Фейки в новом фильме о Наполеоне
Исторический разбор кино открывает кладезь человеческой фантазии. Поэтому даже скучную картину интересно изучать. В этот раз я посмотрел фильм Ридли Скотта и как историк обнаружил три мощных фейка
Жена французского короля Мария-Антуанетта шла на казнь с шикарной причёской
На самом деле, Марию-Антуаннету, наверняка известную вам по выражению "Нет хлеба - ешьте пирожные" (эта фраза тоже выдумка), перед казнью была пострижена. Вот рисунок художника, который свидетельствовал гильотирование 16 октября 1793 года:
Наполеон покинул Египет, когда узнал, что Жозефина изменяет ему
На самом деле, долго находящийся в информационной изоляции Бонапарт узнаёт из случайно попавшей в его руки газеты, что Австрия, Англия, Россия и Неаполитанское королевство возобновило войну против Франции; Суворов успел разгромить французов в Италии и движется к Альпам, хочет захватить Францию; а сама Франция погрязла в смуте. Дальше полная цитата из книги Тарле:
«<Наполеон> передал верховное командование армией генералу Клеберу, приказал в спешном порядке и строжайшей тайне снарядить четыре судна, посадил на них около 500 отобранных им людей и 23 августа 1799 г. выехал во Францию, оставив Клеберу большую, хорошо снабженную армию, исправно действующий (им самим созданный) административный и налоговый аппарат и безгласное, покорное, запуганное население огромной завоеванной страны».
Наполеон просто так расстреливает безоружную толпу женщин и стариков, потому что он тиран-тираныч и циничный карьерист
На самом деле, история объемнее кадров Ридли Скотта. Историк Евгений Тарле подробно описывает значимость разгрома восстания роялистов.
Во-первых, Наполеон убил надежды монархистов на возвращение династии Бурбонов. Именно Бурбоны, отняв у него власть, будут править во Франции с 1814 по 1830 годы. Правда, эта связь событий режиссёра мало заботит – в фильме вы увидите, как у власти после Бонапарта оказывается похожий на свою же собачку толстяк в смешном парике. Кто такой? Почему он на Венском конгрессе? Вам лишь скажут, что это Людовик.
Во-вторых, после разгрома городская буржуазия ослабла в своих потугах возвратить власть.
В-третьих, армия показала верность республиканским идеалам. Лично для Бонапарта исторический смысл 13 вандемьера заключался в том, что генерал усилил свой авторитет в военных кругах.
Ого! – оказывается не Наполеон такой жестокий тиран-тираныч, а это элиты его времени были совсем не персиковым пушком. Да и во многих слоях общества, как пишет тот же Тарле,
«на него стали смотреть, как на человека очень большой распорядительности, быстрой сметливости, твёрдой решимости... <и далее историк продолжает> …Но сам Бонапарт мечтал о другом. Его тянуло на театр военных действий, он мечтал уже о самостоятельном командовании одной из армий Французской республики».
Ридли Скотту пофиг. Актеру просто надо сказать другому актёру, играющего Барасса: «Я не хочу быть замом». А кем хочет быть 26-летний генерал с лицом питерского торчка – пусть зритель сам решит после сцены расстрела безоружной толпы.
Весь исторический разбор фильма смотрите на моём Ютуб-канале: