Как Хельсинки стал заводом по производству игровых хитов

В рубрике «Рынок игр» ЦП публикует перевод материала Fortune о становлении игровой индустрии в Финляндии — о том, как на это повлияла Nokia, и как правительство страны выдает стартапам безвозмездные кредиты.

Как Хельсинки стал заводом по производству игровых хитов

Начиная с Angry Birds и заканчивая Clash of Clans, Финляндия выпустила рекордное количество игровых франшиз, которые обернулись мировыми хитами. За последние десять лет Хельсинки превратился в столицу мобильной игровой индустрии — здесь находятся офисы Remedy Entertainment (Max Payne и Alan Wake), Rovio Entertainment (Angry Birds), Supercell (Clash of Clans).

Хотя консольные игры от таких компаний, как Remedy и Housemarque, создателей Super Stardust Delta, Dead Nation и Resogun, стали хитами среди геймеров, большинство игровых студий добились успеха в мобильной сфере. Финская мобильная компания Nokia, которая была куплена Microsoft, стала катализатором успеха для многих мобильных игровых студий.

Мы должны благодарить Nokia за то, что Хельсинки стал успешен в производстве мобильных игр. Огромный рост Nokia в начале 2000-х был очень важен для локальной игровой сферы. По мере роста компания сосредотачивала огромное количество разработки в стране.

— Петри Ярвилехто, креативный директор стартапа Seriously

В 2003 году была основана студия Rovio, и, как отмечает Ярвилехто, в этом есть заслуга как Nokia, так и других компаний мобильной сферы:

Apple выпустила iPhone, и Nokia начала терять популярность. Внезапно появилось большое количество экспертов, которые работали над мобильными играми и которым Apple предоставила платформу для разработки и публикации. Они начали работать в этой сфере, и всё, что мы видим сейчас — это результат десятилетнего труда.

Ярвилехто является живым примером того, как мобильный стартап может достичь успеха. Сообщество финских разработчиков очень дружное, при этом количество новых игровых студий постоянно растет. Этот фактор помогает менеджерам и разработчикам менять места работы или открывать свои компании. Ярвилехто был главным дизайнером в Max Payne 1 и 2, прежде чем пришел в Rovio, а это произошло сразу после запуска Angry Birds. Он вынес ценные уроки из работы в двух крупных компаниях и применил их в своем стартапе Seriously, в руководство которого входят специалисты из Rovio и Fox Interactive.

Seriously выпустила свой первый международный продукт Best Friends в октябре 2014 года. Если Angry Birds была создана, в первую очередь, как игра, а только потом как мультфильмы и сувениры, то Best Friends с первых секунд заставляет игрока почувствовать мультимедиа: анимацию, стикеры, музыку и книги.

Ветераны игровой индустрии получают поддержку правительства Финляндии для открытия своих стартапов. Существует государственный фонд Tekes, который включает в себя много программ, таких как Skene — вложения в игровую сферу. Она помогает игровым разработчикам, даже тем, кто стеснен в средствах, получать гранты и займы правительства.

Саара Бергстром, директор по маркетингу в Next Games, уверена, что 100% игровых компаний в Финляндии получили государственную поддержку в виде займов, которые не нужно возвращать. Сделки обычно заключаются в виде гранта и займа. Подобный вид финансирования от Tekes и других структур помог Supercell вырасти в одну из самых успешных игровых студий мира с таким хитом, как Clash of Clans. После того, как компания была куплена японским телеком-гигантом SoftBank, правительство окупило инвестиции.

Микаэль Хавери, директор по изданию в Husemarque, любит говорить, что правительство дает разработчикам второй шанс. Студия, работающая над новой игрой для Playstation 4 — Alienation, видела множество разработчиков, которые пришли к успеху, в то время как в других странах они потерпели бы крах. Даже если студия выпустила ряд игр и вышла за рамки бюджета, она может обратиться за помощью в Tekes.

Стоит заметить, что Rovio выпустила 52 игры, пока не создала свой хит — Angry Birds. До этого студия состояла из горстки людей в стране с пятью миллионами жителей. Но сегодня, по мнению директора по маркетингу Rovio, их бренд так же узнаваем, как и Disney или Hello Kitty.

Мы всегда использовали разрушительный маркетинг с помощью анимации, что было немного резко, немного безумно, но наши фанаты постили это у себя. Мы работаем с нашими пользователями, которые делают за нас маркетинг. Мы сами почти не занимались рекламой.

PlayRaven, другая финская студия, которую основали бывшие разработчики из Remedy, только что выпустила мобильную стратегию по мотивам Второй мировой войны — Spymaster. Игра попала в топы США и Великобритании. Лассе Сеппанен из PlayRaven утверждает, что его компания только что получила $800 тысяч от Tekes на разработку будущих игр. Предполагается, что деньги вернутся посредством налогов или через найм людей, с зарплаты которых государство также получит налоги.

