Астероидная пыль вызвала 15-летнюю зиму, убившую динозавров: исследование

Около 66 миллионов лет назад астероид размером больше, чем гора Эверест, врезался в Землю, уничтожив три четверти всего живого на планете, включая динозавров. Это мы знаем. Но то, как именно удар астероида Чиксулуб привел к вымиранию всех этих животных, остается предметом споров.

В последнее время ведущей теорией является то, что сера от удара астероида или сажа от глобальных лесных пожаров, которые он вызвал, затмила небо и погрузила мир в долгую темную зиму, убив всех, кроме немногих счастливчиков.

Однако опубликованное в понедельник исследование, основанное на частицах, найденных на ключевом участке окаменелостей, подтвердило более раннюю гипотезу: ударная зима была вызвана пылью, поднятой астероидом.

Мелкая силикатная пыль из измельченной породы оставалась бы в атмосфере в течение 15 лет, снижая глобальную температуру до 15 градусов по Цельсию, заявили исследователи в исследовании, опубликованном в журнале Nature Geoscience .

Еще в 1980 году отец и сын ученых Луис и Уолтер Альварес впервые предположили, что динозавры погибли в результате удара астероида, который окутал мир пылью.

Их заявление поначалу было встречено с некоторым скептицизмом — до тех пор, пока десятилетие спустя не был обнаружен массивный кратер Чиксулуб на территории нынешнего полуострова Юкатан в Мексиканском заливе.

Теперь ученые во многом согласны с тем, что виноват Чиксулуб.

Но идея о том, что именно сера, а не пыль, стала причиной зимнего удара, стала «очень популярной» в последние годы, рассказал AFP Озгур Каратекин, исследователь Королевской обсерватории Бельгии.

Соавтор исследования Каратекин сказал, что это произошло потому, что считалось, что пыль от удара имела неправильный размер, чтобы оставаться в атмосфере достаточно долго.

Для исследования международная группа исследователей смогла измерить частицы пыли, предположительно образовавшиеся сразу после удара астероида.

«Катастрофический коллапс»

Частицы были найдены на окаменелом участке Танис в американском штате Северная Дакота.

Хотя на расстоянии 3000 километров от кратера, на этом месте сохранился ряд замечательных находок, предположительно датированных непосредственно после падения астероида в слоях отложений древнего озера.

По словам исследователей, частицы пыли имели размер от 0,8 до 8,0 микрометров — как раз тот размер, который позволяет им оставаться в атмосфере до 15 лет.

Введя эти данные в климатические модели, аналогичные тем, которые используются для современной Земли, исследователи определили, что пыль, вероятно, сыграла гораздо большую роль в массовом вымирании, чем считалось ранее.

По их оценкам, из всего материала, который был выброшен в атмосферу астероидом, он состоял на 75 процентов из пыли, на 24 процента серы и на один процент сажи.

Частицы пыли «полностью отключают фотосинтез» у растений как минимум на год, вызывая «катастрофический коллапс» жизни, сказал Каратекин.

Шон Гулик, геофизик из Техасского университета в Остине, не участвовавший в исследовании, рассказал агентству AFP, что исследование стало еще одной интересной попыткой ответить на «горячий вопрос» — что вызвало воздействие зимы — но не дало окончательного ответа.

Он подчеркнул, что выяснение того, что произошло во время последнего массового вымирания в мире, важно не только для понимания прошлого, но и будущего.

«Возможно, мы сможем лучше предсказать наше собственное массовое вымирание, в середине которого мы, вероятно, находимся», — сказал Гулик.

Надеюсь вам понравилась статья.

Так же, у меня есть свой канал, в котором я размещаю интересные новости, обзоры и сервисы по нейросетям и искусственному интеллекту, которые помогают в работе и жизни. Если вам интересна эта тема, буду рад вас там видеть -

Максим

Очень крутая статья, спасибо, репостну себе, сыну позже прочитаю ❤️

Комментарий удален автором поста

Комментарий удален автором поста

Stas Zaelcovsky

"мы сможем лучше предсказать наше собственное массовое вымирание, в середине которого мы, вероятно, находимся"
Я видимо что то пропустил, что за массовое вымирание?

Вышки 5G

nbd86

Сейчас идет либо вымирание видов, либо сокращение их численности, обусловленное нами.

S P
Сергей Коновалов

Да это обе статьи от куда-то слиты. То-ли перевод, то-ли ии.

Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Байд Джонов

Где то читал что Солнце погаснет через 15 миллионов лет. Так что пока можешь не переживать.

NoName

Миллиардов, а не миллионов, и не погаснет, а раздуется и лопнет

Аккаунт удален

Комментарий недоступен

NoName

Ну раздувать его будет долго - за это время можно будет улететь в сторону спутников Юпитера и Сатурна, и забуриться там под лед, потом будет период времени (миллионы лет если что) когда Земля уже сгорит, но на этих спутниках как раз все растопит и станет комфортная температурка (там лед обыкновенный водяной), а потом глядишь и куда подальше можно будет свалить.

Хитрован. Пересидеть решил?

Fallen-117

А-а. Ну это всё меняет.

antxt

В этом контексте крайне романтичная и захватывающая версия о Николе Тесле, который грохнул Тунгусский метеорит при помощи своей башни из США, благодаря чему спас человечество от вымирания. Ну и потом расслабился

Забор крови

А челябинский метеорит чем был?

Леонид Бережной

Очевидно же! Маск постарался.

Слабая реплика Тунгусского

Henry Hetz
Вадим Клюев

ну а теперь нам рассказывают, что мы вымрем, потому что разводим много коров, а по факту достаточно одного вулкана или метеорита - и все, никакого потепления, зимммааа...

Максим Горький

потому что аэрозоли это вам не парники

Ogfrgfkar

Фигня конечно, но в целях одурачивания массового сознания сейчас еще такие сказки работают.

нейронный мозг

Ого, интересный контент на VC.

Дмитрий Шарапов

Прикольно!

Oleg Rico

Реинкарнация идеи об атомной зиме.

день за днем

Судя по холодам, история повториться в 2024

Борис Интеграторов

Что за херня? Земля плоская!!!

Fallen-117