В баре «Стрелка» за чашкой фруктового смузи и сырников наш главред Саша Пеганов поговорил с фаундером компании
Айпадайзер Алексеем Поспеховым о настоящем iPad-журналов и будущем рекламы в мобильных приложениях.
Прим. редактора: мы умело вывели Алексея на беседу постом на Фейсбуке, в котором аноним называл Айпадайзер "мутным подрядчиком" и где было еще много интересного.
***
Саша Пеганов: Привет! Сколько лет твоей компании?
Алексей Поспехов: Вообще, компании в феврале будет два года – начали в 2010 году. Первый айпад я в руки получил в апреле или в мае 2010 года, мне его отец привез из Шанхая, когда он только появился. И как только я взял его в руки, сразу понял, что это будущее – будущее диджитал-паблишинга и айпад-журналов. К тому моменту я работал в агентстве Comunica, и у меня потихонечку начали формироваться мысли, как из этого можно сделать бизнес. Но бизнес фактически удалось начать только месяцев через восемь.
СП: Начинали вы как? Ты ушел из агентства и забрал с собой команду? Или программистов/дизайнеров нашел сам?
АП: Нет, компания, где я работал, вообще не имеет никакого отношения ни к разработке, ни к приложениям. Я оттуда ушел, у меня на тот момент был клиент по social media, одна страховая компания, которая в дальнейшем стала клиентом моей компании. Это был хороший старт – мы частично делали для них social media, частично – разработку внутрикорпоративных приложений и других мобильных историй. А потом все началось, как обычно – холодные звонки, составление стратегии развития, понимание того, что нам нужно, какие есть цены и куда нам нужно идти. Все, как в любом новом бизнесе.
СП: Наше знакомство началось со слива на Фейсбуке. У вас часто бывают такие накладки?
АП: У нас нет, а вообще, у всех накладки бывают, это нормально. На скриншоте – переписка друзей, моей сотрудницы и моей девушки. Не стоит воспринимать это как переписку клиентов.
СП: Это, видимо, какие-то недоброжелатели. А вы как вообще сумели забрать контракт «Сноба»? Он же был у другой компании?
АП: Это очень интересная история. Как вы знаете, менеджмент «Сноба» поменялся. Вообще, «Сноб» первая компания в России, которая начала делать айпад-журналы. Они начали их делать практически с появлением айпадов: это был какой-то самописный американский движок, в который просто подгружались pdf или png-картинки. При этом они уже тогда делали адаптированный контент, это были не просто сканы из журналов. Это случилось буквально через 3-4 месяца после выхода айпадов, и тогда никто не понимал, как это надо делать. Но этим занимался исключительно арт-директор, а когда он ушел, на всю эту историю забили, а платформы двигались вперед – поэтому там сейчас такое большое количество негативных отзывов, - и планировали к осени выпустить обновленную версию.
С весны я стучался в их двери – писал им по электронной почте, писал бумажные письма. А так как они сидят с нами в соседнем офисе, я стал караулить Николая Ускова каждое утро, и в какой-то момент поймал на улице, схватил за руку и сказал: «Я писал Вам письмо, давайте будем делать айпад-журнал». Он сказал, что тематика вообще-то интересная, но он в них не очень верит. Я пообещал показать ему новый движок, за которым будущее айпад-журналов.
СП: Недавно была статья о том, что iPad-версии даже ведущих западных журналов не окупаются, и не очень понятно, когда и кто будет на этом зарабатывать.
АП: Здесь вопрос в том, что мы подразумеваем под термином заработать. Насколько мне известно, например, Wired сейчас имеет около ста – ста пятидесяти тысяч активных подписчиков. За последние месяцы они очень поднялись в интерактивной рекламе – особенно если смотреть британский, там прекрасные кейсы. То есть вопрос в том, что мы хотим видеть. Это скорее не стартап, на котором можно заработать миллиарды долларов, но стабильный развивающийся бизнес, за которым будущее. В России с весны – лета случился огромный рост айпад-журналов, и издатели фиксируют десятикратный-двадцатикратный рост.
СП: Мы говорим про цифры абсолютные, а не относительные? Если говорить про «Сноб» - я понимаю, может, коммерческая тайна – но сколько его скачивают?
АП: Я, на самом деле, не могу сейчас сказать цифры, потому что еще не начался активный маркетинг. Но уже сейчас, хотя не было ничего, кроме обновления киоска и маленького поста на Фейсбуке, порядка 6,000 обновлений приложения, и около 1,000 новых скачиваний. По деньгам сказать не могу, но процентов 80 подписываются сразу на год (годовая подписка стоит тысячу рублей). Для меня это стало открытием, я думал, годовая подписка будет процентов 10-15, не больше.
СП: Вы делаете журнал – и все? Не получаете деньги от подписки?
АП: Этого я сказать не могу, но мы помогаем им продавать рекламу, разрабатывать креатив, техническую реализацию.
СП: Почему у тебя первый айпад? Ты что совсем?
АП: Потому что вторые и третьи на работе. Вообще, конечно, ответ должен звучать так: Первый – потому что никак не могу купить чехол Louis Vuitton под третий, а ходить с обычным не комильфо *смеется*
(прим. редактора - у Алексея iPad чехол Луис Виттон)
СП: А если говорить про других клиентов, кто у вас есть, кроме «Сноба»?
АП: Вообще, у меня в бизнесе четыре направления деятельности: создание мобильных приложений, диджитал-паблишинг, mobile services - не знаю, как по-русски звучит, это когда мы предлагаем, допустим, интеграцию сложной системы аналитики, управление пуш-рассылками и маркетинг приложений для компаний формата «Связной», «Эльдорадо», и мобильная реклама.
СП: Про вас не очень слышно в медиа-тусовке.
АП: Да, мы не очень занимаемся селф-пиаром, потому что время - деньги. Я как владелец и руководитель компании занят больше поиском новых доходов и построением отношений с клиентами. К сожалению, профессиональные тусовки не дают клиентов, они скорее для тех, кто работает в индустрии – чтобы понимать, куда можно двигаться.
СП: Не знаю, ни разу не видел полезной тусовки профессионалов. Но это наверное моя проблема. Так что про других клиентов?
АП: Мы делаем корпоративное издание для одного автомобильного бренда, работаем c брендами "Кофемания", "Республика", Red Espresso Bar, ФК “Спартак”, по рекламе сотрудничаем с Grape Media. Наш доход в 2012 относительно 2011 вырос на 400 процентов. Цифры говорить не могу, но они достаточно серьезные для компании, которая создана с нуля – у нас нет инвестиций, все, что зарабатываем – на то и живем.
СП: Блин, опять какие-то относительные проценты. Но мы можем это косвенно проверить – ты на чем сюда приехал?
АП: На ситроене С4.
СП: То есть, вряд ли оборот больше миллиарда рублей?
АП: Абсолютно верно.
СП: Видишь, я легко выдаю аналитику на уровне Коммерсант ФМ. Правда, что журнал стоит всего 300-500 тыс рублей?
АП: Цена одного номера 300-350 тыс рублей. В эту цену заложена стоимость технологической платформы.
СП: Вообще, ты видишь какое-то будущее в подобном диджитал-паблишинг-бизнесе? В России, по крайней мере?
АП: Я думаю, в целом да. Когда критическая масса устройств достигнет определенного пика, тогда появится возможность реальной монетизации. Потому что сейчас, чтобы монетизировать журнал, нужно очень сильно оптимизировать все косты. Проблема в том, что нет людей, которые смогут четко выстроить стратегию по монетизации – это общий бич, у нас много менеджеров и нет людей, которые понимают про бизнес.
СП: Если мы говорим про Запад, есть какие-то еще истории успеха, реально зарабатывающие деньги?
АП: Да, английская группа Future заработала, если не ошибаюсь, больше 5 млн долларов в 2011 году на своих айпад-журналах. Это ниша, которую нужно застолбить сейчас, потому что появляются новые платформы, как Kindle, который в Америке сейчас очень популярен. И контент должен быть под все платформы, нужно понимать, чем они различаются и как продаются. У нас сейчас, конечно, не айпад – планшетов на Андроид в России очень мало.
СП: Мы недавно писали, что вот в Китае Андроид опережает всех. В России как-то иначе это?
АП: Я очень люблю приводить пример – нас Apple приглашал на свое мероприятие Apple Russia в апреле, и они рассказывали, что среднее количество установленных приложений на айфоне – 12-14 штук. На Андроиде – 2. Еще огромный плюс Apple в том, что все стандартизировано, у iPad Mini есть такое же разрешение, как у первого и второго iPad.
[caption id="" align="alignnone" width="1024"]
Аскетичный Сноб[/caption]
СП: Кстати, я трогал Mini, мне не очень понравился.
АП: Ну, а мы уверены, что это реально шаг вперед, потому что женщины в России – это основные потребители iPad-журналов, и они смогут носить его с собой.
СП: Если бы у Айпадайзера не было других направлений, ты смог бы зарабатывать только на журналах?
АП: Я не могу рассматривать это как разные направления, все направления существуют в одном ключе. Это один бизнес, в котором есть разные департаменты. Расчленять их – нет смысла. Мы делаем айпад-журналы и продаем туда рекламу, делаем приложения – продаем туда рекламу и т.д. – это бизнес. Мой бизнес может существовать только когда у него много разных направлений, потому что они сами себя дополняют. Есть, например, приложение «Тануки» по доставке суши – у него больше 200 тыс установок, десятки тысяч заказов в месяц, минимальный заказ от тысячи рублей. Можно перемножить одно на другое и получить примерную цифру, сколько денег им приносит мобильный канал.
Мобильная коммерция – это реально будущее, потому что конверсия там безумная. В интернете хорошей конверсией считается 1 процент, в мобильных устройствах это 30-35 процентов.
СП: А какое самое успешное приложение у вас?
АП: Рекомендую
всем смотреть «Сноб», сейчас еще доделывем приложение для сети ресторанов «Урюк».
СП: Ты говорил, у тебя есть компания, которая будет заниматься мобильной рекламой. Получается, ты уходишь в новый бизнес?
АП: Приблизительно так. В Айпадайзере я остаюсь, если можно так выразиться, членом совета директоров, состоящего из меня одного. Компания вышла на определенные обороты, на длительные контракты – то есть, может существовать и без моего огня. Безусловно, я определяю стратегическое развитие компании, но сейчас думаю, возможно, привлечь еще какие-то деньги для развития. Потому что не секрет, что чтобы увеличить доходы, необходимо еще энное количество денег вложить еще, органический рост не может происходить в геометрической прогрессии.
СП: Как называется твоя новая компания?
АП: Mads.xxx, мы подписали большое количество клиентов и площадок, продаем рекламу в неигровых мобильных приложениях и айпад-журналах. Мы видим в этом огромный потенциал, яркий пример - «Ведомости» под айпад и айфон имеют в месяц 4 млн просмотров и аудиторию в районе 500-600 тыс.
СП: Ты говорил про мобильную рекламу, сколько примерно стоит CPM?
АП: Рыночный СPM – тысяча рублей за тысячу показов, на айпаде 2 тысячи за тысячу показов. Но это выстрел в голову, в плане аудитории.
СП: Это охереть как дорого. Мы успешно продаем за 600 рублей, но две штуки это как-то запредельно. Ты говорил, что под этот бизнес вы получили инвестиции?
АП: Надо понимать, что инвестиции такого рода – это не в машины и офисы, а в зарплаты людей, которые будут работать. В моей команде все прекрасно знают, сколько мы зарабатываем и за что они получают деньги, такая честность - это очень правильно, потому что у нас люди привыкли получать деньги за то, что они классные. Инвестиции, которые я привлек – это бюджет под мою команду, не очень большие суммы. Думаю, в середине декабря мы громко о себе объявим.
СП: Ого, ну будем ждать. Спасибо за уделенное время!