{"id":13767,"url":"\/distributions\/13767\/click?bit=1&hash=4f8523ead4604d4a091208edfc13ef4a94dc0a9c1c1fe918235243540ff17d3c","title":"\u0410\u0439\u0442\u0438 \u0432 \u0430\u0442\u043e\u043c\u043d\u043e\u0439 \u044d\u043d\u0435\u0440\u0433\u0435\u0442\u0438\u043a\u0435 \u2014 \u044d\u0442\u043e \u0441\u043a\u0443\u0447\u043d\u043e. \u041c\u0438\u0444 \u0438\u043b\u0438 \u0440\u0435\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c?","buttonText":"\u0412\u044b\u044f\u0441\u043d\u0438\u0442\u044c","imageUuid":"c22764b5-e280-52b2-a6db-af308d4d1709","isPaidAndBannersEnabled":false}

Братья Поляковы: Самуил-король железных дорог, Лазарь-основатель первой в России банковской империи, Яков-финансист

Вырвавшись из черты оседлости, он обогатил графа Толстого, а потом и себя. В итоге Самуил Поляков построил в Российской империи тысячи километров железных дорог – и сотни школ.

Поляков, Самуил Соломонович

Поляков, Самуил Соломонович родился в 1837 году в семье еврейского купца Соломона Лазаревича Полякова. В семье Поляковых были ещё сыновья, также ставшие известными: банкир Лазарь Соломонович и финансист Яков Соломонович.

«Как раз в тот самый момент, когда мы завтракали, нас было 20 человек, мы почувствовали сильный толчок – и сразу за ним второй, после которого мы все оказались на полу и всё вокруг нас зашаталось и стало падать, рушиться. Всё трещало, как в Судный день. В последнюю секунду я видела ещё Сашу, который находился напротив меня за узким столом и который потом рухнул вниз. В этот момент я инстинктивно закрыла глаза, чтобы в них не попали осколки стекла и всего того, что сыпалось отовсюду. Всё грохотало и скрежетало, и потом вдруг воцарилась такая мёртвая тишина, как будто в живых никого не осталось», – это воспоминания Марии Фёдоровны, жены императора Александра III, о 17 октября 1888 года.

Тем хмурым осенним днем в 43 верстах от Харькова – между станциями Тарановка и Борки на Курско-Азовской железной дороге – произошло крушение императорского поезда. В поезде уцелели лишь пять из 15 вагонов – те, что смогли остановиться благодаря автоматическим тормозам Вестингауза. Задние вагоны, не имевшие таких тормозов, с огромной силой ударились о передние. Вагон, в котором находились придворные служащие и буфетная прислуга, был полностью уничтожен, все находившиеся в нём погибли. Разрушен был и вагон-столовая, в котором в момент крушения за завтраком находилась семья императора Александра III. Несмотря на многочисленные жертвы – 23 человека погибли на месте, 35 были ранены, – сам император Александр III и члены его семьи остались живы.

Весть о случившемся тут же облетела весь мир. До сих пор нет единой точки зрения, был ли инцидент в Борках терактом или халатностью. Так как только в 1881 году народовольцы убили Александра II, то версию с терактом не освещали – это могло стать слишком серьезным ударом для самодержавия. Говорили, что количество вагонов и скорость состава превышали допустимые в те времена нормы.

Но самой популярной была версия, что как только император выбрался из-под обломков вагона-ресторана, он тут же наткнулся на кусок прогнившей шпалы – она-то, дескать, и стала причиной катастрофы. «Шишки» за все нарушения, с которыми якобы была построена Курско-Харьковско-Азовская железная дорога, посыпались на ее создателя, «железнодорожного короля» Самуила Полякова.

Он был средним сыном в семье Соломона Полякова, который занимался винным откупом и со временем смог выбиться в купцы первой гильдии. Это позволяло ему и его детям жить и заниматься предпринимательством за пределами черты оседлости. Первым из братьев этим правом воспользовался как раз Самуил. Как и отец, он начал свою предпринимательскую деятельность мелким винным откупщиком.

Потом устроился управляющим небольшого винокуренного завода в имении графа Ивана Толстого. Под управлением Самуила завод стал приносить невиданную до того прибыль. Так что, когда графа назначили министром почты и телеграфов, Самуил получил право на содержание нескольких почтовых станций.

Впрочем, коммерческое чутье подсказывало ему, что куда практичнее было бы строить железные дороги. Государство тогда активно привлекало предпринимателей к созданию железнодорожных путей на основе концессии. То есть государство финансировало строительство, а застройщик следил за эксплуатацией и мог под это дело выпускать ценные бумаги, на доходность которых выдавалась правительственная гарантия. В общем, Самуил решил попробовать влиться в это дело – и лишь поставив материалы к строительству одной из железных дорог, осознал, какие там кроются выгоды. Расписав графу Толстому возможные финансовые перспективы, Самуил по его протекции получил концессию в Харьковской губернии.

Последующий путь к титулу «железнодорожного короля России» был стремительным. В 1867-м из США вернулся министр путей сообщения России Павел Мельников. Он искал человека, готового применить американскую технологию ускоренного железнодорожного строительства в России. Самуил это знал – и попросил графа Толстого зазвать Мельникова на ужин. К концу того приема 30-летний Самуил Поляков стал главным претендентом на все госзаказы.

Технологию ускоренного строительства Самуил освоил при постройке Козловско-Воронежской дороги. Суть заключалась в том, что работа дробилась между множеством субподрядчиков, с каждого из которых все спрашивалось строго и точно в срок. Координацией занимался Поляков – и за огромные деньги. Из казны платили чуть ли не по 75 тысяч рублей серебром за каждую версту – а это, напомним, чуть больше километра – Козловско-Воронежской дороги протяженностью 170 верст.

Себестоимость же версты была порядка девяти тысяч рублей. Однако скорость и качество работ всех устраивало – следом Поляков получил новые подряды на строительство Орловско-Грязской, Козловско-Тамбовской, Курско-Харьковско-Азовской железных дорог и других магистралей. Строительство каждой велось в предельно сжатые сроки. К примеру, магистраль Курск – Ростов-на-Дону протяженностью более 750 верст Поляков построил в рекордные сроки – за год и 10 месяцев. Всего же на долю Полякова пришлась четверть из 7800 верст железных дорог, проложенных в 1867–1869 годах.

Самуил Поляков, 1870 год

К 1870 г. 32-летний Самуил Поляков – один из крупнейших предпринимателей страны. Он – коммерции советник, состоит обычным и почетным членом во множестве попечительских обществ, является кавалером ордена Святого Станислава II степени

Орден Святого Станислава 2 степени с мечами. Золото 56 пробы

Не забывал Самуил и о братьях. Хотя те подались в банковское дело и крайне в этом преуспели, железные дороги они строили все вместе. Братья учредили ряд железнодорожных обществ в активно развивавшихся юго-восточных губерниях империи.

Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов именно Полякова выбрали господрядчиком по строительству двух железнодорожных веток: Бендеро-Галацкой и Фратешты-Зимницкой. Первая из них должна была связать театр военных действий с основной железнодорожной сетью России, а вторая – играть роль рокады для переброски резервов с одного участка фронта на другой. Более чем 320-километровая дистанция между Бендерами и Галацем была преодолена всего за 100 дней. Непосредственно стройкой руководил талантливый железнодорожный инженер Михаил Данилов, а Самуил Поляков обеспечивал непрерывную поставку материалов и рабочей силы.

Такая сверхскоростная стройка во время военных действий была беспрецедентной и не имела аналогов в мире. В 1878 году проект строительства и отчет о прокладке магистрали демонстрировались на Всемирной выставке в Париже – в итоге эти проведенные железнодорожные ветки признали одним из наиболее выдающихся сооружений того времени. Главный инженер строительства получил золотую медаль, а Самуил Поляков – Гран-при выставки и премию в размере 4,5 миллиона рублей серебром от российского правительства.

Медаль «В память тайного советника С.С. Полякова»СПб монетный двор. Автор А. Грилихес-сын. Серебро. Диаметр 58,5 мм. Вес 90,23 г.Дьяков № 1011.1-R4. Очень редкая. Продана на аукционе в 2010 г. за 170000 руб.

За свою жизнь Самуил Поляков построил девять крупных железных дорог общей протяженностью более четырех тысяч километров – и стал владельцем нескольких частных железнодорожных сетей, в том числе Курско-Харьковско-Азовской, Козловско-Воронежско-Ростовской, Царскосельской, Оренбургской, Фастовской и других. Его состояние оценивалось в 30 миллионов рублей, часть из которых он, впрочем, щедро жертвовал.

В 1867 году он основал железнодорожное училище в городе Ельце, послужившее образцом для других училищ этого рода; позже он учредил первое на юге России частное горное училище при Корсунской каменноугольной копи. На деньги Самуила Соломоновича в 1870 году было открыто железнодорожное училище в Харькове. В 1875 году на его средства в Ельце была построена классическая мужская гимназия, в которой впоследствии учились знаменитые русские писатели И. А. Бунин, М. М. Пришвин[3].

