реклама
разместить

«Нашли клиента в Европе». Как можно изменить свой бизнес за месяц

Итоги первого месяца акселерации от Сбербанка и 500 Startups для стартапов

Команда Sputnik8 в Акселераторе Сбербанка и 500 Startups
Команда Sputnik8 в Акселераторе Сбербанка и 500 Startups

Завершилась первая часть программы Акселератора Сбербанка и 500 Startups. Менторы уехали «на каникулы» – отмечать Новый год. Акселерация продолжится в январе и завершится демо-днем, который пройдет в феврале. По итогам демо-дня жюри выберут 7 команд, которые отправятся на месяц в Кремниевую долину.

Программа строилась так: по понедельникам – лекции от менторов 500 Startups, затем всю неделю – воркшопы и индивидуальные консультации с экспертами. По средам и четвергам мы проводили мероприятия: встречи стартапов с представителями корпораций, встречи с инвесторами и т.д.

У каждого стартапа есть свой Entrepreneur in Residence – либо Тристан Поллок, либо Галина Озгур, которые регулярно отслеживают успехи команд.

Мы спросили у стартапов, как изменился их бизнес за месяц акселерации. Публикуем самые интересные ответы.

Мобильное приложение для проведения фото- и видео-осмотров любых объектов с защитой от мошенничества. Отвечает Александр Фокин, генеральный директор:

Первая часть акселерации нас шокировала. Пришлось изменить привычный график работы и делать по 5 дел одновременно.

Мы привыкли жить с мыслью, что аналогов нашего стартапа в России нет – и даже не задумывались искать конкурентов. Но ментор, Галина Озгур, заставила заняться исследованием рынка США. Так мы нашли востребованный американский аналог нашего сервиса. А значит, тоже можем предложить ViewApp американским страховщикам.

Поймали себя на том, что сами занимаемся изобретением новых функций. Оказалось, что если внимательно слушать клиента – то можно узнать про необходимые функции прямо от него. Вступили в секту кастдева, так сказать.

Cтартап ViewApp появился из личной проблемы Александра Фокина – он партнер в страховой компании. Александру хотелось начать работать с удаленными клиентами, не приезжая к ним физически
Cтартап ViewApp появился из личной проблемы Александра Фокина – он партнер в страховой компании. Александру хотелось начать работать с удаленными клиентами, не приезжая к ним физически

Маркетплейс консолидированных доставок в торговые сети. Отвечает Павел Васильев, генеральный директор:

Мы полностью пересмотрели подход к продажам – стали больше внимания уделять пониманию реальных проблем клиентов. Выяснилось, что мы сами не до конца понимали, какую пользу приносим нашим клиентам. Теперь пересматриваем позиционирование и дорабатываем предложение.

Провели новый формат встреч с клиентами – когда компании, которые уже пользуются продуктом, рассказывают потенциальным клиентам о его преимуществах. Результаты просто потрясающие!

До акселератора мы не могли решить, стоит ли пытаться экспериментировать с выходом на другие рынки или нужно сначала набрать вес в России. Пообщавшись с коллегами по акселератору, пришли к выводу, что нужно однозначно делать MVP для других рынков и тестировать гипотезы. Иначе потом может быть поздно. Как результат, уже нашли потенциального клиента в Европе и сейчас готовим совместный пилотный проект.

После встречи с корпорациями–партнерами программы договорились о нескольких вариантах сотрудничества. Надеемся, что это приведет к дополнительным направлениям для развития бизнеса.

Стартапы акселератора на открытии программы
Стартапы акселератора на открытии программы

B2B-маркетплейс в сфере морепродуктов. Отвечает Антон Трантин, генеральный директор:

Команда YORSO открыто подошла к процессу акселерации – мы регулярно пишем отчеты в блогах (на vc.ru и Medium).

Если резюмировать, то выделяю следующие вещи:

  • Сама программа собрала нашу раскиданную по России команду в одном месте, и это стало драйвером с точки зрения совместной работы «здесь и сейчас». Мы изначально отнеслись к программе как к двухмесячному хакатону, поэтому увидеть нас в пространстве акселератора можно и в субботу, и в воскресенье, и в 11 вечера, и в 7 утра.
  • Отсекли много ненужных гипотез, которые нас давно волновали, особенно по части бесполезности маркетинга в нашей нише с крупным чеком продаж (то есть, покупка трафика, SMM – это все не про нас).
  • Стало понятно, что лучше фокусироваться на конкретной географии и крупных клиентах, а не пытаться охватить как можно больше стран вне зависимости от размера бизнеса. К концу программы сегмент будет сокращен до 1 региона по итогам проведения наших Email-маркетинговых кампаний и обратной связи рынка.
  • Подтвердили правильность подхода к системе, как к управляемому маркетплейсу, хотя все еще есть вопросы по части правильной бизнес-модели на базе SaaS-решения.
  • Полностью отсекли доработку продукта, уделяя 100% времени всех сотрудников росту клиентской базы и выручки: это позволило посмотреть на ценность и нишу с новой стороны.
  • Есть ощущение, что мы поменяли ориентир: если раньше думали о том, что надо убрать с рынка посредников и торговать самим напрямую, то теперь хотим усилить трейдеров, предоставив им качественное SaaS-решение. По аналогии с тем, как развивались маркетплейсы в сфере недвижимости – победил тот, кто усилил риелторов, а не тот, кто пытался их ослабить.
Антон из Yorso рассказывает о стартапе представителям «Вымпелкома»
Антон из Yorso рассказывает о стартапе представителям «Вымпелкома»

Умная мягкая игрушка со встроенной платформой поставки детского контента и технологиями искусственного интеллекта. Отвечает Светлана Захаренкова, генеральный директор:

У продукта несколько функций, и как это часто бывает, хотелось развивать все и сразу. Один из самых ценных советов (он был категорично настоятельным) – при запуске продукта выбрать единственную функцию и фокусироваться строго на ней, как бы сложно это ни было. Мы выявили, что изюминка нашего продукта – подписка на детскую библиотеку. Сейчас сосредоточились на доработке библиотеки и конверсии пользователей, так как эта метрика является ключевой для бизнеса на текущей стадии.

Еще была невероятно крутая один-на-один сессия с Робертом Нейвартом, ментором по продажам. Теперь у нас есть четкий план из конкретных шагов, что нужно сделать, чтобы начать общение с B2B-сектором.

Активную стадию коммуникации с потребителем и продвижение продукта начнем только к февралю, поэтому всем менторам я задавала вопросы про то, как это лучше сделать. В Новый год я ухожу, вооруженная эффективными инструментами. Теперь у меня есть четкий план работы на январь и февраль.

Светлана Захаренкова питчит Мишку перед представителями корпораций за 30 секунд
Светлана Захаренкова питчит Мишку перед представителями корпораций за 30 секунд

Конструктор документов. Отвечает Кирилл Буряков, генеральный директор:

Акселератор дал нам преимущество бренда Сбербанка и 500 Startups, а также предоставил возможность коммуникаций со своими партнерами. Это позволило запустить 5 новых пилотных проектов всего за 1 месяц. Менторы помогли уточнить формулировки ценностей и сфокусироваться на реально работающих каналах продвижения.

Поняли, что неправильно работали с холодными звонками и email-рассылками. Сейчас мы фокусируемся на рекламе в социальных сетях и партнерских программах по модели revenue sharing, когда сами партнеры генерируют теплые лиды.

Каждую пятницу в Акселераторе проходят общие встречи стартапов – команды делятся успехами и проблемами. Кирилл Буряков, будучи партнером в юридическом агентстве, помогал некоторым стартапам решать правовые вопросы
Каждую пятницу в Акселераторе проходят общие встречи стартапов – команды делятся успехами и проблемами. Кирилл Буряков, будучи партнером в юридическом агентстве, помогал некоторым стартапам решать правовые вопросы

Платформа для автоматизации процессов логистики. Отвечает Роберт Гаспарян, генеральный директор:

Первую неделю я скептически относился к тому, что происходило на площадке. Думал, что зарубежный ментор не может знать реалии нашего рынка, а все ответы сводятся к общей теории, которую я и так знаю.

Потом пришло осознание, что все вокруг помогают твоему паззлу под названием стартап собраться быстрее. Ты фокусируешься и начинаешь воспринимать картинку целиком!

Общаясь с другими командами, нашли проблему с конверсией: из 100 посетителей сайта регистрировались только 2. Чтобы найти причину, установили чат, и в течение первого часа получили сразу 3 вопроса о продукте. Значит, посетители не понимали, зачем нужен наш сервис, и просто уходили. Сейчас конверсия увеличилась до 10%. Да, это не новый инструмент, но когда делаешь новый продукт, работаешь в режиме многозадачности, поэтому легко упустить что-то важное.

Для нас акселератор стал точкой роста. Ты работаешь по 12 часов в день в замкнутой среде с большой концентрацией умных людей, которые готовы дать тебе все что нужно: экспертизу, опыт, кейсы, инсайды. В таких условиях показатели просто не могут не расти.

Роберта Гаспаряна раньше называли «гламурным дальнобойщиком». Потому что, начиная свой бизнес в сфере грузоперевозок, он иногда подменял дальнобойщиков
Роберта Гаспаряна раньше называли «гламурным дальнобойщиком». Потому что, начиная свой бизнес в сфере грузоперевозок, он иногда подменял дальнобойщиков

Автономный продавец-консультант и сотрудник поддержки на базе искусственного интеллекта. Отвечает Владимир Суворов, генеральный директор:

Наша команда в основном состоит из технических специалистов. Раньше мы приходили к клиенту и обсуждали технологии, машинное обучение, искусственный интеллект. Но лекция про корпоративные продажи от Роберта Нейварта открыла глаза: говорить нужно не о технологических нюансах, а о проблеме клиента. Роберт сказал, что вместо дискуссии о бизнесе мы зачем-то ведем дискуссии о методах машинного обучения, а такого вообще не должно быть. Теперь мы даже отказываемся от встреч с теми, кто просто интересуется искусственным интеллектом, но не нашим продуктом – у таких людей просто нет задач для нас.

Это же повлияло на ценообразование. Раньше мы исходили от наших пожеланий и примерных расчетов себестоимости решения. А сейчас смотрим с точки зрения «Сколько сэкономит наш клиент с этим решением». Начали слушать наших клиентов и снизили расходы на поддержку, которая все равно обходится нам недорого – оказалось, раньше цена многих смущала.

За время акселерации мы провели более 20 встреч с клиентами по новой методологии – с фокусом на их проблемы. Встречи конвертировались в 3 пилотных проекта, которые будут запущены в первом квартале 2019 года. Причем в этих пилотах мы точно знаем, какие именно задачи клиента решаем.

Инвесторы Александр Павлов (партнер RTP Global) и Марвин Ляо (500 Startups) выступают перед командами Акселератора
Инвесторы Александр Павлов (партнер RTP Global) и Марвин Ляо (500 Startups) выступают перед командами Акселератора

Разрабатывают нейроинтерфейс с искусственным интеллектом для реабилитации людей после инсульта и травм мозга. Отвечает Геннадий Коваленко, партнер:

На время акселерации мы переехали из родного и привычного Санкт-Петербурга в Москву, которая никогда не спит. И воочию увидели, что дает отрыв от привычной деловой текучки. Наша команда на 12–14 часов в сутки полностью погружается в проект, пользуясь тем, что ничего не может отвлечь. Это действительно эффективно!

Работа в акселераторе облегчила трансформацию менталитета команды – с научного, заточенного на познание нового, на предпринимательский – создание и донесение ценности для клиентов. Этому в немалой степени способствовали дискуссии с нашим EIR Тристаном и мастер-классы таких экспертов, как Chandini Amminene, Salim Virani, Nemo Chu, Danny Leonard, Johannes Radig, Rob Neivert и других не менее классных менторов. За 4 недели мы на два порядка увеличили количество холодных контактов, добившись коэффициента конверсии в 10–13%.

Геннадий пришел в Акселератор без навыков английского языка. Спустя две недели он уже свободно выступал на общих пятничных собраниях на английском
Геннадий пришел в Акселератор без навыков английского языка. Спустя две недели он уже свободно выступал на общих пятничных собраниях на английском

В акселератор пришли с амбициозным B2C-продуктом в сфере фитнеса: 101.FIT — персональный тренер по фитнесу на базе 3D-сканера у вас дома.

Помимо этого продукта, было ещё 3 направления бизнеса. В процессе акселерации, с помощью менторов и Тристана (EIR) поняли, что важен фокус, потом скорость и в конечном счете результат. В итоге решили сконцентрироваться только на одном продукте – умной примерочной, с ростом выручки в 3–5 раз за год. Переписали стратегию, операционный план и вступаем в Новый год с одним продуктом и четкими простыми целями.

Команда Texel за время акселерации сделала пивот: с «умного тренера» на «умную примерочную»
Команда Texel за время акселерации сделала пивот: с «умного тренера» на «умную примерочную»

Комьюнити-платформа для любителей спорта на открытом воздухе,с предоставлением профессионального прогноза погоды в любой точке мира. Отвечает Михаил Акселрод, партнер:

То, что мы с сооснователем Антоном засели в одном помещении на месяц, уже дало серьезный толчок. Кстати, оказалось, что если мы вырваны из текучки, компания живет и никто не умирает.

Быстрее побежали в сторону маркетплейса и проверяем гипотезу, что нужно работать с бизнесами по модели подписки.

