Офтоп Денис Гордиенко
1 025

Выживаемость маркетплейсов, запущенных на Сервисе ПИ

Площадке для запуска маркетплейсов услуг "Сервис ПИ" на днях исполнится 2,5 года. Дата не очень круглая, но мы решили собрать сводную статистику о том, как идут дела у наших клиентов.

В закладки

Генеральный директор Bright Mobile рассказывает о трудном пути запуска маркетплейса.

Меня часто спрашивают основатели маркетплейсов, которые только ещё вынашивают идею своего проекта, о том, какая статистика выживаемости проектов, сделанных на Сервисе ПИ. Обычно я рассказывал о трёх вариантах развития событий: либо клиент после запуска полгодика тестирует свой проект, а потом понимает, что это не его и забивает, либо дорабатывает принципиальный для его идеи функционал, либо делает первые шаги в маркетинге. Глупо скрывать высокорискованность запуска маркетплейса. Как сказал Александр Горный, выживаемость маркетплейсов почти нулевая. Но тем не менее я решил изучить какие всё-таки дискретные показатели у наших клиентов.

Средняя температура по больнице

Для начала, собрал общую статистику по стартапам и пообщался со знакомыми руководителями компаний по мобильной разработке, чтобы понимать какая ситуация на рынке и с чем сравнивать. Пришёл к таким цифрам:

  • 70% подписанных договоров на индивидуальную разработку не доходят до сторов, отваливаясь на этапе разработки либо по причине конфликта с командой, либо принципиально поменяв идею
  • 10% стартапов выживают в первый год после запуска
  • 2% маркетплейсов переживают путь с момента разработки до 1-го года работы

Картина по рынку грустная, но, как говорится, что имеем, то имеем. Причины я вижу в том, что большинство заказчиков и команд либо не могут найти общий язык, и на выходе получается "я имел ввиду совсем не то", либо проблема с финансированием, когда инвестор отваливается ещё до запуска, либо переключение основателя на более интересный для него проект.

Что с Сервисом ПИ?

Интересная картина на фоне этого получается с Сервисом ПИ. Для тех, кто меня не знает, кратко расскажу о проекте. Сервис ПИ - это некая законченная платформа, которая в большей части дублирует функционал YouDo и служит для быстрого запуска маркетплейса услуг. По большому счёту, у клиента всегда боль в том, что разработка маркетплейса - это дорого и долго. Когда мы проводили конкурентный анализ, то собрали предложения по стоимости от 800 тыс до 3,5 млн и сроки 6-9 месяцев. Как альтернатива, Сервис ПИ даёт колоссальную экономию - 195 400р. и 2 недели на запуск базового функционала.

Всего, за два с половиной года, было запущено 152 таких проекта. У кого-то это классический агрегатор бытовых услуг, как YouDo, но в своём городе, у кого-то узкая ниша, например, помощь дальнобойщикам на трассе, но по всей России.

На текущий момент я вижу 66 живых проекта. Под живыми я понимаю сервисы, которые не сняты со сторов и у которых основатель ежемесячно продляет сервер. То есть, можно сказать, что выживаемость маркетплейсов услуг на Сервисе ПИ в среднем 43%. Думаю здесь будет важно показать разбивку по годам:

  • Выживаемость в первый год - 65%
  • Во второй год - 35%
  • В третий год - 25%

Грубо говоря, четверть проектов, которые запустились на самой заре создания Сервиса ПИ до сих пор живы. По сравнению со стандартной выживаемостью в 2% на первый год статистика шикарная.

Сколько проектов с реальными заявками?

Немаловажным моментом является не только выживаемость как таковая, но и работа с конечными пользователями. Так, из 66 проектов я насчитал 12 тех, у кого в феврале была хотя бы одна заявка в системе. Что качается остальных 54-х, то тут две ярко выраженные ситуации:

  • Основатель переключился на более важные дела, но на идею не забил, а отложил на будущее
  • Основатель видит кроме стандартной механики Сервиса ПИ ещё принципиальный функционал и реализует его сейчас самостоятельно или с нашей помощью

Давайте теперь пройдём по тем 12-и, у которых есть заявки:

  • 1 и более заявок: 12 проектов
  • 10 и более заявок: 8 проектов
  • 30 и более заявок: 3 проекта
  • 100+ заявок: 1 проект

Что касается рекордсмена, то фактическое количество заявок около 170 штук, сервис агрегирует заявки на запчасти для грузовиков со всех доступных около тематических источников и собирает поставщиков на сайте и в приложении.