В 1882 г. пожертвовал 200 тыс. рублей на общежитие для студентов при Санкт-Петербургском университете, названное коллегией императора Александра II. Другие пожертвования Полякова составляли свыше 2 млн. рублей (на лицей цесаревича Николая, на училище барона Дельвига, на женские гимназии, на еврейский земледельческий и ремесленный фонд и т.д.)

При его финансировании образовательные учреждения строились в каждой губернии, через которые проходили магистрали железных дорог. В специально учрежденный фонд, направленный на развитие образования, перечислялось 15 рублей с каждой версты построенных дорог. Жертвовал Поляков и на создание частных еврейских школ в западных районах страны.

В начале 1880-х Поляков пожертвовал более 500 тысяч рублей на строительство новых зданий Петербургской и Московской синагог, а также 200 тысяч на устройство образцовой еврейской богадельни в Петербурге. Благодаря его пожертвованиям появилось «Общество для распространения просвещения между евреями в России». Он же стал инициатором образования Фонда общества по распространению ремесленного и земледельческого труда среди евреев.

За свою предпринимательскую и благотворительную деятельность Поляков получил генеральский чин тайного советника (3-й чин в табели о рангах), который давал право на потомственное дворянство. Возведённый во дворянство, имел чин тайного советника. Был награжден орденами Св. Станислава II степени, орденом св. Владимира 3-й ст., иностранными орденами, был почётным гражданином более чем десяти губернских городов.

Орден св. Владимира III степени с верхними мечами парадный

В начале 1888 года Поляков загорелся идеей масштабного железнодорожного строительства на Балканах. Но вскоре он скоропостижно умер: сердечный приступ хватил его прямо во время похорон близкого друга, железнодорожного магната Абрама Варшавского. Вынося из Петербургской синагоги гроб Варшавского, Поляков потерял сознание. Через три дня, 7 апреля 1888 года, Самуил Поляков скончался.

Крушение императорского поезда он не застал. Впрочем, «повесить» на него катастрофу было бы непросто: качеством построенных им магистралей восхищались во всем мире.

Поляков был скупо оценён современниками как «самородок редкий и по способностям и по характеру». К сожалению, эта оценка не смогла спасти имя Полякова от исторического забвения. Сегодня имя и деяния этого строителя не увековечено на огромных железнодорожных пространствах России. Хотя в топонимике Юго-Восточных железных дорог можно встретить название станции Графская, названой в честь первого министра почт и телеграфов графа Толстого, и станции Сомово, названой в честь предводителя Воронежского губернского дворянства, оказавших активнейшее содействие Полякову в его бизнесе.

Поляков, Лазарь Соломонович

Лазарь Соломонович Поляков (1842, Орша — 1914, Париж) Брат железнодорожного магната Самуила Соломоновича Полякова и финансиста Яковa Соломоновича Полякова.

Одним из видных общественных деятелей Российской империи рубежа XIX—ХХ веков был банкир, промышленник, меценат, глава еврейской общины Москвы Лазарь Соломонович Поляков. Однако известен Поляков не только как основатель первой в стране банковской империи, но и как предполагаемый отец легенды русского балета Анны Павловой, родившейся 12 февраля 1881 года.

Выступления Анны Павловой ждали в театрах всего мира

Лазарь был третьим сыном в семье мелкого еврейского купца из Орши. Соломон Поляков занимался одним из немногих доступных его соплеменникам делом — винным откупом. Мечтой Соломона было выбиться в купцы первой гильдии: евреям, попавшим в эту купеческую касту, разрешалось жить и заниматься предпринимательством за пределами черты оседлости. А это не только давало возможность самому Соломону сделать свой бизнес более прибыльным, но и открывало многие дороги перед его сыновьями: Яковом, Самуилом и младшим, Лазарем, родившимся в 1842 году.В итоге все три брата, унаследовавшие от отца коммерческую жилку, сделали блестящую карьеру. Яков стал выдающимся финансистом, Самуил — железнодорожным магнатом.

Но самым успешным из них был Лазарь: младший сын местечкового торговца превратился в богатейшего человека, выдающегося государственного деятеля и мецената

Свой путь он начинал с должности приказчика в железнодорожной компании брата Самуила. Быстро приобрел не только опыт, но и средства на открытие собственного дела. Свой первый банк, Московский земельный, Лазарь учредил, когда ему не было еще и тридцати.

Это был первый российский банк, специализировавшийся на ипотечных кредитах.

Через год он открыл еще два финансовых учреждения в центральных российских губерниях. В том же году Лазаря Полякова наградили орденом Святой Анны III степени — «за усердие и труды во благо Отечества». А в 1873 году было объявлено об открытии «Банкирского дома Лазаря Полякова».