Работа в акселераторе натолкнула на мысль, что команде нужен сильный маркетинг-директор. Раньше мы искали его в фоновом режиме. А тут за пару недель напряглись и взяли. А еще нам разнесли в щепки pitch deck и elevator pitch – есть над чем работать :)

Перед Новым годом приложение WindyApp попало в «Рекомедуемые» на российском App Store 
Перед Новым годом приложение WindyApp попало в «Рекомедуемые» на российском App Store 

Онлайн-площадка, где берут и сдают любые товары в аренду. Отвечает Аркадий Мешковский, генеральный директор:

Я хотел разобраться в том, как думает Долина, каким должен быть трекшн и на что лучше делать акцент в питчах перед американскими инвесторами. Очень доволен тем, что наш закрепленный наставник – Тристан Поллок, предприниматель из Долины, продавший уже 2 стартапа – обладает необходимым нетворком.

Во время акселерации мы работали над улучшениями продукта, и в январе хотим выкатить обновление, которое может увеличить конверсию минимум на 30%. Кстати, в процессе акселерации высчитали новую для нас метрику и стали ориентироваться на нее – число забронированных дней аренды. Недостатком программы, на мой взгляд, является ее маленький срок с учетом новогодних каникул.

Будни в Акселераторе Сбербанка и 500 Startups
Будни в Акселераторе Сбербанка и 500 Startups

Будем рады вашим вопросам об акселерации в комментариях.

1111
реклама
разместить
8 комментариев

А как дела у Спутника и Fish.travel? :)
Мне интересно, как человеку из трэвел-индустрии - даёт ли акселератор что-то трэвел-продуктам.

Фиш.Тревел по совету менторов из 500 Startups решили поменять модель и сейчас смотрят, что из этого выйдет.

Спутник8 запустил несколько гипотез - но пока результатами не делится. Поделимся в итоговых постазх :)

1

"Геннадий пришел в Акселератор без навыков английского языка. Спустя две недели он уже свободно выступал на общих пятничных собраниях на английском".
Подписи к фотографиям сектантские какие-то...

Вроде у людей все хорошо, они как бы успешны, но почему-то в глубине души их жалко.

Раскрывать всегда
День 1106: группа «Аэрофлот» впервые за четыре года получила чистую прибыль — 55 млрд рублей

Собираем новости, события и мнения о рынках, банках и реакциях компаний.

Фото РБК
88
44
реклама
разместить
ИИ-ассистент уволил 8 менеджеров и сэкономил бизнесу 2,8 млн руб в год
ИИ-ассистент уволил 8 менеджеров и сэкономил бизнесу 2,8 млн руб в год

Вы можете уже завтра уволить восемь менеджеров, а продажи и лояльность клиентов от этого только вырастут. При этом вы еще 2,8 млн руб/год на ФОТ (фонд оплаты труда) сэкономите. Как это возможно? Сейчас расскажу.

66
Как умирают техногиганты: от самого популярного сайта в Мире до закрытия — история Skype.

На пике своей популярности Skype был одним из наиболее посещаемых сайтов в мире, а само название стало нарицательным для обозначения видеозвонков. На конец 2010 года сервисом пользовались более 663 миллионов человек, что приносило около 740 миллионов долларов выручки, даже при условии предоставления большинства услуг бесплатно. Что же пошло не так?

99
Китайская BYD представила платформу для запуска дронов DJI с крыши автомобиля

Она доступна в Китае по цене около $2200.

Источник: Handout / SCMP
2121
55
11
11
Ожидайте на всей линии фронта
Госдума поддержала в первом чтении законопроект о штрафах до 500 тысяч рублей за продажу энергетиков детям

С 1 марта 2025 года продавать энергетики несовершеннолетним запрещено по всей России.

1313
44
22
22
Меня одного жёстко бесит тот факт, что депутаты у нас ну такие медленные, такие тугодумы....? Травили молодое поколение лет 15, и им столько времени понадобилось чтобы принять меры. Над этим можно только глумиться, над этой ленивой бездарностью
Разработчики протестировали ИИ-модели с помощью игры Super Mario — дольше всех играла Claude 3.7 Sonnet

А быстрее всех «умерла» GPT-4o.

1111
44
11
YandexGPT крашнулась на кнопке старт...
От сложных таблиц к интерактивному дашборду: сколько зарабатывают маркетологи?

Все любят считать чужие деньги. Поэтому мы объединились с ребятами из CLAN Recruiting, чтобы замутить полноценное исследование зарплат маркетологов. Несколько этапов реализации, проектирование интерактивного дашборда и, наконец, мы можем выпустить материал.

От сложных таблиц к интерактивному дашборду: сколько зарабатывают маркетологи?
1010
22
GPT-4.5 — модель с «эмоциональным интеллектом» и «человечными» ответами: отзывы и критика

Собрали комментарии разработчиков, примеры использования и тесты.

1313
11
[]