Четыре стартапа, в которые никто не поверил, а зря
Любой стартап на начальной стадии сталкивается с этим: скептики, противники или просто завистники ругают и высмеивают все попытки создать революционный продукт.
Все эти люди твердят, что у вас ничего не получится, что за этот проект не стоит и браться, что это – пустая трата времени. Они уверены, что ваша идея – глупость, и вы не стоите вложения денег инвесторов.
Можно ли их винить? Признайтесь, когда вы впервые услышали о Twitter, могли вы предположить, что из него вырастет публичная компания стоимостью 20 миллиардов долларов? Или представьте, что двое студентов пришли к вам с бизнес-идеей по созданию очередной поисковой системы, в то время как вам точно известно, что Yahoo уже прочно монополизировал рынок.
Безумная идея часто оказывается бомбой на миллиард долларов.
А теперь поставьте себя на место тех бизнесменов, которые терзаются сомнениями по поводу перспектив своего проекта. Вы спрашиваете себя, зачем нужно было бросать нормальную работу и рисковать всем ради идеи, в которую никто, кроме вас, не верит.
И когда вы сами окажетесь в таком положении, прочтите эту статью. Пусть она служит вам напоминанием, что даже нынешние короли интернет-рынка с многомиллиардными капиталами когда-то были беззащитными крохами.
Чтобы убедиться в этом, посмотрите, как люди комментировали новости о запуске четырех стартапов, которые сегодня являются крупнейшими игроками интернет-рынка. Вот реальные заголовки изданий и реальные комментарии к ним.
Odeo объявляет о запуске Twitter
15 июля 2006 года Techcrunch публикует статью о том, что компания Odeo запускает мессенджер Twitter. Сотни скептиков тут же раскритиковали проект. Вот как выглядел заголовок:
А вот некоторые комментарии. Первый особенно показателен:
Если вы вдруг не заметили, автор выделил заглавными буквами: «НИКОГДА». Классика.
Вот еще коммент, подлиннее:
С этим комментатором в одном все-таки можно согласиться — Twitter по-прежнему ни на кого не ориентирован.
И вот еще такой коммент:
Этот автор хотя бы апеллирует к названиям (CRV) и делает предположение, что сжечь деньги на барбекю было бы выгоднее.
Burbn объявляет о запуске Instagram
Созданный бывшим сотрудником Google, Instagram первоначально был мобильным приложением, основанным на геолокации. Вот заголовок статьи в TechCrunch (20 сентября 2010 г.) о запуске Instagram:
«Что получилось из Бурбона: Instagram позволяет быстро размещать красивые фото в соцсети»
А вот первые два комментария:
Да, чувак, это классная идея. Может, кто-нибудь уже наконец поговорит с инвесторами и скажет им, пусть вкладывают в реальные бизнес-модели?
И еще один:
То есть кто-то должен сделать плагин для камер, в котором уже будут установлены фильтры? Ну да, кто-то уже сделал что-то подобное. Называется Instagram, и это мобильное приложение. Хорошее, кстати.
Новости о запуске и финансировании UberВ
В случае с Uber мы отобрали два заголовка. Негативных отзывов в начале деятельности этой компании было столько, что мы решили дать представление о том, как изменялись настроения в комментариях по мере становления Uber.
И вот первый заголовок, который удалось найти на TechCrunch (5 июля 2010 г.). Тогда Uber еще возглавлял Райан Грейвс.
«UberCab возьмет на себя хлопоты по вызову такси»
Автор первого комментария сообщает нам, что монополия Uber подходит к концу (заметьте, что комментарий написан в 2012 году):
Под этой статьей было еще несколько комментариев, которые называли основателей Uber «мошенниками», а саму платформу «полным дерьмом». После чего следовало несколько полезных конструктивных советов.
Спустя примерно семь месяцев вышла вторая статья с таким заголовком:
«Полное одобрение: Uber получает $11 миллионов от венчурного инвестора Benchmark Capital»
И вот первый пространный комментарий. Похоже, его писал настоящий эксперт:
Этот автор не только устроил экскурс в экономику рынка коммерческого извоза, но и объяснил, почему оценка Uber является завышенной. Кстати, кто-нибудь, скажите Трэвису Каланику, что этот его Uber отныне — семейный бизнес.
И еще один комментарий покороче:
Разве Uber — это диспетчерская по вызову такси? Пользователи приложения удивились бы, если бы им такое сказали.
Pinterest объявляет о привлечении $27 миллионов
Платформа Pinterest была запущена в марте 2010 года. Компания закрыла первый раунд финансирования в размере 10 млн долларов в середине 2011 г. и затем еще один раунд в размере 27 млн долларов — в октябре 2011 г. Тем самым оценка компании составила порядка 200 млн долларов.
«Подтверждено: Pinterest получает $27 миллионов от венчурного фонда Andreessen Horowitz»
В случае с Pinterest комментаторы настроены уже не так скептично, как в отношении других компаний. Кроме того, сайт TechCrunch к этому времени начал использовать систему комментирования Facebook — возможно, это также сыграло свою роль.
Вот комментарий, автор которого сообщает нам, что идея, лежащая в основе Pinterest — «тупая», а венчурные инвесторы — «наивные»:
А вот еще один короткий комментарий. К чести этого автора, можно согласиться с тем, что Pinterest на деле — лишь «сложная система закладок», хотя и очень удобная.
Теперь все мы знаем о четырех великих стартапах, которые в день запуска все нещадно троллили. Сегодня можно спокойно вспомнить эти комментарии и посмеяться над ними, но ведь до сих пор есть сотни стартапов, которым придется пройти через то же самое.
Конечно, это урок для всех нас. Нужно всегда помнить, — и это самый главный вывод — что если следовать за своей мечтой, прислушиваться к себе и работать до седьмого пота над достижением своей цели, то результат оправдает все испытания. Игнорируйте противников и недоброжелателей, сосредоточьтесь на своем проекте и добейтесь успеха назло всем.
Давайте сразу пройдём по реалиям. 1. Ни один из таких стартапов не мог родиться в РФ, у нас просто нет венчурного рынка. 2. Я по прежнему не верю в Twitter, 12 лет эти ребята жгли деньги и только в 2018 показали небольшую ( в сравнении с уже сожжеными инвестициями) прибыль. Они ни когда не окупятся и такая модель возможна только при постоянном вливании инвестиций. 3. Цель инвесторов понятна, но ведь надувать пузырь вечно не возможно, рано или поздно Буратины закончатся.
Первые два выстрелили, потому что "юзер прежде всего тупой" и "надменный". По сути, все потянулись за мамкиными шутниками и журналистами, за папкиными жоп-моделями и философами. Всем же надо быть "как все". Объединить в одно приложение и наблюдать за срачем со стороны.
Спасибо за интересную статью!
Интересна судьба инвесторов, которые послали нах, а потом когда их
да, перечисленные "выстрелили"... а сколько же их безвестно посзгинуло? ;)