Орден Святой Анны 3 степени

Карьерный рост выходца из еврейского местечка совпал с развитием российской банковской системы и был поистине головокружительным. Отбоя от клиентов не было, в его банки буквально выстраивались очереди за ссудами. А их владелец и основатель проявлял чудеса финансовой сметки: адаптировал к местным реалиям самые успешные зарубежные схемы, тонко чувствовал конъюнктуру, мгновенно реагировал на любые изменения.

Полякова называли российским Ротшильдом, им восхищались, ему завидовали, его ненавидели. В чем только ни обвиняли его злые языки: в подлоге, обмане, мошенничестве! Но Поляков никогда не давал поводов не верить в его порядочность. Он досконально знал все юридические тонкости и четко следовал букве закона. Благодаря своему финансовому гению, неустанному труду и бесстрашию (он постоянно создавал и ликвидировал новые банки, укрупнял и дробил их), Лазарь Поляков стал одним из богатейших и влиятельнейших людей в стране.Его империя вышла и за границы России. Поляков открывал отделения банков за рубежом, занимался экспортом хлеба, был акционером и руководителем многих торговых, промышленных и транспортных компаний и Коммерческого страхового общества.

Здание, построенное Поляковым для его Московского международного торгового банка, существует по сей день — на углу Кузнецкого моста и Рождественки. Это величественное сооружение в стиле ренессанс стало одним из выдающихся образцов московской городской архитектуры

Здание Московского международного торгового банка, 2008 год
Лазарь Соломонович Поляков на портрете кисти К. Маковского.

Еврей во дворянстве

Однако банковскому магнату было мало финансового могущества. Он преуспел и в политике, причем международной. Лазаря Полякова интересовал Восток — и как предпринимателя, и как политика. По его инициативе и с его участием была построена первая шоссейная дорога в Персии, а также железная дорога от Тегерана до Шах-Абдул-Азима.

С персидским правителем шахом Насреддином у Лазаря Соломоновича в начале 1890-х годов сложились очень теплые отношения. И с 1890 года он в качестве генерального консула Персии представлял интересы этой страны в Российской империи. Через четыре года шах наградил Полякова орденом Льва и Солнца и сделал его бароном.

В те же годы банкир стал консулом Османской империи и кавалером высших турецких орденов: Меджидие I степени и Османие I степени. Все эти повороты судьбы удивительны для выходца из еврейского местечка. Однако еще удивительнее тот факт, что в 1897 году некрещеный еврей Лазарь Поляков на родине, в России, получил потомственное дворянство и был произведен в действительные статские советники. Спустя девять лет он уже имел чин тайного советника.

Герб Поляковых

Поляков тратил миллионы на благотворительность, жертвовал огромные суммы на помощь малоимущим, студентам и осужденным. Большое внимание бизнесмен уделял развитию и сохранению культурных ценностей.

Он был членом комитета по созданию Музея изящных искусств имени Александра III (нынешний Музей изобразительных искусств имени Пушкина), вносил щедрые пожертвования на его строительство и приобретение экспонатов. Так, например, благодаря Лазарю в музее появился зал греческих рельефов VI и V веков до нашей эры.В заботах имперского масштаба не забывал Поляков и о народе, к которому принадлежал. Тридцать пять лет, вплоть до самой своей смерти, он возглавлял московскую еврейскую общину, где к нему относились с необычайным почтением. Для своих соплеменников Лазарь Поляков стал практически легендой. В 1886 году он выкупил участок земли в Спасоглинищевском переулке для строительства Московской хоральной синагоги, позже банкир выделял значительные суммы на ее возведение и содержание.

На его средства были открыты больница для бедных иудеев, школа и ремесленное училище. А в 1887 году Поляков купил землю для расширения еврейского участка на Дорогомиловском кладбище.

Тайный отец великой дочери

У Лазаря Полякова было пятеро детей, рожденных в браке, и, согласно распространенной версии, незаконнорожденная дочь.

Великая русская балерина Анна Павлова считалась дочерью прачки и отставного солдата, умершего, когда девочке было два года.

С этого времени Лазарь Поляков опекал ребенка. Он поселил Анну на даче под Санкт-Петербургом, где ее холили и лелеяли, обучали аристократическим манерам. Когда ей исполнилось десять лет, по рекомендации самого Мариуса Петипа девочку, проявившую недюжинный хореографический талант, приняли в балетную школу при Мариинском театре.

Законные дети Лазаря, которые были намного старше Анны, относились к ней как к сводной сестре. После революции детям Полякова пришлось уехать из страны. Один из его сыновей, Дмитрий, погиб в Освенциме.

Павлова гастролировала по Европе, когда началась Первая мировая война, не смогла вернуться в Россию.

Балерина всю жизнь скрывала свое происхождение. Правду о себе она рассказала знаменитому американскому импресарио Солу Юроку с условием не разглашать ее, пока она жива. Он выполнил обещание и лишь спустя 15 лет после смерти великой танцовщицы, в 1946 году, раскрыл ее тайну в своих мемуарах.

Крах финансовой империи

Последние годы жизни Лазаря Полякова были непростыми. Вместе с Российской империей на грани краха оказался и выстроенный им мир. Его считали удачливым предпринимателем, и небезосновательно. Но в начале ХХ века в стране разразился финансовый кризис, который не мог не затронуть бизнес Полякова.

Оказалось, что долги его банкирского дома почти вдвое превышают стоимость активов. Мнения в правительстве разделились: одни предлагали во что бы то ни стало спасти империю Полякова, поскольку от нее во многом зависела экономика России, другие категорически возражали. В итоге наиболее крупные финансовые учреждения Лазаря были спасены и слиты в Соединенный банк, а самого Полякова отстранили от дел.Несмотря на почти официальное банкротство, которое стало серьезным ударом для банкира, он не оставил благотворительность. А в 1913 году поехал в Париж в надежде не только развлечься, но и найти новых деловых партнеров, чтобы выбраться из кризиса.

Однако планы его не реализовались. Лазарь Поляков умер в Париже в январе 1914 года. Его прах перевезли в Москву и похоронили на том самом, выкупленном им когда-то участке Дорогомиловского кладбища. Говорят, что в дни, когда хоронили Лазаря Полякова, в Москву ненадолго приезжала и Анна Павлова.

Поляков, Яков Соломонович

Поляков Яков Соломонович. Действительный статский советник, российский финансист, предприниматель, купец 1-й гильдии, почетный гражданин г. Таганрога.

Родился в семье еврейского купца 1-й гильдии Соломона Лазаревича Полякова, в 1860—1864 годах работал в его деле. В 1864—1869 годах — оршанский купец первой гильдии. 16 ноября 1868 года по решению Екатеринославской казённой палаты был перечислен в таганрогские купцы первой гильдии и вскоре открыл торговый дом и контору буксирного пароходства, а затем учредил Донской земельный банк. Финансировал, в частности, строительство в Таганроге комплекса зданий железнодорожного вокзала[1].

В дальнейшем стал соучредителем и совладельцем Азовско-Донского и Петербургско-Азовского банков, Азовского пароходства, занимался строительством железных дорог в России и за её пределами. Был Председателем Таганрогского общества Красного Креста, построил в Таганроге Дом трудолюбия и еврейское училище. Состоял вице-президентом Еврейского колонизационного общества.[2] В 1890-е гг. приобрел концессию на создание банка в Персии. В 1902 г. этот банк получил название "Учетно-ссудный банк Персии". Банк был одним из главных факторов влияния России в Персии.[2]

Объявление в справочнике «Весь Петербург», 1894 год.

В 1885 году получил право на потомственное дворянство через пожалование чином действительного статского советника, в 1900 году получил чин тайного советника[3].

Награжден Орденами Св. Станислава 1-й и 3-й ст, Орденом Св. Владимира 3-й ст, орденом Св. Анны 1-й ст..[2]

За филантропическую деятельность был избран почётным гражданином Таганрога.Финансировал, в частности, строительство в Таганроге комплекса зданий железнодорожного вокзала.Имел чин тайного советника.

На рубеже XIX—XX веков понёс большой материальный ущерб в ходе финансового кризиса.В 1897 по личному ходатайству министра юстиции Якова Муравьева Полякова Якова произвели в потомственное российское дворянство (редчайший случай в России, поскольку речь шла о некрещёном еврее).

Скончался Яков Поляков в Биарриц, Франция, в 1909.

Есть мнение, что Поляков послужил прототипом еврейского нувориша Болгаринова в романе Льва Толстого «Анна Каренина»[7].

По материалам статьи: Алексея Викторова, Анны Кудрявской.

По материалам статьи: Киселев О.В. «С.С. Поляков и российское железнодорожное “чудо” XIX века»

Источники: Аначьич Б. В. Братья Поляковы. // Банкирские дома в России 1860—1914 гг. — М.: Издательство «Наука», Железнодорожный король - Самуил Поляков - человек, построивший четверть железных дорог России. Самуил Поляков - Алина Ребель. Евреи в России: самые влиятельные и богатые.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null