Полтора года назад городское правительство Хельсинки открыло NewCoFactory, новый сервис под эгидой Enterprise Helsinki, чтобы помочь игровым разработчикам достичь успеха на международной арене. Мика Валтасаари, представитель NewCoFactory, заявил, что инициатива была реакцией на проблемы, возникшие в Nokia и повлекшие за собой увольнения людей. NewCoFactory помогает людям найти работу, а игровым студиям — новые таланты.

Правительство регулярно проводит различные программы для игровых студий. Индрек Вайну, бизнес-консультант в Helsinki Business Hub, утверждает, что огромным успехом пользуется мероприятие Pitch Helsinki, которое позволяет привлечь инвестиции на месте. Такой шанс выпал Tunnel Ground ($194 тысяч), Small Giant Games ($776 тысяч) и PlayRaven ($2,5 млн).

Это венчурные инвестиции, которые вы можете получить наряду с государственной поддержкой. Инвестором быть очень выгодно, ведь компании могут использовать как государственные дотации, так и частные инвестиции, снижая риск для потенциального инвестора.

Бизнес-ангел Яри Оваскайнен надеется повторить успех с Supercell в своем новом стартапе Next Games. Бывшие работники Rovio, Supercell и Disney работают над мобильной игрой The Walking Dead: No Man's Land, которая должна выйти в начале 2015 года. Next Games получила $8,5 миллионов инвестиций, включая вложения от Lionsgate. Это первый опыт сотрудничества голливудской студии и производителя игр, но Lionsgate может сделать массовой любую разработку финской студии.

Успех Rovio, Angry Birds, Supercell и Clash of Clans помог другим финским разработчикам понять, что даже если ты из маленькой страны на севере Европы, ты все еще можешь конкурировать с миром. Если вы обладаете правильной идеей, правильным типом игры, правильным распространением и временем, то есть все шансы создать хит. Не обязательно быть с западного побережья США, чтобы стать номером один в игровом мире.

— Йами Лаес, исполнительный вице-президент Rovio Games

8 комментариев

Да, по выручке на одного работника игровой индустрии финка это мировой лидер - она равняется кажется около 1 мегабакса на сотрудника.

Смотрел выступления главы ихнего фонда по поддержке игр (кажется фонд Playa называется), вот что он сказал.

Имея бюджет всего 2 млн евро, они их не разворовали как *удаки из Сколково (когда депутатик Пономарев получил 700 тыс баксов за свои выступления-лекции, а также заказали промо-ролики по $2M за штуку, и все остальное вбухали в строительство недвиги под какой-то никому не нужный "Открытй Универ Сколково"), а потратили с умом:

1) купили вагон разных мобильных дивайсов, и давали их в бесплатную аренду стартапаам, чтобы они могли проверить работу своих игр. При том что эти дивайсы физически перемещались между офисами стартапов, а не лежали в стенах фонда - то есть ими было пользоваться архиудобно

2) оборудовали студию motion capture и оказывали на ней бесплатные услуги своим стартапам

3) оплачивали стартапам поездки на всякие конференции.


Короче, надо Векселя и его свору выкинуть из Сколково и ФРИИ, и тогда наверно и у нас что-то интенсивнее начнется развиваться.

2

Когда есть недра, то инновации просто toys :)

Нельзя просто взять и выкинуть. Если человек украл у страны 30 млн, а заработал 50 млн то считай принес стране 20 млн.
Ставить надо такого который больше чистой прибыли принесет, а не такого который не ворует.
В общем, смотрите обоими глазами. Конкретно никого не защищаю, просто напоминаю принцип.

Есть конечно, и долгосрочные последствия коррупции, но тут уже надо на культуру народа воздействовать, потому что много людей лукавых.

А вы в сколково работаете?

Пока почти все бабло сколково уходит на проморолики за $2M каждый, общефилософские лекции каких-то иностранцев (иногда - почти никому не известных), да строительство недвиги (кампусов для студентов, учебных корпусов и тд, как будто бл*ть ВУЗов в Москве не хватает). А для реальной поддержки инноваторов каждый год бабла не остается.

Про лекции иностранцев - от посетителей этих лекций слышал, что они часто гонят масло маслянное, и 100 раз повторяют одну мысль. Например, целая двух часовая лекция может быть посвящена тому, что "команда должна быть заинтересована в качестве продукта и у команды должны гореть глаза". Эту мысль иностранный лектор повторяет 100 раз с важным видом тоном Капитана Очевидность, и честно получает за нее NN килобаксов. Вот это и есть Сколково..

А тем временем стареющие советские изобретатели работают охранниками на стройках с зп в 10 тр. и умственно деградируют.

1