Без учителей, без лекций
Мы решили начать изыскания с анализа примеров современных инновационных школ. Сегодня мы посмотрим на только что открытую Сбербанком школу — образовательный проект для подготовки специалистов в сфере ИТ. Постараемся изложить, что нам нравится в этом проекте и что не очень. Позднее мы обязательно будем возвращаться и досконально разбирать отдельные элементы и принципы в обучении. А пока в ближайшее время мы будем смотреть на существующие проекты с замыслом построения образования будущего.
Что хорошо, интересно и, главное, какой эффект от той или иной новации?
Здорово, что обучение происходит от практических задач, под которую самим учеником подбирается поясняющий (теоретический/лекторный ли) материал. Это вызывает осознанность потребления знаний и использование широкого контента. Также благодаря этому в конце обучения мы получим весьма прокаченного специалиста с большим практическим опытом.
Классно, что студенты заняты как индивидуальными, так и коллективным проектами без вмешательства "надзирающего" органа (в лице учителя например). В результате выполнения таких заданий будут отработаны навыки и самостоятельной, и командной работы (тоже самостоятельной и ответственной за результат для команды), что является важными компетенциями современности.
Важной и мудрой составляющей являются peer-to-peer подходы к обучению и оценке. Получение пояснений, поддержки и затем оценивания от коллег работает в две стороны: получающий познает силу командной организации, отдающий в процессе и сам учится новым навыкам, и приобретает уверенность в знаниях.
Применение индивидуальных траекторий обучения позволяет оптимально использовать время, не буксовать и не оставлять пробелов: уровень сложности последующей задачи зависит от того, как ты справился с предыдущей. Автоматизированная проверка заданий позволяет получать быстро обратную связь и двигаться дальше.
Элементы геймификации добавляют, пожалуй, здоровую состязательность с самим собой и коллегами, способствуют мотивации через выработку гормонов активности.
В целом мотивация на обучение, на успех, на преодоление барьеров, как кажется, имеет практическую осознанность, подкрепляется сотрудничеством, возникающей ответственностью, выбором и перспективой развития.
Разумен кажется подход, когда студент может выбирать специализацию, и в том числе, как мы поняли, по ходу своего обучения. Ведь не попробуешь, не поймешь?
Конечно, кампус. Который, по замыслу создателей, подпитывает чувства и исключает любой дискомфорт, который когда-либо присутствует или присутствовал в рядовых комнатушках заводских цехов...
И, наконец, бесплатно. Безусловно, привлекательно. Однако, не стоит забывать об известном сыре в мышеловке. Возможно, не все так гладко, некоторая информация есть в комментариях к основной статье.
Перейдем теперь к тому, что понравилось не очень.
Что только с 18 лет. Как кажется, осознанное обучение и интеграцию в жизненную среду можно начинать и раньше, где-то плюс-минус вторая-третья часть переходного возраста.
Что есть отбор, да еще и отсев, и причем по неясным правилам, и нет никакого сотрудничества по выбору и определению траекторий развития тех, кто не выплывает из бассейна. Пожалуй, это связано с узкой специализацией школы — только на ряде профессий в области ИТ, и только с заточенностью на определенную группу работодателей, у которых есть еще и свои понятия о корпоративной культуре. Ведь в действительности для Сбербанка это способ нанять на работу и обучить программистов "в стенах" корпорации. При этом тут ничего плохого нет, так или иначе поступают и другие известные на рынке работодатели.
А стоит ли работать на выходных? сдавать задания к полуночи? Попасть в "бассейн" и затем пытаться выбраться из него? когда же мы оставим в прошлом изнуряющую борьбу за место под солнцем? О том, что население планеты растет неимоверными темпами, мы, конечно, не забываем, но это не должно означать, что мы должны выжимать из себя все соки в погоне за... Помните фильм "Погоня за счастьем"? При всей погоне, показанной там, главный герой говорит о том, что важно обрести мечту и не терять веры в нее, где бы ты и кем бы ты ни был.
Итоговые экзамены по автоматизированной проверке. Наверное, это неплохо. Но нам кажется, нельзя исключать человека, будь то команда или ментор, тьютор, эксперт. Очень важна, и особенно в итоге, комплексная оценка.
Да, подход без учителей/преподавателей, несущих через лекции знания, становится ясным, но отсутствие тьютора, ментора, модератора или коуча кажется не вполне разумным. Последние могут открывать возможности, пути размышлений...
А вот про тот же кампус. При всей его "элитарности" рабочие компьютерные ряды кажутся швейным производством...
А что думаете вы? какие принципы и подходы в школе будущего близки вам, а какие не очень?