Какие дальнейшие планы по Сервису ПИ?

Несмотря на хорошие показатели выживаемости наших клиентов я вижу несколько проблемных факторов.

Первый - это стоимость поддержки платформы. Сервис ПИ включает в себя огромный функционал и только содержание платформы и поддержки обходится компании в 225 000р. ежемесячно.

Второй - это постоянно увеличивающиеся маркетинговые затраты. Например, когда я только завёл блог и канал, приходило порядка 10-15 обращений с одного выпуска. Сейчас это число сократилось до 3-5. Почему? Я пришёл к выводу, что мы упёрлись в потолок рынка. Конечно, говорить о том, что мы запустили все маркетплейсы в России было бы слишком самоуверенно, но то, что привлечение новых клиентов становится всё более дорогим - это факт. По большому счёту, с точки зрения маркетинга, расклад такой: либо активно вкладываться в ppc-каналы и закладывать траты на маркетинг в стоимость коробки, повысив цену до 300-400 тыс, либо оставить продажи в пассивном режиме, с продажей 1-2 лицензий в месяц. В обоих вариантах есть риски. Очевидно, что по цене в х2 количество клиентов будет меньше, поэтому, то на то и выйдет. В продажах только на входящих обращениях смысла тоже особого нет - оборот в 2 лицензии будет потрачен на содержание платформы и время на обслуживание заказов, с прибылью в 50-100 тыс в месяц, это совсем не интересно.

Третий - последние несколько месяцев замечаю, что всё больше клиентов стали покупать платформу не для целевого использования. Например, на Сервисе ПИ запущено 2 доски объявлений, сервис по нотификации о пропавших вещах, товарный маркетплейс... От большинства таких клиентов слышу комментарии, о том что дайте нам 30-50% функционала платформы, зачем нам то, что явно использоваться не будет?

На основе этих выводов мы пришли к решению о закрытии продаж Сервиса ПИ с первого марта.

Планы по развитию компании

Третий пункт меня особенно зацепил, т.к. я в этом вижу некую основу для развития. Пообщавшись с техническим директором пришли к решению о запуске нескольких ядер под основные виды запросов на разработку. Наиболее перспективными я считаю:

Принцип ядер в том, что мы даём тот функционал, который 100% нужен в любом типе проекта за существенно меньшие деньги, чем Сервис ПИ, а всё необходимое под ту или иную идею реализуется индивидуально под каждого клиента. Получается, что за плюс-минус те же деньги клиент получает продукт, который больше заточен под его идею.

Техническая основа

С технической точки зрения вижу следующую обратную связь от клиентов, которые заказывают разработку приложений. Вопросы о соразмерности увеличивающегося трафика и затрат на сервер. Вопрос о количестве пользователей, которую система будет стабильно выдерживать. Негатив к Битирксу, как к админке (считаю, что он не обоснован, но возражение такое бывает часто). Вопросы о скорости работы web-view приложения. Ну и, наконец, некоторые клиенты иногда просто забывают продлить сервер, что приводило к удалению серверной части

На основе этих моментов пришли к такому стеку технологий:

  • Приложения на Ionic. Очевидно работает быстрее, чем классический web-view, плюс не нужно заморачиваться с нативными переходами. При этом, принцип делаешь один раз сразу в Android и iOS сохранился.
  • Серверная часть на Firebase. Принцип работы "База данных, как услуга" позволяет обходиться без сервера. Бесплатно Гуглом предоставляется 100 онлайн-подключений (если грубо считать, то это примерно 10 000 установок, где 1% пользователей что-то делает в онлайне), при оплате $25 в месяц (по сути, стоимость хорошего VPS), предоставляется 100 000 онлайн-подключений.

О том, какая будет логика в ядрах расписал на лендингах выше. 05.03 выходит очередной релиз ядра для маркетплейса услуг, я посвящу ему отдельную статью.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Денис Гордиенко", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 20, "likes": 8, "favorites": 23, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 60051, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 02 Mar 2019 13:16:48 +0300" }
{ "id": 60051, "author_id": 127886, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/60051\/get","add":"\/comments\/60051\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/60051"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

20 комментариев 20 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
2

"Сервис ПИ"???
Что это? Кто это? Где это? Предполагается, что читатели знакомы с ним?

Ответить
1

Сервис поиска исполнителей - голая приложуха где можно создавать задания и откликаться на созданные задания. Об этом сервисе вышло уже +100500 статей, вероятно поэтому решили не разжёвывать в тысячный раз что они и кто они, хотя могу ошибаться)

Ответить
0

Хм. Погуглил по VC — и правда, статьи о сабже были. Удивительно, но в памяти ничего не отложилось, хотя VC читаю регулярно. Возможно, дело в названии сервиса, которое, по-моему, не звучит как бренд.

Ответить
2

Запилити сразу на английском для международного рынка. Меня много раз просили поучаствовать в создании маркет плейсов. Да и стартапов которые хотят сделать маркет плейс в какой то узкой области то же хоть отбавляй.

Ответить
0

Услуг или торговли?

Ответить
0

в статье написал - отдельно ядро маркетплейса услуг, отдельно торговый.

Ответить
1

Да я у Александра спросил :)
А у вас есть пример выполненного проекта товарного маркетплейса?

Ответить
1

Нет, ядро несколько дней, как после первого релиза, сейчас веду переговоры с несколькими клиентами о запуске.

Ответить
0

Отлично! Надеюсь потом расскажете и покажете.

Ответить
0

Да, само собой

Ответить
0

Такие предложения поступали уже. Мланируем сделать отдельный модуль мультиязыка. Цена вопроса 10к

Ответить
1

Что такое сервис ПИ? А что такое юду? Почему бы в начале статьи не вставить нормальное описание платформы и его возможности, хотя бы ссылку на сайт ?

Ответить
1

Реальная выживаемость на самом деле 0,7%. Но даже 170 заявок в этом единственном живом проекте, думаю не делает его особо прибыльным. Скорее всего это некий вспомогательный сервис для основного бизнеса. А остальные живые проекты на самом деле мертвые. Бизнес это когда есть прибыль.

Ответить
1

Денис, теперь соберите всех своих клиентов Сервиса ПИ и спросите их о причинах такой статистики. Мое мнение не изменилось. И я озвучивал ее ранее: просто Дизайна нет. Совсем. Отсюда и нулевой выхлоп с поддержки. Потому что там еще пилить и пилить, что бы хоть как то стартонуть + эти обещания ре-дизайна пустые...

Уверен, что в новых Ваших продуктах Вы данные ошибки учтете. Пусть будет дороже, но оно будет привлекательно и пользователю не нужно будет моск ломать, что бы понять, куда нажимать.

Ответить
0

Все же вроде просто: нельзя отдавать разработку основной ценности внешнему подрядчику - это идиотизм (извините за мой французский).

Мало того что это удлиняет и увеличивает бюджет, так еще и не позволяет оперативно реагировать на нужды клиентов.

Если вы предприниматель, желающий создать маркетплейс, то мой совет: нанимайте СТО (или ищите СТО-сооснователя в команду).

Ответить
0

А чем наличие CTO противоречит использованию ядра для такого типа проекта?

Ответить
0

От имени клиента, который приобрел данное решение от "Сервиса Пи" могу сказать, что с технической стороны код написан грамотно но, дизайн серый и очень скучный! Над чем мы сейчас и работаем очень жаль что вы перестали поддержку.
Скажите пожалуйста, возможно ли, нам, сейчас получит от вас приложения для ios? Для начала мы решили что будем работать только под android но не давно решили что необходим и ios

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }