/2008/06/pb-theory/

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Dmitry Popovich", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 5, "likes": 2, "favorites": 11, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 48605, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 19 Oct 2018 14:14:24 +0300" }
{ "id": 48605, "author_id": 173316, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/48605\/get","add":"\/comments\/48605\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/48605"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

5 комментариев 5 комм.

Популярные

По порядку

2

Не "а как?", а "а зачем?" Человек так устроен, что если ему что-то нужно, то он прилагает неимоверные усилия чтобы этого добиться. Сдаётся мне, что пока эта самая "бигдата" или просто не нужна или слишком дорога в работе, что аналогично "не нужна".

Ответить
0

Трудно отрицать, что возможности-то сумасшедшие может дать. Просто взять их трудно. Ну а ответить "зачем?" - как раз очень просто. В бизнесе это: больше заработать, выиграть у конкурентов, увеличить предсказуемость шагов, прочее, прочее.

Ответить
0

Главный, на сегодняшний день, пример использовании бигдаты - система Эшелон (точнее то, что сейчас выросло на ее базе). Огромные вычислительные мощности, большой штат высококвалифицированных сотрудников, почти неограниченный бюджет. А что в результате?

Тут конечно сложно понять реальную цель существования "эшелона", но декларируемой цели борьбы с терроризмом, наркотраффиком и "врагами Америки" эта система явно не добилась. Этого добра только больше становится в последнее время. То есть сама бигдата не решение вопроса, если достигнуты пределы потребления рынка (а Земля это замкнутая система), то никакая бигдата не поможет больше заработать, а деньги сосать будет на отлично.

Ответить

0

И почему?

Ответить
0

Так об этом и написал.. С данными проблем нет (хотя есть). С математикой проблем нет. Но начать использовать трудно. Не дает ничего математика сама по себе :)

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }