Независимый музыкальный лейбл: как продавать музыку через Bandcamp?

Разбираем 5 инструментов сервиса для независимых артистов на примере андеграундного лейбла Harder & Louder Recordings, издающего drum & bass и hardcore.

Полтора года назад я уже делился с вами опытом ведения процессов маленького андеграундного музыкального издательства. С тех пор немногое поменялось, разве что подросли доходы и появились новые проблемы.

<i>Арт нашего свежего релиза будто бы намекает на бунтарский нрав представителей инди-сцены. На самом деле, это креатив нашего замечательного иллюстратора Кристины из ADN Digital Studio.</i>
Арт нашего свежего релиза будто бы намекает на бунтарский нрав представителей инди-сцены. На самом деле, это креатив нашего замечательного иллюстратора Кристины из ADN Digital Studio.

Появился стабильный инкам от YouTube и, к сожалению, начались перебои с платежами со стороны зарубежного дистрибьютора. Я решил временно прекратить загружать новые релизы через них и начал выкладывать музыку исключительно на сервисе Bandcamp (по ссылке — мой магазин), которым пользуюсь уже с 2012 года.

Разобьем Bandcamp тут!

Bandcamp в музыкальной индустрии стал прибежищем для артистов, не нуждающихся в оформлении контрактов с лейблом и не интересующихся в размещении релизов в музыкальных магазинах. Низкий порог входа, отсутствие бюрократии, дружелюбная техническая поддержка и предельно понятные условия начисления роялти — Даймонду и Грёнбергеру удалось создать комфортный инструмент для артистов, которым претит выстраивать бизнес-процессы поверх творчества.

<i>Смотрим на примере продажи одного двухтрекового релиза.</i>
Смотрим на примере продажи одного двухтрекового релиза.

Площадка берет стандартную комиссию в 15%. Дополнительно взимается плата за процессинг в PayPal. Остальное падает в течение 1-3 рабочих дней на указанный в профиле аккаунт. Да, PayPal многих раздражает своим внутренним курсом валют, но это по-прежнему одна из немногих стабильных в глобальном понимании платежных систем. Для справки, за последние полгода мне не удалось получить ни копейки со своего британского дистрибьютора, по причине отказа банков проводить транзакции в Россию.

<i>День сурка. Кормление завтраками. Тикет по вопросу платежей был открыт еще в ноябре 2018.</i>
День сурка. Кормление завтраками. Тикет по вопросу платежей был открыт еще в ноябре 2018.

Помимо понятной механики “загрузил альбом, пиаришь, продаешь” Bandcamp включает в себя ряд механик, направленных на большую гибкость взаимодействия с музыкальным продуктом. Здесь можно распространять бесплатный контент, наладить процесс краудфандинга, торговать лимитированными партиями мерча. В общем, сегодня я расскажу о простых и понятных механиках, которые сам использовал для получения дополнительной прибыли музыкального независимого лейбла.

1. Краудфандинг. Собираем деньги на альбом.

Опция предзаказа может быть использована на абсолютно любом продукте, в том числе и том, который выйдет через полгода, а то и позже. Главное — оформить описание, подготовить полноценный дизайн обложки, а там уже или указывать pre-order с конкретной датой, или указывать аудитории на то, что предзаказ является прямым вложением в продуктовый бюджет.

Открыв предзаказ на предстоящий к выходу CD, я указал, что если заинтересованных будет много, то альбом может быть дополнен новыми композициями от известных в своем жанре продюсеров. Заручившись поддержкой ряда артистов и имея на руках готовый дизайн для CD, я открыл предзаказ альбома на Bandcamp с условно-запланированной датой.

На одном точно нельзя экономить — это дизайн. Арт был заказан у друзей в <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fadn.agency%2F&postId=63193" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ADN Digital Studio</a>
На одном точно нельзя экономить — это дизайн. Арт был заказан у друзей в ADN Digital Studio

Благодаря артистам, каждый из которых обладал уже устоявшейся фанбазой в социальных сетях, релиз Inner Circle получил 30 предзаказов. Диск стоил €15, €10 стоила цифровая копию альбома. В ходе предзаказа релиз был укомплектован двумя дополнительными композициями на диск и двумя цифровыми бонус-треками.

В итоге с Bandcamp были привлечены средства в €414. Для справки, печать тиража в 100 копий CD-диска в Будапеште, что делается для удобства отправки по основной европейской целевой аудитории, обошлась мне в €300

2. Промо-коды и скидки как инфоповод

Bandcamp располагает системой генерации скидочных купонов, с которыми можно как получить скидку от 10 до 90% на любой объем контента, так и скачать тот или иной альбом бесплатно. Подобный инструмент помогает периодически не только устраивать праздничные акции, но и создавать инфоповод для социальных сетей на ровном месте.

<i>Пример одной из наших акций. Я вручную убавил стоимость нескольких релизов и установил в настройках скидку в 60% на скачивание всей дискографии.</i>
Пример одной из наших акций. Я вручную убавил стоимость нескольких релизов и установил в настройках скидку в 60% на скачивание всей дискографии.

На сегодня продажи дискографии лейбла почему-то перестали быть актуальными, хотя в прошлом благодаря скидкам был получен дополнительный доход в €293. Полагаю, дело в том, что полная дискография требуется совсем уж единичным фанатам нашей музыки. Занятный момент — до того, как Bandcamp внедрил опцию закачки полной дискографии, мне удалось продать 6 копий аналогично собранного каталога в одном альбоме, что принесло €165.

<i>Простой и понятный генератор скидок по коду для check out как одного релиза, так и вообще любого продукта.</i>
Простой и понятный генератор скидок по коду для check out как одного релиза, так и вообще любого продукта.

Таким образом скидки, акции, сборники и промо-коды станут хорошим подспорьем в стимулировании музыкальных продаж. Средний чек в течение недели действия скидочного купона вырастает на €10. Немного? Для маленького лейбла любой евроцент — прекрасное подспорье.

3. Бесплатный контент, который приносит деньги

Делиться бесплатной музыкой — это круто. Во первых, артисты часто согласны на минимальную прибыль, им важнее получить новую аудиторию, засветить свежевышедший материал как можно громче. Bandcamp может здесь выступить как в роли альтруиста с кнопкой “скачать бесплатно”, так и в более тонком режиме.

<i>Встроенный сборщик e-mail — один из лучших инструментов.</i>
Встроенный сборщик e-mail — один из лучших инструментов.

К примеру, мы оставляем кнопку свободного скачивания, но в ответ просим указывать e-mail — эта опция выставляется в настройках релиза одним кликом. Или же выставляем режим “плати, сколько хочешь”. При этом пользователь может указать стоимость альбома “0”, а может добавить 50 евроцентов и заполучить альбом в свою Bandcamp-коллекцию — одной из фишек сервиса является коллекционирование альбомов в собственном профиле пользователя.

Я стараюсь регулярно выпускать бесплатный контент, и зачастую он очень хорошо востребован. Серьёзных средств бесплатная музыка не принесет, но кое-что заполучить можем. Обратимся к статистике продаж: бесплатный альбом The Free Album принес €30 с продаж и пополнил direct mail базу на 100 новых адресов. Позже я сделаю рассылку по ней через бесплатный Mailchimp, которая тоже конвертируется в небольшие, но все-таки продажи.

Всего бесплатный контент принес €72 и более 1500 скачиваний только на Bandcamp, которые конвертировались в базу адресов, по которым идут регулярные рассылки — думаю, это неплохой результат.

4. Продажа физических носителей и мерча

Bandcamp удобен и для торговли виниловыми пластинками, CD-дисками, кассетами, да и, в принципе, чем угодно. Главный плюс — мы обходим необходимость контакта с магазинами, дистрибьюторами и сами отправляем покупателям товар, в том числе релизы, сделанные по DIY-канонам. Два CD-диска, изданные на Harder & Louder, делались крафтово-кустарным способом, без каких-либо издательских квестов. Да, дополнительно релизы были представлены в цифровых магазинах, но 90% продаж пришли именно с Bandcamp.

<i>Провокационно, скажете вы. В 2017 году, когда готовили футболки, оскорбляться еще было некому — люди оценивали дизайн и креатив.</i>
Провокационно, скажете вы. В 2017 году, когда готовили футболки, оскорбляться еще было некому — люди оценивали дизайн и креатив.

Помимо дисков, мы пробовали запускать мерч. Ввиду скромного спроса, ограничились лимитированным тиражом футболок с дизайном опять же от друзей из ADN. В 2017 году футболки, посвященные альбому Utopia от музыканта Perimetre, быстро разобрали именно через Bandcamp. Чистая прибыль составила где-то €50, с учетом того, что часть футболок я допечатал с прибыли в подарок друзьям-коллегам.

5. Мобильный клиент

Приятный довесок, который появился относительно недавно — мобильное приложение. Оно практически бесполезно, не считая возможности оперативного просмотра статистики и чек-листа отправки физических носителей, если бы не одно “но”.

Через мобильный клиент мы можем смотреть не только данные по покупкам и прослушиваниям за неделю или месяц, но и видеть ленту активности и статистику подписчиков (supporters) страницы bandcamp отдельно от тех, кто просто случайно зашел на страницу.

<i> Так выглядит главная обзорная страница приложения Bandcamp для iOS</i>
Так выглядит главная обзорная страница приложения Bandcamp для iOS

Из приложения им одной кнопкой можно отправить сообщение: например, передать привет или — включаем опыт из пунктов выше — отправить промо-код со скидкой или бесплатным музыкальным альбомом.

Вывод

Bandcamp всем своим существованием буквально кричит “долой паразитов-дистрибьюторов!”: это функциональный и удобный сервис для продвижения музыкального продукта, аналогов которому не существует. Если приглядеться, целые нишевые жанры существуют исключительно на этой платформе: это DIY-панк, андеграундный рэп и трип-хоп, блэк-метал — вспомните, например скандальную группу Batushka. Если найти их профиль Bandcamp, вы удивитесь, как хорошо там покупают пластинки.

Инструментарий Bandcamp включает в себя достаточно подробную статистику, и это даже без использования платного pro-аккаунта. Вы будете поставлять музыку заинтересованной аудитории, видеть участие едва ли не каждого слушателя в жизни вашего музыкального дела и понимать дальнейшие экономические перспективы. Увы, Bandcamp не решит проблему формирования “ядра” целевой аудитории — тут нужно параллельно работать в социальных сетях, блогах, настраивать каналы трафика — как минимум, органического.

Понятно, что глобальной популярностью тут и не пахнет, но согласитесь: приятно чувствовать себя свободным, занимаясь творчеством и получая за это деньги напрямую от слушателя.

66
реклама
разместить
Начать дискуссию