Фейки в новом фильме о Наполеоне

Исторический разбор кино открывает кладезь человеческой фантазии. Поэтому даже скучную картину интересно изучать. В этот раз я посмотрел фильм Ридли Скотта и как историк обнаружил три мощных фейка

Кадр из фильма "Наполеон" (2023). Реж. Ридли Скотт
Кадр из фильма "Наполеон" (2023). Реж. Ридли Скотт

Жена французского короля Мария-Антуанетта шла на казнь с шикарной причёской

Кадр из фильма
Кадр из фильма

На самом деле, Марию-Антуаннету, наверняка известную вам по выражению "Нет хлеба - ешьте пирожные" (эта фраза тоже выдумка), перед казнью была пострижена. Вот рисунок художника, который свидетельствовал гильотирование 16 октября 1793 года:

На голове Марии-Антуанетты - чепчик
На голове Марии-Антуанетты - чепчик

Наполеон покинул Египет, когда узнал, что Жозефина изменяет ему

На самом деле, долго находящийся в информационной изоляции Бонапарт узнаёт из случайно попавшей в его руки газеты, что Австрия, Англия, Россия и Неаполитанское королевство возобновило войну против Франции; Суворов успел разгромить французов в Италии и движется к Альпам, хочет захватить Францию; а сама Франция погрязла в смуте. Дальше полная цитата из книги Тарле:

«<Наполеон> передал верховное командование армией генералу Клеберу, приказал в спешном порядке и строжайшей тайне снарядить четыре судна, посадил на них около 500 отобранных им людей и 23 августа 1799 г. выехал во Францию, оставив Клеберу большую, хорошо снабженную армию, исправно действующий (им самим созданный) административный и налоговый аппарат и безгласное, покорное, запуганное население огромной завоеванной страны».

Евгений Викторович Тарле, историк, специалист по истории жизни Наполеона I

Наполеон просто так расстреливает безоружную толпу женщин и стариков, потому что он тиран-тираныч и циничный карьерист

Подавление восстания роялистов (сторонников монархии Бурбонов) 13 вандемьера
Подавление восстания роялистов (сторонников монархии Бурбонов) 13 вандемьера

На самом деле, история объемнее кадров Ридли Скотта. Историк Евгений Тарле подробно описывает значимость разгрома восстания роялистов.

Во-первых, Наполеон убил надежды монархистов на возвращение династии Бурбонов. Именно Бурбоны, отняв у него власть, будут править во Франции с 1814 по 1830 годы. Правда, эта связь событий режиссёра мало заботит – в фильме вы увидите, как у власти после Бонапарта оказывается похожий на свою же собачку толстяк в смешном парике. Кто такой? Почему он на Венском конгрессе? Вам лишь скажут, что это Людовик.

Во-вторых, после разгрома городская буржуазия ослабла в своих потугах возвратить власть.

В-третьих, армия показала верность республиканским идеалам. Лично для Бонапарта исторический смысл 13 вандемьера заключался в том, что генерал усилил свой авторитет в военных кругах.

Ого! – оказывается не Наполеон такой жестокий тиран-тираныч, а это элиты его времени были совсем не персиковым пушком. Да и во многих слоях общества, как пишет тот же Тарле,

«на него стали смотреть, как на человека очень большой распорядительности, быстрой сметливости, твёрдой решимости... <и далее историк продолжает> …Но сам Бонапарт мечтал о другом. Его тянуло на театр военных действий, он мечтал уже о самостоятельном командовании одной из армий Французской республики».

Евгений Викторович Тарле, историк, специалист по истории жизни Наполеона I

Ридли Скотту пофиг. Актеру просто надо сказать другому актёру, играющего Барасса: «Я не хочу быть замом». А кем хочет быть 26-летний генерал с лицом питерского торчка – пусть зритель сам решит после сцены расстрела безоружной толпы.

Весь исторический разбор фильма смотрите на моём Ютуб-канале:

Где показана правда, а где вымысел? Почему у героя Хоакина Феникса двадцать лет одно и тоже лицо? Зачем британо-американский режиссёр поднял тему бонапартизма в 2023 году? Обзор полезен и перед походом в кино
11
Начать дискуссию